Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Новое время выдвигает новые требования к образованию, в том числе такие, как создание условий для массового профессионального образования при сохранении элитарного высшего образования, основанного на принципах отбора абитуриентов, а также предоставление возможности гражданам в любом возрасте, в любое время, в любом месте независимо от социального статуса получать любое необходимое качественное образование. Таким образом, система высшего образования, при переходе к устойчивому развитию общества, должна существенно отличаться от традиционной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ…………………5
Состояние системы высшего образования в России………………………5
Образование как производственный процесс и как услуга………………10
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСИРОВАНИЮ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………17
2.1 Особенности бюджетного финансирования высшего образования……...17
2.2 Особенности финансирования коммерческого обучения………………...19
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ………...25
3.1 Организационно-экономическая структура высшего образования………25
3.2 Динамика социально-экономического развития высшего образования…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..………………………………………………..39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по эк.теории.docx

— 84.22 Кб (Скачать)

    Сегодня более 50% студентов российских вузов  всех форм собственности платят за свое обучение в полном объеме и  при этом практически лишены каких-либо форм финансовой поддержки со стороны  государства. Лишь недавно гражданам  было предоставлено право частичного возмещения затрат на образование детей  в форме льгот по подоходному  налогу. Но такая форма финансовой поддержки весьма ощутима для  богатых и совершенно незначительна  для тех, кто в ней действительно  нуждается, - лиц с небольшими доходами. При столь высоких в целом по стране показателях платности высшего образования уровень зарплаты преподавателей государственных вузов, привязанный к уровню бюджетного финансирования высшего образования, как уже отмечалось, остается недостойно низким. Обещаемое правительством ежегодное увеличение бюджетных ассигнований на высшее образование, по оценкам авторитетных экономистов, способно лишь компенсировать потери от инфляции и роста цен. Меры по введению платы за обучение в государственном секторе высшего образования не должны ущемлять гарантированное Конституцией право равного доступа к нему для всех, кто по результатам обучения на предшествующих ступенях доказал свою способность и готовность осваивать образовательные программы высшего образования. Во второй половине XX в. по этому пути пошли большинство развитых стран. Переход к массовому высшему образованию в этих странах сопровождался ускоренным ростом численности приема студентов в вузы, отставанием темпов наращивания бюджетного финансирования от темпов роста студенческих контингентов, сокращению финансирования в расчете на одного студента и нарастанию угрозы снижения качества высшего образования.

    Опыт  применения образовательного кредитования за рубежом позволил доказать социально-экономическую  эффективность специфических схем кредитования студентов, не имевших  аналогов в практике обычного банковского  кредитования и поэтому недостаточно известных в нашей стране. Главной  особенностью таких образовательных  кредитов является привязанность условий  возврата кредитных средств к  будущим доходам выпускников. Студенты, получившие кредиты, возвращают их по окончании учебного заведения только в те периоды трудовой деятельности, когда их доходы превышают средние  по стране. Срок возврата кредита не устанавливается, поэтому может  растягиваться на весь период трудовой деятельности выпускника. Заинтересованность в возможно быстром возврате заемных  средств стимулируется постоянным начислением процентов за пользование  кредитом, иногда весьма высоких.

    Через 4-5 лет после предоставления первых кредитов государство начинает получать средства возвратного потока, объем  которых от года к году возрастает и к исходу первого десятилетия  может достигнуть 40-50% от объема ежегодно выдаваемых кредитов. В целом коэффициент возврата кредитных средств в подобных схемах кредитования студентов может достигать 70% и более. Средства возвратного потока могут стать реальным вкладом граждан в совместное с государством финансирование высшего образования. Этот поток является дополнительным, и поэтому совершенно неправомерны звучащие порой пессимистические оценки перспективности введения в России образовательного кредитования на основании совершенно справедливо прогнозируемой неполноты возврата кредитных средств.

    С учетом зарубежного опыта может  быть предложена обобщенная схема бюджетного финансирования высшего образования, основанная на государственных образовательных  кредитах, характеризуемая следующими основными рамочными положениями:

    1. Государство устанавливает и  в дальнейшем корректирует соотношение,  определяющее доли участия граждан  и государства в оплате стоимости  обучения в вузах. Как уже  отмечалось, в большинстве развитых  стран граждане оплачивают 25-40% стоимости  обучения. С учетом недостаточности  бюджетного финансирования и  фактически сложившихся пропорций  между платным и бюджетным  высшим образованием это соотношение  в России на начальном этапе  может быть принято равным 50:50 с последующим плавным экономически  обоснованным снижением доли  участия граждан до 25-30%. Указанное  соотношение может быть дифференцировано  по профилям вузов: технические,  педагогические, медицинские, экономические  и т.д.

    2. Доля вносимой студентом платы  за обучение может быть установлена  одинаковой для всех или определяться  в зависимости от выявленных  способностей и успехов на  предшествующей ступени обучения  и/или уровня материальной обеспеченности  семьи студента. Для выполнения  конституционной нормы о праве  граждан на бесплатное получение  высшего образования на конкурсной  основе в России можно установить  норму, согласно которой наиболее талантливые и успешные студенты (10-15 % от всего контингента) будут получать образование полностью за счет бюджета. Граждане могут вносить плату за обучение в установленном размере в начале учебного года из собственных средств или за них эту плату вносит государство, предоставляя необходимые средства на условиях гарантированного образовательного кредита.

    По  первой схеме выбор из этих двух вариантов может быть добровольным. Для тех, кто вносит плату за себя сам, может быть предоставлена скидка по оплате.

    По  второй схеме все студенты полностью  или частично обязаны внести плату  за обучение в объеме, определяемом вузом на основании представляемых студентом документов о доходах  семьи. Недостающие средства государство  предоставляет студенту на условиях гарантированного образовательного кредита.

    3. Сохраняется академическая стипендия,  которую государство выплачивает  из бюджета наиболее успешным  студентам (те же 10-15% от всего  контингента). Вместо социальных  стипендий для покрытия расходов  на социальные нужды студентам  предоставляются дополнительные  гарантированные социальные образовательные  кредиты, размер которых устанавливается  с учетом материального положения  студентов и местных условий.

    При обсуждении практических аспектов введения образовательного кредитования в России обычно поднимается самый важный вопрос - где взять средства на образовательные  кредиты. Подчеркнем, что схема персонифицированного финансирования бюджетных средств  через образовательные кредиты  предлагается как альтернатива существующей системе финансирования высшего  образования, а не в качестве ее дополнения. Поэтому для образовательных  кредитов должны использоваться средства, которые сейчас выделяются из бюджета и совершенно неэффективно расходуются в высшем образовании. В этом случае система финансирования высшего образования становится простой и ясной для всех участников и, как показывают расчеты, более эффективной.

    Представим  себе, что в основном сохраняется  существующий порядок выделения  вузам финансирования из бюджета  по результатам конкурсного размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием. Сохраняются и правила приема, в том числе с учетом результатов  единого государственного экзамена. Принятые в вуз абитуриенты, кроме  тех 10-15%, которым будет предоставлено  право обучаться бесплатно, подписывают  договор с представителем государства (вузом) о том, что средства на обучение в вузе им предоставляются государством в кредит. Средства, которые ранее  выделялись вузам из бюджета на социальные стипендии, распределяются между нуждающимися и оформляются как передаваемые им на условиях государственного социального  кредитования. В результате государство, не затратив ни единого дополнительного рубля из бюджета, через введение системы льгот по образовательным кредитам получит эффективные рычаги реализации своих стратегических интересов в системе образования: студентам, закончившим вуз с отличием, задолженность по кредиту может быть погашена, например на 20%; выпускники педагогических и медицинских вузов, отработавшие по специальности 3 года, получат 50%-ное погашение задолженности по кредиту, 5 лет - 100%-ное. Студенты, которые по окончании вуза сами выбрали место работы, будут возвращать кредит, предоставленный государством на оплату получения высшего образования.

    Однако  предложенная схема требует внесения корректив в Бюджетный Кодекс РФ, который не предусматривает возможности  кредитования из бюджета физических лиц. Поэтому в рамках реализации концепции модернизации российского  образования предлагаются проекты, согласно которым средства на образовательные кредиты выделят банки. По одной из схем, чтобы кредит (банковская ссуда) стал привлекательным для граждан, предлагается установить для заемщиков льготный процент (около 10% годовых), а разницу (5-6%) между льготной ставкой и реальной стоимостью кредита (15-16% годовых) банкам будет возмещать государство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. СТРУКТУРА ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ В  РОССИИ.

    3.1 Организационно-экономическая  структура высшего  образования. 

     Создание условий для устойчивого развития системы высшего профессионального образования (ВПО) является одной из главных задач российского образования.

    В качестве одного из важнейших направлений  модернизации образования выступает  разработка организационно-экономического механизма функционирования системы  ВПО.

    Разработка  организационно-экономического механизма  функционирования и развития основывается на таких понятиях как:

  • Увеличение сложности какой –либо системы;
  • Улучшение приспособленности системы к внешним условиям;
  • Увеличение масштабов явления;
  • Количественный рост экономики  и качественное улучшение  ее структуры;
  • Социальный прогресс.

    Другими словами, развитие представляет собой  количественное или качественное изменение  системы.

    Количественная  составляющая характеризуется расширением  сети вузов, ростом числа студентов, строительством новых объектов в  системе ВПО, увеличение объема ресурсного обеспечение, поступление в систему  бюджетных средств и др.

    Качественная  составляющая развития может быть  представлена повышением доступности и качества ВПО, ростом эффективности использования поступающих ресурсов, расширением разнообразия форм организаций, осуществляющих образовательную деятельность и др.

    Количественное  развитие системы ВПО за последние  годы по отдельным параметрам можно  охарактеризовать  по данным в табл.1.1.

    Приведенные данные показывают, что количественные параметры системы ВПО меняются, но однозначно указать на развитие количественного роста нельзя, поскольку  число вузов меняется, но меняется с небольшой амплитудой в обе  стороны, прием студентов и государственные  и муниципальные вузы после 2003 г. Снижается. При этом выпуск студентов  растет, но можно ожидать его снижения вследствие снижения приема. Хотя эта  тенденция может быть скомпенсирована  снижением отсева студентов. Следует  отметить, что за более длительный срок тенденция количественного  роста системы выражена, но и в  этом случае наблюдается замедление темпами роста на обучение.

    Таблица 1.1. Показатели количественного  развития системы  ВПО

    Основные  показатели деятельности вузов     2001     2002     2003     2004     2005
    Число государственных  и муниципальных  вузов     621     655     652     662     655
    Прием студентов в них, тыс. человек     1263,4     1299,9     1411,7     1384,5     1372,5
    Выпуск  студентов из них, тыс. человек     647,8     753,1     860,2     930,4     978,4

    Источник: Образование в Российской Федерации:2008. Статистический ежегодник.- М.:ГУ- ВШЭ, 2008.- 528 с. 

    В качестве основных направлений модернизаций образования на период до 2010 года были определены три основных направления  изменения качественного состояния системы образования: повышение доступности, качества и эффективности ее функционирования. В частности, цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.

Информация о работе Экономические проблемы развития системы высшего образования в современной России