Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа
Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ
Согласно
современным научным
С известной долей условности можно сказать, что когда мы рассуждаем об экономике образования, то о студенте можно говорить как о продукции, находящейся в стадии производства, а о выпускнике — как о конечном продукте.
Более
того, поскольку образовательно-
Вопрос о том, что такое «услуга» вообще, российское общество решило положительно. Сегодня мы пользуемся услугами посредническими, рекламными, консультационными, аудиторскими, информационными, охранными и иными. И это не вызывает у нас отрицательных эмоций. Услуга — это работа, выполняемая на заказ по договору между потребителем и исполнителем (производителем) при соответствующей оплате.
Что же касается образования, то в этом вопросе отечественная экономическая мысль пребывает в некоторой растерянности. Далеко не все специалисты распространяют на образование объективный экономический закон стоимости, который регулирует связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарно-денежных отношений. Согласно этому закону «производство и обмен товарами осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда, уровнем спроса и предложения».
Не
учитывать этого наша экономическая
мысль уже не может. Поэтому стали
появляться работы по экономике образования,
в которых понятия «товар», «услуги»,
«стоимость» трактуются все более
современно. Например, в том же «Большом
экономическом словаре» говорится,
что существуют «услуги нематериальные,
то есть направленные на удовлетворение
потребностей человека как индивидуума
и как члена общества. К ним
относятся потребности в
Современная вузовская практика сделала актуальной проблему «общественного товара» (услуги), производство которого обеспечивается государством при условии, что она приносит существенные выгоды обществу» ; «услуги нерыночные - услуги населению или для удовлетворения коллективных общественных потребностей, издержки которых возмещаются из государственного бюджета или благотворительных фондов. К таким услугам в значительной мере относится здравоохранение, просвещение, культура, государственное управление и т. д.» Здесь мы сталкиваемся с широко распространенным в мире и прочно укоренившимся в массовом сознании представлением об образовании как общественном благе, которое должно быть доступно каждому, кто хочет и способен обучаться. Не случайно право на образование, согласно международным документам и Конституции РФ, относится к одному из основополагающих прав человека, будучи сопредельным с правом на жизнь и труд, ибо через образование человек развивается и во многом благодаря ему становится человеком.
Вопреки
такому пониманию государство
Бесспорным и громаднейшим достижением социализма было то, что он превратил образование в общественное благо для всех. Государство с первых лет советской власти расходовало на нужды образования огромные средства, благодаря чему добилось выдающихся результатов в индустриализации, развитии вооружений, освоении космоса и др. Граждане СССР, как само собой разумеющимся, десятилетиями пользовались этим общественным благом. Инженеров и других специалистов становилось все больше, а ценность образования между тем в глазах молодежи падала: зачем получать профессиональное, тем более высшее образование, если рабочий зарабатывает больше инженера и научного сотрудника? Многие пользовались образованием по инерции, из соображений престижности. Государство же продолжало поддерживать масштабы образования, прежде всего из идеологических соображений.
Как понимаются сегодня, в условиях рыночных отношений, «общественные блага»? «Блага общественные - товары и услуги, предоставляемые государством на нерыночной основе» . Итак, понятие блага прежнее. Реальная же ситуация за это время получила заметное развитие.
По сравнению с 1980-1981 учебным годом (СССР) численность приема студентов в вузы России к 2005-2006 учебному году выросла в 2,5 раза. По сравнению с 1994-1995 годом количество студентов в вузах РФ составило в 2005 году 5 млн. 947 тыс. человек, т. е. также увеличилось более чем в 2,6 раза. При этом доходы государства, в полной собственности которого остались 4,1% из 3 млн. 648 тыс. предприятий и организаций (оно практически полностью избавилось от нефтедобывающей и прочих высокодоходных отраслей промышленности), сократились в несколько раз. Совершенно очевидно, что нынешнее государство не в состоянии обеспечить бесплатное обучение всем желающим стать студентами. Образование перестало быть общественным благом для всех.
Применительно к образованию товаром, на мой взгляд, являются не только образовательные услуги вуза, но и его выпускники-специалисты. В том смысле, что образованный человек, обладающий знаниями, навыками и умениями, которые и создают его потребительную стоимость, может предложить свои услуги для продажи, которые могут быть куплены тем, кто в них нуждается. Эти услуги и являются объектом купли-продажи, т. е. товаром. Покупается, разумеется, не человек, а его знания, способности, мастерство, талант. Так, как это происходит, например, в профессиональном спорте и т. п. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...».
При этом не суть важно, каким образом человек получил образование: бесплатно, за счет государства или за свои собственные деньги. От этого его образованность (знания, умения, навыки) не перестает быть товаром. Мы видим, как ныне выпускники российских госвузов (особенно математики, физики, химики, программисты), отучившись за счет госбюджета, устраиваются работать в частные фирмы или уезжают за границу, если у них есть такая возможность. Почему они уезжают — известно всем: там им во много раз больше платят. Иначе говоря, они продают свои ЗУНы.
Стоит еще раз подчеркнуть, что вуз торгует не людьми, а услугами, которые отчуждаются от вуза в тот момент и в той мере, когда обучаемый усвоил объем и качество знаний, навыков и умений, предлагаемых вузом. С этого момента полученная образовательная услуга в полном объеме становится собственностью — «частным благом», «индивидуальным благом» человека-специалиста.
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение предоставления высшего образования в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в случае установления им соответствующего государственного задания осуществляется также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений высшего образования в случае установления им соответствующего муниципального задания – за счет средств муниципальных бюджетов.
За счет средств федерального
бюджета финансируется
Объем
финансового обеспечения
Число обучающихся по
Финансовое обеспечение предоставления высшего образования по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета осуществляется путем распределения количества обучающихся по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров за счет средств федерального бюджета на конкурсной основе.
Конкурсное распределение количества обучающихся по программам магистратуры за счет средств федерального бюджета осуществляется между образовательными организациями высшего образования на основании следующих критериев:
а) кадровый и научный потенциал образовательной организации, объем и результаты проводимых научных исследований;
б)
результаты единого государственного
экзамена студентов, зачисленных на
первый курс (год) обучения, а также
число студентов, принятых без вступительных
испытаний в соответствии с пунктом
7 статьи 137 настоящего Федерального закона
(в случае, если образовательная
организация реализует
в)
государственного статуса (вида) образовательной
организации высшего
Федеральный
закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» к
Финансовое
обеспечение предоставления высшего
образования, подготовки научно-педагогических
кадров в военно-учебных заведениях,
в государственных и
Федеральные
органы исполнительной власти, органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органы местного
самоуправления вправе выступать государственными
(муниципальными) заказчиками на оказание
услуг по предоставлению высшего
образования по определенным направлениям
(специальностям), имеющим важное отраслевое,
региональное, местное значение. Порядок
формирования государственного заказа
на оказание услуг по предоставлению
высшего образования
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения.
Введение
обязательной платы за высшее образование
является необходимой составляющей
перехода к современной и эффективной
форме организации учебного процесса
в вузах. Противники перехода к платному
высшему образованию считают, и
не безосновательно, что это может
существенно нарушить права значительной
части населения, которые, согласно
Конституции, гарантируют равенство
доступа к образованию. При этом
часто не принимается во внимание
то обстоятельство, что Россия, несмотря
на продолжающиеся дискуссии о правомерности
взимания платы за обучение в вузах,
уже вышла в мировые лидеры
по показателям относительной
Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России