Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:42, лекция
Конспект лекции по истории экономических учений.
1. Добиваться введения "твердых" денег, свободнообменивающихся на серебро и золото, что было необходимо для развития внутреннего и внешнего товарообмена, притока иностранных инвестиций.
2. Добиваться улучшения торгового баланса за счет сокращения импорта и расширения экспорта.
3. Создание возможно большей сети железных дорог, направленных к облегчению доставок к границам главного предмета нашей тогдашней торговли - хлеба.
4. Сокращение казенного железнодорожного строительства и, наоборот, расширение частной инициативы при известной поддержке и контроле со стороны государства.
5. Достижение равновесия в государственном бюджете за счет сокращения непроизводственных расходов в пользу "производственных предприятий". При этом основными статьями доходов государственной казны Рейтерн называл традиционные источники: подушную подать, доход с государственных имуществ, акцизный доход с продажи сахара, вина и т.д., а также таможенные сборы. Здесь Рейтерн придерживался в значительной степени традиционных взглядов, возлагая основную тяжесть налогового бремени на низшие слои населения.
6. Введение изменений в таможенный тариф для пресечения контрабанды при сохранении в целом политики протекционизма.
7. Дальнейшая концентрация финансового хозяйства страны. Контроль со стороны министерства финансов за попытками других министерств превысить сметные расходы.
В целом положение дел при М.Х. Рейтерне финансово-налоговой сферы оставалось, хотя и неустойчивым, но более менее стабильным. К 1877 году ему удалось поднять процентное соотношение металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 8,7% в 1864 году до 18,9%, т.е. укрепить кредитный рубль. Однако начавшаяся русско-турецкая война потребовала огромных расходов. Правительство было вынуждено пойти на выпуск необеспеченных кредитных билетов на сумму 398 млн. рублей. В результате курс кредитного рубля на 1 января 1878 года упал до 69,1 золотых копеек и продолжал падать в следующем году.
В значительной степени это проистекало из того, что Рейтерн не сумел кардинально перестроить соотношения доходных статей бюджета. В целом правительство продолжало ориентироваться на традиционные поступления на протяжении всего периода с 1861 - 1880 гг. Из чего же складывались основные доходы (без учета оборотных и чрезвычайных доходов) Российской империи, и какова же была динамика роста различных статей бюджета?
Основные государственные доходы Российской империи за 1861 - 1880 годы
(в тысячах серебряных рублей)
Год | Подати и оброки | За право тор-говли | Питей-ный доход | Соля-ной доход | Табач-ный и сахар-ный доход | Лесной доход | Поступ-ления с казен-ных и част-ных ж/д | Прочие доходы | Таможен-ный доход | Итого обыкно-венных доходов |
1861 | 53201 | 5242 | 126288 | 7074 | 3592 | 2369 | 2660 | 99751 | 32753 | 329930 |
1865 | 69046 | 9598 | 123910 | 9096 | 5548 | 3975 | 10898 | 98158 | 26268 | 356497 |
1870 | 98184 | 11965 | 164353 | 12042 | 10498 | 8063 | 13983 | 98663 | 42685 | 460436 |
1875 | 119311 | 14626 | 198053 | 11391 | 14220 | 11101 | 20000 | 105729 | 63651 | 558091 |
1880 | 112567 | 15294 | 223437 | 13795 | 17841 | 14519 | 13462 | 121248 | 96375 | 628538 |
Хотя доля государственных доходов, получаемых за счет сбора традиционных оброков и податей по сравнению с XVIII веком сильно упала, они, тем не менее, составляли существенную часть поступлений, почти столько же, сколько давали к 1880 году таможенные пошлины. При этом следует отметить, что удельный вес этой статьи доходов оставался практически неизменным.
По-прежнему существенную часть поступлений в казну давала продажа спиртного - от 38 до 35,5%.
Около 5% в совокупности давали поступления от акцизов на соль, табак и сахар. От 1,5 до 2,5% давали поступления от права на торговлю. С 10 до 15% поднялся удельный вес доходов от таможенных сборов, хотя в абсолютных цифрах он вырос почти в 3 раза.
Существенные изменения начали происходить со статьями доходов, которые хотя и давали в то время незначительную часть поступлений, но отражали положительные тенденции, происходившие в экономике. В данном случае имеются в виду поступления от железных дорог и продажи табака и сахара. В первом случае рост составлял в абсолютных цифрах более 5 раз, а удельный вес поднялся с 0,8% до 3%. Во втором случае в абсолютных цифрах он также превысил 5 раз, а в процентном соотношении вырос с 1 до 2,8%. Это показывало на сколько динамично развивались данные отрасли.
Тем не менее структура поступления доходов оставалась во многом традиционной, опиравшейся в значительной степени на старые полуфеодальные источники. Например, оброки, подати, питейный и таможенный доходы составляли в совокупности в 1861 году 66,4%, а в 1880 году - 70,9%. Это приводило к тому, что в налоговой системе продолжали накапливаться негативные моменты. Росли недоимки, возрастал государственный долг и т.д. Все это требовало внесения корректив в финансовую политику правительства.
Новый этап реформ в финансовой и налоговой областях был связан с деятельностью Н.Х. Бунге, который занимал пост министра финансов в 1881 - 1886 гг.
Первым шагом, который был предпринят при Бунге, было принятие закона от 28 дека6ря 1881 г. о снижении размеров выкупных платежей на 12 млн. рублей.
С 1884 г. начинается постепенная отмена подушной подати, которая проходила до 1887 г. Предпринимается ряд попыток (в 1883, 1884 и в 1885 гг.) изъятия из обращения необеспеченных кредитных билетов. Всего за 3 раза удалось изъять билетов на сумму 87 млн. рублей, величину незначительную по сравнению с тем, что было напечатано до этого. Правда, затем в течение 6 лет денежная масса оставалась без изменений.
От прямого финансирования промышленности Бунге предложил перейти к регулированию с помощью экономических методов и прежде всего через совершенствование налогообложения.
При нем была существенно расширена система акцизных сборов. Были введены новые налоги, которые затрагивали обеспеченные слои населения: налог на недвижимость, торговлю и промыслы, денежные доходы и т.д. Первым шагом в этом направлении был закон 1882 г., устанавливавший налог на наследство. В 1885 г. был установлен налог на процентные бумаги. Эти и другие меры в значительной степени изменили структуру доходов, что достаточно четко просматривается из данных следующей таблицы.
Государственные доходы Российской империи за 1881 - 1892 гг.
(в тысячах серебряных рублей)
Годы | Подати и сборы с дохо-дов | Право на тор-говлю | Питей-ный доход | Прочие акциз-ные доходы: табак, сахар, нефть | Таможе-нный доход | Лесной доход | Поступ-ление с казен-ных ж/д и ж/д обществ | Выкуп-ные плате-жи | Прочие доходы | Итого обыч-ных дохо-дов |
1881 | 116699 | 23251 | 225365 | 16465 | 85763 | 14834 | 19418 | - | 125090 | 651754 |
1882 | 115221 | 20396 | 252889 | 22843 | 94461 | 14893 | 21015 | - | 141702 | 703712 |
1883 | 110745 | 20810 | 253569 | 28186 | 96924 | 13311 | 26402 | - | 144489 | 698981 |
1884 | 105260 | 20999 | 244004 | 32594 | 96932 | 13271 | 40524 | - | 145882 | 704528 |
1885 | 105072 | 25668 | 231230 | 35548 | 95027 | 13065 | 51930 | 46608 | 156219 | 762283 |
1886 | 96707 | 28020 | 236977 | 35262 | 112447 | 13174 | 52326 | 48788 | 153144 | 780679 |
1887 | 52779 | 28862 | 257624 | 47255 | 107425 | 13587 | 53406 | 88958 | 175990 | 829661 |
1888 | 52086 | 31783 | 265123 | 54520 | 141310 | 15402 | 76888 | 92270 | 166978 | 898532 |
1889 | 55540 | 32857 | 274920 | 59913 | 138051 | 17207 | 82974 | 91747 | 170906 | 927036 |
1890 | 54844 | 34339 | 268381 | 64685 | 141939 | 16734 | 88065 | 88232 | 182726 | 943686 |
1891 | 52949 | 34072 | 247442 | 64290 | 128438 | 16219 | 98674 | 69049 | 177756 | 891594 |
1892 | 55942 | 35402 | 269046 | 75274 | 130552 | 18769 | 111103 | 77088 | 196989 | 970165 |
В целом налоги с 1881 по 1890 годы выросли на 318411 тысяч рублей или почти в 1,5 раза. Для нас больший интерес представляют изменения соотношения статей доходов. Так, доходы от податей и сборов сократились на 48%. Ненамного (119%) вырос питейный налог и т.д.
Зато на 152,3 % выросли налоги на право за торговлю, на 457,2% выросли поступления от акцизов, на 572,2% - доходы от железных дорог, на 152,2% - поступления от таможни. В общей сложности эти статьи доходов давали уже 25% от общего числа поступления в казну.
Но даже не это самое главное. Важно то, что опережающими темпами (457% и 572%) росли те доходы, которые указывали на динамичное развитие железнодорожного строительства, сахароварения, нефтедобычи и т.д.
Помимо этого форсированно шла добыча золота, продолжалась практика внешних заимствований. Правда, следует отметить, что совокупный долг за 1881 - 1891 гг. составил всего 10,5% от совокупных обычных доходов (без чрезвычайных и оборотных), т.е. сумму, вполне соотносимую с доходами государства.
В качестве примера можно привести следующее: совокупный обычный доход за эти годы составил 9762611 тыс. рублей, тогда как займы (внешние и внутренние) составили сумму 1031342 тыс. рублей, т. е. разница составила 8731269 тыс. рублей.
За 1882 - 1885 гг. на 30% выросли таможенные сборы. С 1882 года - по 1889 год торговый баланс России был активен. Всячески усиливался экспорт хлеба. Неслучайно любимой поговоркой преемника Н.Х.Бунге на посту министра финансов - И.А.Вышнеградского (1888-1892 гг.) была: "Не доедим, но продадим!"
Параллельно с помощью высоких пошлин сдерживался импорт товаров, что позволило добиться в эти годы активного платежного баланса. Все это, хотя и не сразу, привело к наращиванию золотого запаса страны, необходимого для денежной реформы.
Вместе с тем правительства Александра II и Александра III не смогли отойти полностью от поддержки дворянства. На это была в значительной степени направлена деятельность дворянского и крестьянского банков, учрежденных в 1885 и 1882 годах соответственно. Не получилось полностью отойти и от прямого финансирования крупных казенных предприятий. Все это приводило к тому, что не удавалось решить целый ряд важных экономических проблем, и в частности, стабилизировать денежные отношения в стране, что сделало бы Россию привлекательным рынком для иностранных инвестиций. И хотя за 80-е годы удалось поднять процентные соотношения металлической части разменного фонда к количеству кредитных билетов с 15,1% до 20,2%, однако такое соотношение было явно недостаточным для проведения денежной реформы.
Таким образом, мы можем констатировать, что налогово-финансовая политика правительств в 80-х - начале 90-х годов, создавая определенные предпосылки для промышленного подъема 90-х - 900-х гг., нуждалась в корректировке и дальнейшем совершенствовании.