Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

Закон Оукена - экономический закон наличия обратной зависимости между

- уровнем безработицы, превышающим  естественный; и

- величиной валового национального  продукта страны.

 

(Y − Y *)=− Buc

     Y *

 

Y — фактический ВНП (Валовой национальный продукт )

Y* — потенциальный ВНП

uc — уровень циклической безработицы

B — эмпирический коэффициент  чувствительности (обычно принимается 2.5)

 

По каждой стране в зависимости  от периода будет свой коэффициент  В.

Из формулы следует, что если циклическая безработица в стране отсутствует, фактический ВНП равен  потенциальному, т.е. в экономике  задействованы все возможные  производственные ресурсы.

 

 

  1. Финансовые отношения и финансовая система общества.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической  категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

  • государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;
  • государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;
  • предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;
  • предприятиями и банками при получении кредитов, уплате процентов за кредит, хранении денежных средств на счетах в банках;
  • предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;
  • предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда;
  • предприятиями и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при расчетах за приобретенные товарно-материальные ценности (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), а также при реализации готовой продукции и оказании услуг. Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм собственности (Т-Д) и возникают финансовые отношения, в результате которых предприятие получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником образования прибыли и денежных фондов.

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами  и отдельными гражданами в связи с движением денежных

средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы — это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

Финансовая система  общества

Государство как центральный институт по управлению обществом состоит  из политической, экономической, социальной, религиозной и других структур. Основу экономической структуры составляют отношения, возникающие в государстве. В них участвуют четыре субъекта:

§ государственные органы власти;

§ региональные органы власти;

§ хозяйствующие субъекты;

§ население.

 

У каждого из этих субъектов свои права и обязанности. С целью  реализации этих прав они вступают в определенные отношения, в т.ч. и товарно-денежные, что приводит к возникновению финансовой системы.

 

Понятие «финансовая система» употребляется  в двух значениях: во- первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей.

 

Финансовая система - это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

 

Финансовая система государства  является отображением форм и методов  конкретного использования финансов в экономике.

Финансовые системы некоторых  государств могут отличаться по своей  структуре, но они все имеют общий признак - это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако, тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.

 

Финансовая система – это  совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические  формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

 

Финансовая система - совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными  потоками. Финансовая система рассматривается  с двух сторон: по внутреннему строению и организационной структуре.

 

Внутреннее строение финансовой системы отображает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Она состоит из сфер и звеньев.

Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений. В основу выделения сфер и звеньев положен уровень экономической системы.

 

Организационная структура  финансовой системы – это совокупность финансовых органов и институтов, которая характеризует систему управления финансами.

 

В основе выделения органов управления финансовой системой лежит её внутренняя структура. Общее управление финансовой деятельностью в стране осуществляют органы государственной власти и  управления.

 

Структура финансовой системы – это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы):

*государственный бюджет;

*местные финансы;

*специальные внебюджетные фонды;

*финансы государственных корпораций.

 

Вместе с тем, возможны и другие варианты структуризации финансовой системы. Например, выделение финансов холдингов, финансово-промышленных групп, финансов семей и граждан.

 

 

  1. Налоговая система, ее сущность и основные элементы

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

 

Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Налоговая система включает в себя шесть взаимосвязанных элементов:

1) Налоговые органы;

2) Налоговое законодательство;

3) Налоги — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определенных действий.;

4) Пошлины - особый вид налогов и сборов, взимаемых государством в лице государственных органов с юридических и физических лиц за определенные виды услуг (при заключении договоров об аренде, передаче ценных бумаг, регистрации предприятий, оформлении наследства, провозе товаров через границу и в ряде других случаев;

5) Сборы - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий ;

6) Другие платежи.

 

 

  1. Сущность и принципы налогообложения. Виды налогов

Налогообложение — это принудительное и безвозмездное взимание правительством или местными органами власти платежей (налогов) с физических лиц и организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики.

 

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принцип хозяйственной независимости  и свободы налогоплательщика,  основанный на праве частной  собственности; как считал А.  Смит, все остальные принципы  занимают подчиненное данному  принципу положение;

2) принцип справедливости, заключающийся  в равной обязанности граждан  платить налоги соразмерно своим  доходам: «...соответственно их  доходу, каким они пользуются  под покровительством и защитой  государства»';

3) принцип определенности, из которого  следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4) принцип удобности, согласно  которому налог должен взиматься  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие  удобства для плательщика;

5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

 

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили  свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип справедливости;

2) принцип соразмерности;

3) принцип максимального учета  интересов и возможностей налогоплательщиков;

 

4) принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов  нуждается в отдельном рассмотрении.

 

 Принцип справедливости

Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования

 

 Принцип соразмерности

Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.

 

Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис 2). Артур  Лэффер - американский экономист, профессор  Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) - при построении своей кривой показал  зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.

Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который  не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, налогообложение  как экономическая категория  имеет свои пределы, определяемые в  соответствии с принципом соразмерности.

 

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.

Уровень налогового предела может  повышаться, как правило, только в  чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.

Информация о работе Экономическая теория