Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

 Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков

Данный принцип является одним  из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом  налогообложение должно характеризоваться  определенностью и удобством дяя налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей... Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты»

Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.

 

Безусловно, именно из данного принципа исходил российский законодатель при  принятии Федерального закона от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»*, в котором предусматривается замена множества налогов одним.

Кроме того, одним из проявлений данного  принципа можно считать возможность  выбора налогоплательщиком того или  иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»^ с 1997 года предприятия могут самостоятельно определять порядок уплаты налога на прибыль - либо поквартально с уплатой авансовых платежей, либо ежемесячно, но без внесения авансов по налогу.

Однако в ряде случаев современное  российское налоговое законодательство вступает в противоречие с данным принципом.

 

 Принцип экономичности (эффективности)

Принцип экономичности называют также  принципом эффективности, так как  по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной

порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами  выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном  законодательстве норму, согласно которой  при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько  видов:

  • Прямые и косвенные
  • В общем, налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как личный подоходный налог, налоги на прибыль, имущества и т.п. Косвенные же налоги — это налоги на добавленную стоимость, налог с продаж и т.п.
  • Аккордные и подоходные
  • Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода
  • Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные

Подоходные налоги сами делятся  на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
  • Пропорциональные налоги — налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода

 

 

  1. Государственный бюджет: структура, принципы построения. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

 

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению  и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный проце́сс.

Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных  структур образуют бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Структура бюджетной системы той  или иной страны зависит, прежде всего, от его государственного устройства. В странах, имеющих унитарное  устройство, бюджетная система имеет  двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (Российская Федерация, США, ФРГ) имеются промежуточные звенья – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1. Образование бюджетного фонда  (бюджетные доходы);

2. Использование бюджетного фонда  (бюджетные расходы);

3. Контрольная;

Принципы:

  • Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
  • Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
  • Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
  • Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
  • Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
  • Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
  • Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
  • Гласность.
  • Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

 

 

 Бюджетный дефицит и государственный долг.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

 

Требования к бюджету

В идеале бюджет любого уровня бюджетной  системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

 

В мировой практике существуют следующие  виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

 

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

 

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два  типа госдолга:

  • Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.
  • Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

 

В случае конвертируемой валюты, все  кредиторы (держатели облигаций) как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.

 

 

  1. Кредит: сущность, принципы и формы

Креди́т (лат. creditum — заём от лат. credere — доверять) — экономические отношения между кредитором и заёмщиком по поводу передачи временно свободной денежной суммы (стоимости) на принципах возвратности, срочности, платности. Также возможны другие условия предоставления денежных средств, такие как целевое использование, обеспеченность и др.

 

Сущность кредита и его основные участники

Креди́т — экономическая категория, представляющая собой определённый вид общественных отношений, связанных  с движением стоимости на условиях возвратности. В качестве субъектов  креди́тных отношений выступают кредитор и заёмщик.

Возникновение кредита как особой формы стоимостных отношений происходит тогда, когда стоимость, высвободившаяся у одного экономического субъекта, какое-то время не вступает в новый воспроизводственный цикл. Благодаря кредиту она переходит от субъекта, не использующего её (кредитор), к другому субъекту, испытывающему потребность в дополнительных средствах (заёмщик).

 

Формы кредита

1.      Коммерческий кредит – кредит, предоставляемый предприятием другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Часто оформляется векселем. Цель такого кредита – ускорить реализацию товаров и получение прибыли.

2.      Банковский кредит – кредит, предоставляемый банками и др. кредитными организациями заемщикам в виде денежных ссуд. Сфера его использования шире, чем коммерческого.

3.      Потребительский кредит – кредит, предоставляемый физическим лицам. Выступает в форме потребительского коммерческого кредита (продажа товаров в рассрочку) и потребительского банковского кредита (ссуды на потребительские нужды).

4.      Государственный кредит – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступает государство.

5.      Международный кредит – движение ссудного капитала м/у странами.

Принципы кредита

  • Срочность кредита предполагает, что возвращать кредит следует заемщиком не в любое приемлемое для него время, а в точно определенный срок, установленный кредитным договором. Нарушение срока возврата кредита является для кредитора основанием применить к заемщику штрафные санкции, например увеличение взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в России - свыше трех месяцев) - возвращение кредита в полной сумме и процентов по кредиту в судебном порядке.
  • Возвратность кредита означает необходимость возврата кредита в определенный срок, установленный в кредитном договоре. Сроки возврата кредита устанавливаются с учетом его целевого назначения, вида и срока кредитования. Возвратность кредита означает нормальное функционирование банка и всей банковской системы, и, соответственно, возвратность кредита имеет огромное значение для стабильного функционирования всей экономики.
  • Возвратность кредита тесно взаимосвязана с его обеспечением, т.е. зависит от способности заемщика предоставить необходимые и достаточные гарантии своевременного возврата кредита. Обеспеченность кредита выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств.
  • В современных условиях нельзя быть до конца уверенным, что заемщик вернет кредит и уплатит проценты по нему, даже если его финансовое состояние стабильно и направления вложения средств являются выгодными.
  • Платность кредита выражается в том, что банк за предоставленные свои средства во временное пользование заемщику взимает с последнего определенную плату. Принцип платности реализуется банком через процентную политику банка, т.е. плата за кредиты взимается в форме процента, размер которого устанавливается соглашением между кредитором и заемщиком в кредитном договоре. Процентная ставка кредита - своего рода стоимость кредитных ресурсов банка - обеспечивает возмещение затрат по вкладным операциям и содержание сотрудников, получение прибыли и других расходов банка.

Информация о работе Экономическая теория