Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:38, курс лекций

Описание работы

Экономика — это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 924.50 Кб (Скачать)

 

Платность кредита выполняет  следующие функции:

- перераспределение свободных  денежных средств юридических  и физических лиц;

- регулирование производственного  процесса и обращения путем  перераспределения кредитных ресурсов  на микро- и макроэкономическом  и межгосударственном уровнях; 

- регулирование инфляционных процессов  в кризисные периоды. 

  • Принцип дифференцированности кредита означает, что процентные ставки по кредитам зависят от вида, срока и целевой направленности кредита. Например, процентная ставка по краткосрочным кредитам выше, чем по долгосрочным, от кредитного риска каждой кредитной сделки зависит процент за нее. Дифференциация кредитования зависит от показателей платежеспособности и кредитоспособности заемщика.
  • Целевая направленность кредита распространяется на большинство видов кредитов, выражая необходимость целевого использования полученных средств заемщиком от кредитора. Кредит должен быть использован строго по назначению. Например, кредит полученный на выплату заработной платы не должен использоваться на приобретение товарно-материальных ценностей. Сотрудники кредитного отдела банка осуществляют последующий контроль за целевым использованием выданных кредитов заемщиком.
  1. Банковская система в рыночной экономике, ее сущность и уровни развития.

Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

 

Уровни банковской системы

В настоящее время практически  во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются  двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует  центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную деятельности, на втором - коммерческие банки.

 

Одноуровневый вариант  построения банковской системы может  быть в случаях, когда:

  • в стране еще нет центрального банка;
  • в стране есть только центральный банк;
  • центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

 

Первый случай соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и другие кредитные  организации) без какой-либо координации  их деятельности могли выполнять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила.

Примером второго случая может  служить монобанковская система во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы).

Третий случай также апробирован  в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим  функции центрального банка и  обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. XX в. вплоть до принятия в 1987 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства в дополнительных кредитах мог при отсутствии ресурсов "в одном кармане" (аккумулированных свободных денежных средств и др.) брать средства "в другом", не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

 

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и вклад (ресурс) в хозяйстве. "Капиталотворческая" функция, т.о., могла иметь и действительно имела место, вызвав формирование "мнимых" вкладов и увеличение платежных средств в хозяйственной практике. Необходимо отметить, что капитало-творчеством банки могут (в определенных пределах) заниматься при любом построении банковской системы.

 

 

  1. Экономический рост, его сущность, типы основные источники

Экономический рост определяют как долгосрочную тенденцию увеличения реального выпуска на душу населения. Краткосрочные колебания выпуска в научной литературе обычно относятся к теории деловых циклов, и не являются предметом изучения для теории экономического роста. В отличие от экономического развития, экономический рост — количественный показатель.

 

Под реальным выпуском обычно понимают реальный ВВП.

Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и т. д.

 

 

В современной теории роста обычно выделяют четыре типа экономического роста:

  • равномерный рост стран-лидеров (наблюдается в США, Европе),
  • чудеса роста (Япония, Южная Корея, Гонконг),
  • трагедии роста (некоторые страны Центральной Африки)
  • отсутствие экономического роста (например, Зимбабве).

 

Различают экстенсивный рост — рост, вызванный увеличением количества использованных ресурсов (природных ресурсов, труда, капитала) и интенсивный рост — рост, вызванный улучшением технологии.

Факторы обеспечивающие экономический рост

  • Количество и качество природных ресурсов
  • Трудовые ресурсы
  • Капитал
  • Технический прогресс
  • Инвестиции

Источник экономического прогресса  заложен в господствующих производственных отношениях, в их соответствии производительным силам. Устаревшие производственные отношения  ослабляют экономические интересы человека, коллектива, предпринимателя. И наоборот, в условиях соответствия производственных отношений потребностям развивающихся производительных сил экономические интересы наполняются и выступают ускорителем экономического прогресса.

Частная предпринимательская деятельность рождает исключительно сильный стимул развития инновационной деятельности, повышает эффективность производства. Именно эти стимулы становятся основой экономического роста. Опираясь на них, Европа, начиная с XV века, все более уверенно становилась на путь интенсивного развития.

Активную роль в подъеме (или  спаде) экономики играет надстройка, прежде всего хозяйственная политика государства.

 

 

  1. Государственное регулирование экономики: формы и методы. Экономическая политика государства.

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов.

 

Государство отвечает за:

  • Фискальную политику (бюджет, налоги)
  • Монетарную политику (денежные средства, кредиты)
  • Внешнюю торговлю
  • Распределение доходов

 

Методы регулирования  разделяются на:

  • Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)
  • Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика
  • внешнеэкономическое регулирование

 

Формы регулирования

  • Государственные целевые программы (социальные)
  • Прогнозирование
  • Моделирование экономических ситуаций

 

Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.

 

Причины регулирования:

1) Наличие в стране общественных  благ (образование, здравоохранение,  охрана окружающей среды и  др.)

2) Наличие частного и общественного  характера производства 

3) Возникновение отрицательных  эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы)

4) научно-технический прогресс 

5) Тенденция к монополизации 

6) Наличие международной конкуренции.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА - проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Включает структурную, инвестиционную, финансово-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

 

 

  1. Социальная политика государства. Ее сущность, основные направления. Система социальной защиты.

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через местные и региональные органы власти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

 

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

 

Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста  и подчинение производства интересам  потребления, усиление трудовой мотивации  и деловой предприимчивости, обеспечение  должного уровня жизни и социальной защиты населения, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

 

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной  зависимости решения социальных проблем от экономического и политического  положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

 

Важнейшие направления  государственной социальной политики:

  • создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей;
  • установление социальных нормативов и стандартов (прожиточного минимума);
  • защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен (используется показатель индекс стоимости жизни);
  • стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий;
  • защита интересов потребителей;
  • социальная поддержка безработных и малоимущих;
  • прием и обслуживание беженцев и вынужденных мигрантов.

 

Социальная помощь, как  правило, осуществляется адресно и  ее конкретное содержание определяет ряд факторов, а именно:

  • возраст (дети, молодежь, работающие граждане, пенсионеры);
  • условия труда (нормальные, неблагоприятные, вредные);
  • социальное положение (рабочие, служащие, фермеры, предприниматели);
  • уровень доходов (прежде всего, малообеспеченные семьи).

 

Социальная защита - в широком смысле - деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав.

Социальная защита - в узком смысле - комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Мероприятия по организации  социальной защиты -

Информация о работе Экономическая теория