История экономики России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:42, лекция

Описание работы

Конспект лекции по истории экономических учений.

Работа содержит 1 файл

конспект лекции.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

1. Добиваться введения "твердых" денег, свободнообменивающихся на серебро и золото, что было необходимо для развития внутреннего и внешнего товарообмена, притока иностранных инвестиций.

2. Добиваться улучшения торгового баланса за счет сокращения импорта и расширения экспорта.

3. Создание возможно большей сети железных дорог, направленных к облегчению доставок к границам главного предмета нашей тогдашней торговли - хлеба.

4. Сокращение казенного железнодорожного строительства и, наоборот, расширение частной инициативы при известной поддержке и контроле со стороны государства.

5. Достижение равновесия в государственном бюджете за счет сокращения непроизводственных расходов в пользу "производственных предприятий". При этом основными статьями доходов государственной казны Рейтерн называл традиционные источники: подушную подать, доход с государственных имуществ, акцизный доход с продажи сахара, вина и т.д., а также таможенные сборы. Здесь Рейтерн придерживался в значительной степени традиционных взглядов, возлагая основную тяжесть налогового бремени на низшие слои населения.

6. Введение изменений в таможенный тариф для пресечения контрабанды при сохранении в целом политики протекционизма.

7. Дальнейшая концентрация финансового хозяйства страны. Контроль со стороны министерства финансов за попытками других министерств превысить сметные расходы.

В целом положение дел при М.Х. Рейтерне финансово-налоговой сферы оставалось, хотя и неустойчивым, но более менее стабильным. К 1877 году ему удалось поднять процентное соотношение металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 8,7% в 1864 году до 18,9%, т.е. укрепить кредитный рубль. Однако начавшаяся русско-турецкая война потребовала огромных расходов. Правительство было вынуждено пойти на выпуск необеспеченных кредитных билетов на сумму 398 млн. рублей. В результате курс кредитного рубля на 1 января 1878 года упал до 69,1 золотых копеек и продолжал падать в следующем году.

В значительной степени это проистекало из того, что Рейтерн не сумел кардинально перестроить соотношения доходных статей бюджета. В целом правительство продолжало ориентироваться на традиционные поступления на протяжении всего периода с 1861 - 1880 гг. Из чего же складывались основные доходы (без учета оборотных и чрезвычайных доходов) Российской империи, и какова же была динамика роста различных статей бюджета?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные государственные доходы Российской империи за 1861 - 1880 годы

(в тысячах серебряных рублей)

 

Год

Подати и оброки

За право тор-говли

Питей-ный доход

Соля-ной доход

Табач-ный и сахар-ный доход

Лесной доход

Поступ-ления с казен-ных и част-ных ж/д

Прочие доходы

Таможен-ный доход

Итого обыкно-венных доходов

1861

53201

5242

126288

7074

3592

2369

2660

99751

32753

329930

1865

69046

9598

123910

9096

5548

3975

10898

98158

26268

356497

1870

98184

11965

164353

12042

10498

8063

13983

98663

42685

460436

1875

119311

14626

198053

11391

14220

11101

20000

105729

63651

558091

1880

112567

15294

223437

13795

17841

14519

13462

121248

96375

628538


 

Хотя доля государственных доходов, получаемых за счет сбора традиционных оброков и податей по сравнению с XVIII веком сильно упала, они, тем не менее, составляли существенную часть поступлений, почти столько же, сколько давали к 1880 году таможенные пошлины. При этом следует отметить, что удельный вес этой статьи доходов оставался практически неизменным.

По-прежнему существенную часть поступлений в казну давала продажа спиртного - от 38 до 35,5%.

Около 5% в совокупности давали поступления от акцизов на соль, табак и сахар. От 1,5 до 2,5% давали поступления от права на торговлю. С 10 до 15% поднялся удельный вес доходов от таможенных сборов, хотя в абсолютных цифрах он вырос почти в 3 раза.

Существенные изменения начали происходить со статьями доходов, которые хотя и давали в то время незначительную часть поступлений, но отражали положительные тенденции, происходившие в экономике. В данном случае имеются в виду поступления от железных дорог и продажи табака и сахара. В первом случае рост составлял в абсолютных цифрах более 5 раз, а удельный вес поднялся с 0,8% до 3%. Во втором случае в абсолютных цифрах он также превысил 5 раз, а в процентном соотношении вырос с 1 до 2,8%. Это показывало на сколько динамично развивались данные отрасли.

Тем не менее структура поступления доходов оставалась во многом традиционной, опиравшейся в значительной степени на старые полуфеодальные источники. Например, оброки, подати, питейный и таможенный доходы составляли в совокупности в 1861 году 66,4%, а в 1880 году - 70,9%. Это приводило к тому, что в налоговой системе продолжали накапливаться негативные моменты. Росли недоимки, возрастал государственный долг и т.д. Все это требовало внесения корректив в финансовую политику правительства.

Новый этап реформ в финансовой и налоговой областях был связан с деятельностью Н.Х. Бунге, который занимал пост министра финансов в 1881 - 1886 гг.

Первым шагом, который был предпринят при Бунге, было принятие закона от 28 дека6ря 1881 г. о снижении размеров выкупных платежей на 12 млн. рублей.

С 1884 г. начинается постепенная отмена подушной подати, которая проходила до 1887 г. Предпринимается ряд попыток (в 1883, 1884 и в 1885 гг.) изъятия из обращения необеспеченных кредитных билетов. Всего за 3 раза удалось изъять билетов на сумму 87 млн. рублей, величину незначительную по сравнению с тем, что было напечатано до этого. Правда, затем в течение 6 лет денежная масса оставалась без изменений.

От прямого финансирования промышленности Бунге предложил перейти к регулированию с помощью экономических методов и прежде всего через совершенствование налогообложения.

При нем была существенно расширена система акцизных сборов. Были введены новые налоги, которые затрагивали обеспеченные слои населения: налог на недвижимость, торговлю и промыслы, денежные доходы и т.д. Первым шагом в этом направлении был закон 1882 г., устанавливавший налог на наследство. В 1885 г. был установлен налог на процентные бумаги. Эти и другие меры в значительной степени изменили структуру доходов, что достаточно четко просматривается из данных следующей таблицы.

 

Государственные доходы Российской империи за 1881 - 1892 гг.

(в тысячах серебряных рублей)

 

Годы

Подати и сборы с дохо-дов

Право на тор-говлю

Питей-ный доход

Прочие акциз-ные доходы: табак, сахар, нефть

Таможе-нный доход

Лесной доход

Поступ-ление с казен-ных ж/д и ж/д обществ

Выкуп-ные плате-жи

Прочие доходы

Итого обыч-ных дохо-дов

1881

116699

23251

225365

16465

85763

14834

19418

-

125090

651754

1882

115221

20396

252889

22843

94461

14893

21015

-

141702

703712

1883

110745

20810

253569

28186

96924

13311

26402

-

144489

698981

1884

105260

20999

244004

32594

96932

13271

40524

-

145882

704528

1885

105072

25668

231230

35548

95027

13065

51930

46608

156219

762283

1886

96707

28020

236977

35262

112447

13174

52326

48788

153144

780679

1887

52779

28862

257624

47255

107425

13587

53406

88958

175990

829661

1888

52086

31783

265123

54520

141310

15402

76888

92270

166978

898532

1889

55540

32857

274920

59913

138051

17207

82974

91747

170906

927036

1890

54844

34339

268381

64685

141939

16734

88065

88232

182726

943686

1891

52949

34072

247442

64290

128438

16219

98674

69049

177756

891594

1892

55942

35402

269046

75274

130552

18769

111103

77088

196989

970165


 

В целом налоги с 1881 по 1890 годы выросли на 318411 тысяч рублей или почти в 1,5 раза. Для нас больший интерес представляют изменения соотношения статей доходов. Так, доходы от податей и сборов сократились на 48%. Ненамного (119%) вырос питейный налог и т.д.

Зато на 152,3 % выросли налоги на право за торговлю, на 457,2% выросли поступления от акцизов, на 572,2% - доходы от железных дорог, на 152,2% - поступления от таможни. В общей сложности эти статьи доходов давали уже 25% от общего числа поступления в казну.

Но даже не это самое главное. Важно то, что опережающими темпами (457% и 572%) росли те доходы, которые указывали на динамичное развитие железнодорожного строительства, сахароварения, нефтедобычи и т.д.

Помимо этого форсированно шла добыча золота, продолжалась практика внешних заимствований. Правда, следует отметить, что совокупный долг за 1881 - 1891 гг. составил всего 10,5% от совокупных обычных доходов (без чрезвычайных и оборотных), т.е. сумму, вполне соотносимую с доходами государства.

В качестве примера можно привести следующее: совокупный обычный доход за эти годы составил 9762611 тыс. рублей, тогда как займы (внешние и внутренние) составили сумму 1031342 тыс. рублей, т. е. разница составила 8731269 тыс. рублей.

За 1882 - 1885 гг. на 30% выросли таможенные сборы. С 1882 года - по 1889 год торговый баланс России был активен. Всячески усиливался экспорт хлеба. Неслучайно любимой поговоркой преемника Н.Х.Бунге на посту министра финансов - И.А.Вышнеградского (1888-1892 гг.) была: "Не доедим, но продадим!"

Параллельно с помощью высоких пошлин сдерживался импорт товаров, что позволило добиться в эти годы активного платежного баланса. Все это, хотя и не сразу, привело к наращиванию золотого запаса страны, необходимого для денежной реформы.

Вместе с тем правительства Александра II и Александра III не смогли отойти полностью от поддержки дворянства. На это была в значительной степени направлена деятельность дворянского и крестьянского банков, учрежденных в 1885 и 1882 годах соответственно. Не получилось полностью отойти и от прямого финансирования крупных казенных предприятий. Все это приводило к тому, что не удавалось решить целый ряд важных экономических проблем, и в частности, стабилизировать денежные отношения в стране, что сделало бы Россию привлекательным рынком для иностранных инвестиций. И хотя за 80-е годы удалось поднять процентные соотношения металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 15,1% до 20,2%, однако такое соотношение было явно недостаточным для проведения денежной реформы.

Таким образом, мы можем констатировать, что налогово-финансовая политика правительств в 80-х - начале 90-х годов, создавая определенные предпосылки для промышленного подъема 90-х - 900-х гг., нуждалась в корректировке и дальнейшем совершенствовании.

Информация о работе История экономики России XIX века