Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций
Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между
- уровнем безработицы,
- величиной валового
(Y − Y *)=− Buc
Y *
Y — фактический ВНП (Валовой национальный продукт )
Y* — потенциальный ВНП
uc — уровень циклической
B — эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2.5)
По каждой стране в зависимости от периода будет свой коэффициент В.
Из формулы следует, что если
циклическая безработица в
К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:
Совокупность экономических
средств, образует финансовые отношения.
Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.
Финансовая система общества
Государство как центральный институт по управлению обществом состоит из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта:
§ государственные органы власти;
§ региональные органы власти;
§ хозяйствующие субъекты;
§ население.
У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы.
Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей.
Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Финансовая система
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Финансовая система – это совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.
Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками. Финансовая система рассматривается с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.
Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.
Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.
Организационная структура финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.
В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и управления.
Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):
*государственный бюджет;
*местные финансы;
*специальные внебюджетные
*финансы государственных корпо
Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.
Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.
Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов:
1) Налоговые органы;
2) Налоговое законодательство;
3) Налоги — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.;
4) Пошлины - особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев;
5) Сборы - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий ;
6) Другие платежи.
Налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной
2) принцип справедливости, заключающийся
в равной обязанности граждан
платить налоги соразмерно
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно
которому налог должен
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили
свою актуальность и поныне. Однако
за более чем двухсотлетнее
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (
Принцип справедливости
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования
Принцип соразмерности
Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис 2). Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) - при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.