История экономики России XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:42, лекция

Описание работы

Конспект лекции по истории экономических учений.

Работа содержит 1 файл

конспект лекции.doc

— 489.00 Кб (Скачать)

В стране появились такие новые производства, как локомотивостроение, вагоностроение, прокатное производство и т.д.

Железные дороги несли с собой новую культуру, меняли жизненный уклад в глубинных районах страны, нарушая их патриархальность, повышали мобильность населения, и, наконец, они очень часто создавали первые островки промышленности в тех местах, где ее раньше просто не было.

Наряду с железнодорожным, развивались и другие виды транспорта. Менее интенсивно, но все же довольно быстро шло развитие водного транспорта. Для России с ее мощной речной сетью это было крайне важно. Число речных пароходов выросло с 400 до 2,5 тысяч, возрастала их грузоподъемность. Число остальных видов судов оставалось в эти годы на прежнем уровне - 20,5 тысяч.

Получило свое развитие и морское судостроение. Если в 1860 г. российский морской торговый флот насчитывал всего 51 паровое судно, то к 1895 г. их было уже 552. Кроме того, на небольших маршрутах, прежде всего внутренних, широко продолжали использоваться парусные суда, которых на 1898 г. насчитывалось 2294. Такое количество судов, и прежде всего паровых, не отвечало потребностям страны и большая часть грузов перевозилась на иностранных судах, что конечно же не обогащало казну империи.

Соответственно возрастал и объем перевозок по воде. За последнюю четверть XIX в. он увеличился в 2 раза и к концу века на водный транспорт приходилось примерно 30% всего объема грузового движения внутри страны.

Продолжалось строительство новых и улучшались старые шоссейные дороги. Правда, во второй половине XIX в. темпы строительства шоссейных дорог заметно снизились по сравнению с предыдущим периодом. Например, если до 1861 г. в России было построено 8882 версты шоссейных дорог, то с 1861 г. до 1900 г. - 5552 версты.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что в России к концу XIX- началу XX века, хотя и недостаточно быстрыми темпами, но все же шло формирование транспортной инфраструктуры, необходимой для успешного функционирования промышленности, сельского хозяйства и развития внешней и внутренней торговли. Рассмотрим теперь, каким образом это сказывалось на торговле.

 

РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ТОРГОВЛИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Прежде всего необходимо рассмотреть, что происходило внутри страны. Приступая к этому анализу, мы должны констатировать, что в пореформенные годы заметно изменился сам внутренний рынок. Быстро росли торговые обороты. С 2,4 млрд. рублей в 1873 г. они выросли к 1900 г. до 11-12 млрд. рублей.

Но не это было главным. Наряду с количественным ростом оборотов происходили важные качественные изменения. Прежде всего необходимо отметить, что начинают меняться формы торговли. В первые пореформенные десятилетия еще сохраняют свое значение ярмарки, базары. Число их даже растет. Если в 1868 г. в европейской России насчитывалось 6496 городских и сельских ярмарок, то к 1894 г. их было уже 15910. Таким образом количественный рост составлял 2,5 раза. Однако товарооборот на этих ярмарках увеличился незначительно: по привозу товаров с 459 млн. рублей до 573,2 млн. рублей (124,9%), а по продаже - с 305 млн. рублей до 459,5 млн. рублей (150,6%). Ближе к концу XIX в. ярмарки сохраняли свое значение в основном в менее развитых в экономическом отношении районах.

На смену старым формам торговли приходили новые. Быстро росла сеть стационарных магазинов и лавок для розничной торговли. В крупных городах создавались торговые фирмы с развитой сетью стационарных магазинов и складов.

Наряду с этим быстро развиваются и центры оптовой торговли в виде товарных бирж. До 1861 г. в России насчитывалось только несколько бирж - в Петербурге, Одессе, Москве, Нижнем Новгороде, Рыбинске и в Варшаве.

К концу XIX - началу XX века их было уже несколько десятков, в том числе несколько специализированных: по продаже хлеба, скота, угля, строительных материалов и т.д. Причем число специализированных бирж быстро увеличивалось.

Развитие железнодорожного транспорта привело к тому, что появилась масса новых центров торговли хлебом и продуктами, таких как железнодорожные станции. Близость сел к железной дороге давала возможность крестьянам самим, без посредников и перекупщиков, продавать хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, что естественно стимулировало товарное сельскохозяйственное производство.

Первые шаги в пореформенной России делала и кооперативная торговля, которая развивалась в виде потребительских и сельскохозяйственных обществ, всевозможных товариществ, различных кустарных промыслов и кооперативов. Однако удельный вес кооперативной торговли в торговом обороте страны был еще очень незначительным.

Еще в дореформенные годы в России зародилась практика промышленных выставок. В 1829 г. в Петербурге была открыта Первая Всероссийская мануфактурная выставка, в работе которой участвовали сотни предпринимателей. С этих времен и до революции 1917 г. такие выставки проходили регулярно раз в четыре года попеременно в разных городах России.

Развитие современных форм торговли способствовало не только росту оборота, но и повышению производительности труда в расчете на каждого работника, занятого в этой сфере экономики.

В течение второй половины XIX века происходили изменения в структуре внутренней торговли. В 1898 г. в общем обороте товарной торговли на мануфактурные, галантерейные и другие промышленные товары приходилось 29,4%, на хлебную торговлю - 28%, на каменный уголь лес и другие строительсные материалы - 6%, на колониальные и бакалейные товары - 19,5% и т.д.

Таким образом, мы можем констатировать, что развитие товарного земледелия привело к быстрому росту хлебного рынка, который за 30 пореформенных лет увеличился более чем в 2 раза. Еще более быстрыми темпами развивался рынок промышленных товаров как личного, так и производственного потребления.

Развитие промышленности и транспорта, успехи в укреплении и расширении внутреннего рынка имели еще одно важное последствие для страны. Быстро начинают заселяться и втягиваться в активную экономическую жизнь окраины, ранее остававшиеся в стороне от этих процессов. Это такие районы империи, как Заволжье, европейский юг России, Предкавказье, Сибирь и Дальний Восток.

К концу XIX века Новороссия и Предкавказье, заселение которых быстро шло еще в XVIII - начале XIX вв., стали главными центрами сельскохозяйственного капитализма, основными поставщиками товарного хлеба, скота, молочной продукции и других видов продуктов сельского хозяйства.

С 80-х гг. главным районом переселения стала Сибирь. После прокладки железной дороги до Челябинска и начала в 1891 г. строительства Сибирской дороги начинается быстрый рост потока переселенцев, которые осваивали эти места. За 20 последних лет XIX в. сюда переселилось около 1 млн. человек. Результаты не замедлили сказаться. К началу XX в. от продажи сельскохозяйственной продукции Сибири и, прежде всего, продуктов животноводства, Россия получила такую прибыль, которая могла быть сопоставлена с прибылью от золотых приисков.

Быстро втягивались в экономическую жизнь страны и районы Средней Азии, где после прокладки железных дорог стало быстро развиваться хлопководство. К 1910 г. среднеазиатский хлопок составлял уже более 1/3 общего количества потребляемого в России.

Успешно развивалась и внешняя торговля. Страна быстро втягивалась в мировой рынок. За пореформенные годы обороты внешней торговли России увеличились в 4 раза Причем баланс внешней торговли носил активный характер. Стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввоза.

На первом месте в структуре экспорта стоял хлеб, вывоз которого увеличился в 5 раз. К концу XIX в. страна экспортировала до 40% хлеба, поступающего на продажу.

Следом за хлебом в первые пореформенные годы в структуре экспорта стояли шерсть, лен, масличные культуры, сало, пенька. Однако в последние десятилетия XIX в. резко увеличилась стоимость вывозимого леса (в 10 раз), значительно вырос экспорт сырой нефти и керосина. Из сельскохозяйственных продуктов к концу века вырос экспорт яиц (в 10 раз), масла (в 5 раз), сахара (в 62 раза), но сократился вывоз шерсти и сала.

Вывоз промышленных товаров занимал в структуре экспорта второстепенное значение, однако темпы его прироста в общем объеме внешней торговли были довольно высокими.

В целом в экспорте страны все же преобладали сельскохозяйственные продукты (75%), тогда как на долю промышленных товаров приходилось 25%.

Основными статьями импорта были машины. Только ввоз сельскохозяйственных машин с 1869 по 1895 гг. увеличился в 6,2 раза. В целом импорт машин составлял 15% от общей стоимости ввоза.

Второе место в структуре импорта занимал хлопок-сырец. В первые пореформенные годы он даже занимал первое место, но в связи с развитием хлопкосеющих районов Средней Азии его ввоз сократился.

Значительное место в импорте занимали такие товары, как уголь и металл, хотя собственная металлургия и угледобывающая промышленности быстро развивались. Ввоз этих товаров объясняется не только их нехваткой, но и удешевлением перевозок. В некоторые районы страны, особенно находившиеся на окраине, было дешевле завести эти товары из соседних стран. Так, уголь ввозился из-за границы в Петербург, Ригу и другие балтийские порты.

По-прежнему значительную часть импорта составляли такие товары, как какао, кофе, чай, пряности, красители и др.

В значительной степени оставалась традиционной и направленность торговых потоков. 75-80% внешнеторгового оборота приходилась на европейские страны и 20-25% - на азиатские государства и США. В Европу шли в основном сельскохозяйственные продукты, тогда как промышленные товары поставлялись в основном на рынки азиатских государств.

К концу XIX века на первое место в торговле с Россией вышла Германия, оттеснив традиционного партнера - Англию. В Германию шло 25% экспорта и на ее долю приходилось 32% импорта. Англия же поглощала лишь 20% экспорта и давала 20% импорта. Далее по убывающей шли Голландия, Франция, Италия, Австрия.

Общий объем экспортно-импортных операций в пореформенное время рос довольно быстро. Так, с 1861 г. по 1890 г. он увеличился в 3 раза с 430 млн. рублей до 1300 млн. рублей. Торговый баланс в эти годы был почти всегда положительным. В целом в этот период (1861-1900 гг.), за исключением первого пореформенного десятилетия, когда ввоз был равен вывозу, стоимость вывозимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. Особенно благоприятная ситуация складывалась в 80-90-е гг., когда ежегодный вывоз на 150-230 млн. рублей превышал ввоз. Таким образом, в стране аккумулировались средства для индустриализации и накапливалось золото для проведения денежной реформы.

 

НАЛОГОВО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

 

Начало реформ и первые пореформенные десятилетия в финансовом отношении были для России весьма сложным периодом. Государственные бюджеты до конца 80-х гг. были дефицитными, а денежное обращение расстроенным. В 1854 г. дело дошло до того, что правительство запретило вывоз золота за границу. Попытка восстановить размен кредитных билетов на металлическую монету также не принесла успеха. В 1861 г. при плановом дефиците бюджета в 21,3 млн. рублей фактический дефицит составил 82,6 млн. рублей, т.е. превышение над планом было почти четырехкратным. Следовало срочно упорядочить финансовое положение страны, без чего невозможно было успешное экономическое развитие, да и само проведение реформ просто ставилось под вопрос.

В 1862 г. правительство приступило к финансовой реформе, которая была связана с именами двух людей - министра финансов М. X. Рейтерна и государственного контролера В. А. Татаринова.

Начало реформы, которая продолжалась до 1866 г. было, однако, неудачный. Получив в 1862 г. иностранный заем в размере 96 млн. рублей, М.Х. Рейтерн объявил, что правительство обменивает кредитные билеты на золото и серебро. Это привело к огромному количеству спекулятивных сделок и быстро снизило размер металлического фонда до 1/12 части всего количества кредитных билетов. Курс кредитного рубля снова упал и правительство было вынуждено отменить свободный размен. Таким образом, первая попытка выправить денежное обращение в стране после начала реформ провалилась. Нужно было срочно хоть как-то упорядочить положение дел в финансовом хозяйстве страны.

Эти спешные меры по реформированию управления финансами были предложены и проведены государственным контролером Татариновым. Они были направлены прежде всего на прекращение злоупотреблений, которые процветали в отношении казенных средств. Татаринов предложил следующие меры:

1. Провести централизацию финансового хозяйства страны с передачей его министру финансов, который должен был стать главным ответственным распорядителем всех средств.

2. Все действия министра финансов должны были теперь подлежать учету и контролю со стороны государственного контролера.

3. Все сметные предложения о расходах и доходах должны были в виде государственной росписи рассматриваться и утверждаться на Государственном Совете и публиковаться для всеобщего сведения. Исполнение росписи контролировалось государственным контролером.

4. По предложению Татаринова был учрежден Государственный банк, который заменил все дореформенные кредитные учреждения. Ему была также передана функция кредитования торгово-промышленных предприятий.

5. В 1863 г. были отменены винные откупа, но их не заменили казенной монополией, а ввели вольную продажу, которую могли осуществлять те, кто покупал государственный патент и платил ежегодный патентный сбор. Кроме того, само вино было обложено особым акцизом, что дало дополнительный приток денег в казну.

Кроме реализации программы Татаринова в 60 - 70-е гг. правительство продолжало проводить линию на увеличение прямых налогов. Так, подушная подать за эти годы выросла с 1 рубля до 1 рубля 75 копеек. В 3 раза выросли местные сборы в пользу земств и т.д.

Конечно же все эти меры не смогли кардинально улучшить финансовое положение страны. Они лишь упорядочили расходы и ввели контроль за обращением денежных средств и их поступлением в казну. Однако наряду с режимом экономии, проводимым М.Х. Рейтерном, эти меры позволили хотя бы отчасти стабилизировать финансы страны. Нужна была долгосрочная программа действий по оздоровлению финансовой системы страны.

В 1866 году М.Х. Рейтерном была подготовлена программная записка, в которой содержался анализ финансово-экономического положения страны за последние 10 - 12 лет и предлагались меры по оздоровлению финансового положения и экономического развития государства.

Программа эта представляла собой целостный комплексный план, рассчитанный на длительное время. Значение ее заключалось, прежде всего, в том, что почти все ее положения стали по сути дела тем фундаментом, на котором базировалась экономическая политика всех последующих министров финансов в пореформенной России, таких как Н.Х.Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю.Витте.

Сам М.Х. Рейтерн сумел только приступить к реализации ее отдельных положений. Каковы же были основные элементы этой программы?

Информация о работе История экономики России XIX века