Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.docx

— 84.22 Кб (Скачать)

    Согласно  современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в  «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной  деятельности, представленный в материально-вещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде выполненных работ и услуг» . Здесь же отмечается, что «интеллектуальный продукт - результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности человека». Образовательный процесс включает не только «изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные, художественные произведения, творения искусства», но также производство «человека образованного», «специалиста».

    С известной долей условности можно  сказать, что когда мы рассуждаем об экономике образования, то о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.

    Более того, поскольку образовательно-производственный процесс, как и любое производство, предполагает использование рабочей  силы, технических средств, материалов, энергии, различных услуг, то есть затрат денег, то произведенный продукт  обладает стоимостью.

    Вопрос  о том, что такое «услуга» вообще, российское общество решило положительно. Сегодня мы пользуемся услугами посредническими, рекламными, консультационными, аудиторскими, информационными, охранными и иными. И это не вызывает у нас отрицательных  эмоций. Услуга — это работа, выполняемая  на заказ по договору между потребителем и исполнителем (производителем) при  соответствующей оплате.

    Что же касается образования, то в этом вопросе отечественная экономическая мысль пребывает в некоторой растерянности. Далеко не все специалисты распространяют на образование объективный экономический закон стоимости, который регулирует связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений. Согласно этому закону «производство и обмен товарами осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения».

    Не  учитывать этого наша экономическая  мысль уже не может. Поэтому стали  появляться работы по экономике образования, в которых понятия «товар», «услуги», «стоимость» трактуются все более  современно. Например, в том же «Большом экономическом словаре» говорится, что существуют «услуги нематериальные, то есть направленные на удовлетворение потребностей человека как индивидуума  и как члена общества. К ним  относятся потребности в образовании, медицине, средствах сообщения, информации, духовном развитии, культурном досуге, социальной защите, внешней и внутренней безопасности» . Более того, вводятся понятия «услуги потребительские» - результаты деятельности, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах, «потребительские услуги могут быть материальными и нематериальными, рыночными и нерыночными» ;«услуги в сфере образования - услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными)»

    Современная вузовская практика сделала актуальной проблему «общественного товара» (услуги), производство которого обеспечивается государством при условии, что она  приносит существенные выгоды обществу» ; «услуги нерыночные - услуги населению или для удовлетворения коллективных общественных потребностей, издержки которых возмещаются из государственного бюджета или благотворительных фондов. К таким услугам в значительной мере относится здравоохранение, просвещение, культура, государственное управление и т. д.» Здесь мы сталкиваемся с широко распространенным в мире и прочно укоренившимся в массовом сознании представлением об образовании как общественном благе, которое должно быть доступно каждому, кто хочет и способен обучаться. Не случайно право на образование, согласно международным документам и Конституции РФ, относится к одному из основополагающих прав человека, будучи сопредельным с правом на жизнь и труд, ибо через образование человек развивается и во многом благодаря ему становится человеком.

    Вопреки такому пониманию государство финансирует  образование все хуже. Тем не менее  следует признать, что в действиях  правительства есть своя логика, которую  общество не хочет принять.

    Бесспорным  и громаднейшим достижением социализма было то, что он превратил образование  в общественное благо для всех. Государство с первых лет советской  власти расходовало на нужды образования  огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в  индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и др. Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом. Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений.

    Как понимаются сегодня, в условиях рыночных отношений, «общественные блага»? «Блага общественные - товары и услуги, предоставляемые  государством на нерыночной основе» . Итак, понятие блага прежнее. Реальная же ситуация за это время получила заметное развитие.

    По  сравнению с 1980-1981 учебным годом (СССР) численность приема студентов в вузы России к 2005-2006 учебному году выросла в 2,5 раза. По сравнению с 1994-1995 годом количество студентов в вузах РФ составило в 2005 году 5 млн. 947 тыс. человек, т. е. также увеличилось более чем в 2,6 раза. При этом доходы государства, в полной собственности которого остались 4,1% из 3 млн. 648 тыс. предприятий и организаций (оно практически полностью избавилось от нефтедобывающей и прочих высокодоходных отраслей промышленности), сократились в несколько раз. Совершенно очевидно, что нынешнее государство не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Образование перестало быть общественным благом для всех.

    Применительно к образованию товаром, на мой  взгляд, являются не только образовательные  услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают  его потребительную стоимость, может  предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е. товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант. Так, как это  происходит, например, в профессиональном спорте и т. п. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...».

    При этом не суть важно, каким образом  человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его  образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром. Мы видим, как ныне выпускники российских госвузов (особенно математики, физики, химики, программисты), отучившись за счет госбюджета, устраиваются работать в частные  фирмы или уезжают за границу, если у них есть такая возможность. Почему они уезжают — известно всем: там им во много раз больше платят. Иначе говоря, они продают  свои ЗУНы.

    Стоит еще раз подчеркнуть, что вуз  торгует не людьми, а услугами, которые  отчуждаются от вуза в тот момент и в той мере, когда обучаемый  усвоил объем и качество знаний, навыков и умений, предлагаемых вузом. С этого момента полученная образовательная  услуга в полном объеме становится собственностью — «частным благом», «индивидуальным благом» человека-специалиста.

    ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ  К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ  В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ.

    2.1 Особенности бюджетного  финансирования высшего  образования

      Финансовое обеспечение предоставления  высшего образования за счет  средств федерального бюджета  осуществляется в имеющих государственную  аккредитацию образовательных и  научных организациях независимо  от организационно-правовой формы  и формы собственности путем  формирования государственного  задания на оказание государственных услуг физическим лицам.

    Финансовое  обеспечение предоставления высшего  образования в государственных  образовательных учреждениях, находящихся  в ведении субъектов Российской Федерации, в случае установления им соответствующего государственного задания  осуществляется также за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных  учреждений высшего образования  в случае установления им соответствующего муниципального задания – за счет средств муниципальных бюджетов.

      За счет средств федерального  бюджета финансируется получение  высшего образования по программам бакалавриата  и программам подготовки специалиста лицами, имеющими среднее общее образование и результаты единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), не ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, количества баллов по результатам единого государственного экзамена, дающим право на получение высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет средств федерального бюджета, а также лицами, имеющими право на прием без вступительных испытаний в образовательные организации высшего образования в соответствии с пунктом 7 статьи 137 настоящего Федерального закона.

    Объем финансового обеспечения предоставления высшего образования по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста за счет средств федерального бюджета рассчитывается с учетом направлений подготовки (специальностей) и вида образовательной организации  высшего образования.

      Число обучающихся по программам  бакалавриата и программам подготовки  специалиста за счет средств  федерального бюджета определяется  самостоятельно образовательной  организацией высшего образования,  имеющей государственную аккредитацию, в рамках предельной численности  обучающихся, установленной в  лицензии образовательной организации,  за исключением случаев, предусмотренных  настоящим Федеральным законом.

    Финансовое  обеспечение предоставления высшего  образования по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета осуществляется путем распределения  количества обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.

    Конкурсное  распределение количества обучающихся  по программам магистратуры за счет средств  федерального бюджета осуществляется между образовательными организациями  высшего образования на основании  следующих критериев:

    а) кадровый и научный потенциал  образовательной организации, объем  и результаты проводимых научных  исследований;

    б) результаты единого государственного экзамена студентов, зачисленных на первый курс (год) обучения, а также  число студентов, принятых без вступительных  испытаний в соответствии с пунктом 7 статьи 137 настоящего Федерального закона (в случае, если образовательная  организация реализует образовательные программы бакалавриата и подготовки специалиста помимо магистратуры);

    в) государственного статуса (вида) образовательной  организации высшего образования, установленного в результате государственной  аккредитации.

    Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд» к отношениям по конкурсному распределению количества обучающихся по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета  не применяется.

    Финансовое  обеспечение предоставления высшего  образования, подготовки научно-педагогических кадров в военно-учебных заведениях, в государственных и муниципальных  казенных образовательных учреждениях  осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе выступать государственными (муниципальными) заказчиками на оказание услуг по предоставлению высшего  образования по определенным направлениям (специальностям), имеющим важное отраслевое, региональное, местное значение. Порядок  формирования государственного заказа на оказание услуг по предоставлению высшего образования устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 

    2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения.

    Введение  обязательной платы за высшее образование  является необходимой составляющей перехода к современной и эффективной  форме организации учебного процесса в вузах. Противники перехода к платному высшему образованию считают, и  не безосновательно, что это может  существенно нарушить права значительной части населения, которые, согласно Конституции, гарантируют равенство  доступа к образованию. При этом часто не принимается во внимание то обстоятельство, что Россия, несмотря на продолжающиеся дискуссии о правомерности  взимания платы за обучение в вузах, уже вышла в мировые лидеры по показателям относительной платности  высшего образования, опередив (по упрощенным методикам оценки) страны-лидеры - Японию и США по уровню частных инвестиций в высшее образование: (примерно 50 - 60 %).

Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России