Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, оценка и рассмотрение путей совершенствования инновационной деятельности РУП «МТЗ». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
Изучение сущности понятия инновации и инновационная деятельность;
Изучение сущности понятие инновационной стратегии предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Сущность инноваций и инновационной деятельности предприятия….....4
1.1. Сущность и классификация инноваций …………………………………4
1.2. Содержание и черты инновационной деятельности предприятия…….. 7
2. Инновационная деятельность РУП «МТЗ» ………………………………10
2.1. Краткая экономическая характеристика РУП «МТЗ» ………………...10
2.2. Инновационный план РУП «МТЗ»…………………………………....12
2.3.Анализ организационной структуры управления инновационной
деятельностью на РУП «МТЗ»…………………………..……………….16
3. Пути повышения эффективности инновационной деятельность на РУП «МТЗ»…………………………………………………………………………...20
Заключение …………………………………………………………………….28
Список использованных источников ………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая10.docx

— 200.68 Кб (Скачать)

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма отдельных  фаз. Так, оценки и расчеты экономической  эффективности необходимо проводить  не только в фазе поиска идей, но и  в последующих фазах.

    1. я фаза: стратегия предприятия и инновации. Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения: выбор рынка или рыночного сегмента; утверждение применяемой технологии; выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии; решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте; установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.
    2. я фаза: поиски идей и их оценка. Выделяют выделить три пути поиска: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий). Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.
    3. я фаза: продуктовое решение. В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает: постановку целей и задач по данному продукту; составление временного графика использования ресурсов; планирование производства для предприятия в целом; планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.
    4. я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансферт. Эта задача должна решаться с учетом следующих моментов: окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге; конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа; проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.
    5. я фаза: освоение производства. В этой фазе важно следующее: адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям; ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач; запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности; поиски новых каналов снабжения.
    6. я фаза: внедрение на рынок.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые  ресурсы [11, с.45].

Затраты на инновационную деятельность делятся на две группы:

    1. На проведение научных исследований:

А) оплата труда исследователей

Б) затраты на оборудование

В) затраты, связанные с согласованием  различных групп исследователей

           2. На  внедрение:

                 А) на техническое переоснащение  предприятия

                 Б) на поиск и приобретение  научно-технической информации

                 В) затраты на обучение персонала

                 Г) затраты на организацию мероприятий

Одним из каналов воздействия  инновационной деятельности на производственный процесс является изменение натурально-вещественного состава и структуры выпускаемой предприятием продукции, которые находят свое выражение в том, что:

- расширяется номенклатура  конечной продукции, появляются  новые ее виды, предназначенные  для удовлетворения как традиционных, так и ранее неизвестных общественных  потребностей:

- изменяется структура  производимой продукции, в ней  все больший удельный вес начинают  занимать наукоемкие изделия,  изделия на экспорт и т.д.;

- повышается технико-экономический  уровень выпускаемой продукции,  обеспечивающий экономию общественного  труда во всех фазах воспроизводственного  процесса и создающий необходимые  предпосылки для осуществления  в нем прогрессивных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ эффективности  инновационной деятельность РУП  «МТЗ»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Строительство «Минского тракторного  завода» было начато на основании  Постановления Совета Министров  СССР №1142 от 29 мая 1946 года. Первая продукция  была выпущена в 1948 году - это был  пусковой двигатель ПД -10, а в 1950 - двигатель Д-35. С августа 1951 г. завод  перешел на выпуск трелевочных тракторов  КТ-12. Совершенствуя трактор КТ-12, конструкторы завода создали его  модификацию ТДТ-40 и с 1956 г. начался  их выпуск. Первый колесный трактор «Беларусь» МТЗ-2 сошел с конвейера 14 октября 1953 года.

ПО «МТЗ» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию  и проведению сервиса. Предприятие  стремится к выпуску высококонкурентной продукции, освоению новых рынков сбыта, созданию сборочных производств  в различных регионах СНГ и  дальнего зарубежья. В настоящее  время ПО «МТЗ» ведет активную деятельность на рынках более чем 60 государств в различных регионах планеты и сохраняет за собой  долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов и 83 % от рынка СНГ.

Таблица 2 – Доля поставок РУП «МТЗ» по регионам мира

Регионы

Америка

Западная Европа

Страны Восточной Европы

Африка

Ближний Восток и Юго-Восточная  Азия

Австралия и Океания

Страны СНГ с РФ

Беларусь

2008 год

Поставка, шт.

262

549

6 244

1 966

8 938

6

23 779

8 381

Удельный вес, %

0,5

1,1

12,5

3,9

17,8

0,1

47,4

16,7

2009 год

Поставка, шт.

270

533

7 385

2 802

9 827

0

33 786

6 596

Удельный вес, %

0,4

0,9

12,1

4,6

16,1

0

55,1

10,8

Примечание – источник: [13, с. 2]

На сегодняшний день ПО «МТЗ» – огромное объединение, которое  включает в себя восемь предприятий  республики, а также их дочерние предприятия.

ПО «МТЗ» пользуется значительной государственной поддержкой.

ПО «МТЗ» – лидер  среди аналогичных заводов стран  СНГ. Это единственное предприятие  отрасли на постсоветском пространстве, которое сохранило свой научный, производственный и экспортный потенциал. На предприятии активно проводится инновационная, маркетинговая, инвестиционная, внешнеэкономическая политика, целью  которой является рост эффективности  деятельности всего комплекса предприятия  и повышение конкурентоспособности  производимой продукции.

Серебряным призером Республиканского конкурса «Техносфера» завод стал в  номинации «Лучшее инновационное  предприятие». В прошлом 2009 году он проводился в рамках международной  научно-практической конференции «Инвенции. Инновации. Инвестиции», которая состоялась в Минске 18 – 20 мая 2009 года. [17, С. 28]

МТЗ впервые был заявлен  в числе участников «Техносферы» и сразу же попал на «вторую  строчку» рейтинга конкурсантов. Более  того, в номинации «Лучшая инновационная  разработка» завод также представил свое ноу-хау – технологию горячего брикетирования стружки черных металлов, за что был удостоен еще одного диплома этого конкурса. Презентация  технологии состоялась в конце февраля  прошедшего года во время научно-производственного  семинара «Ресурсосберегающие технологии в заготовительном производстве РУП «МТЗ». Участники форума высоко оценили это достижение заводских  специалистов. Созданная технология работает на решение важнейшей проблемы современного машиностроения, которой  сегодня являются утилизация и вторичное  использование металлоотходов. Ее внедрение  позволит полностью использовать всю  стружку, образующуюся на МТЗ и его  заводах-филиалах. А главное –  значительно сократится потребность  в покупном чугунном и стальном ломе.

Предприятие имеет свой веб-сайт в Интернете. В настоящее время  на нём размещены рекламные материалы. В дальнейшем предполагается поместить  в Интернете электронные каталоги продукции с возможностью её заказа.

 

 

 

2.2 Инновационный план  РУП «МТЗ»

 

Стратегические цели инновационной  политики предприятия предусмотрены  бизнес-планом «Развитие ПО «Минский тракторный завод» на 2005 – 2011 годы». Это: обеспечение сельскохозяйственных организаций конкурентоспособной  техникой, увеличение объёмов её реализации (в том числе на экспорт), освоение новых рынков сбыта.

Одной из важнейших стратегических целей инновационной политики, стоящих  перед предприятием, является создание и внедрение высокопроизводительных, надёжных и экономичных машин, способных  агрегатироваться с широким комплексом оборудования, конкурентоспособных  на внешнем рынке. Для реализации этих целей необходимы значительные инвестиции. Бизнес-планом «Развитие  ПО «Минский тракторный завод» на 2005 – 2011 годы» предусмотрены инвестиционные вложения в размере 500 млн. долларов США, при этом 400 млн. направляются на техническое перевооружение. Финансировать новые проекты планируется за счет собственной прибыли, банковских кредитов и государственной поддержки.

Эффективной формой финансирования инвестиций в основные средства является лизинг. В 2002 г. была создана компания ЗАО «Беларустракторлизинг», занимающаяся обслуживанием ПО «МТЗ». Компанией практикуется возвратный лизинг (лизинг, при котором лизинговая компания покупает объект лизинга у поставщика и отдает ему же в лизинг). Данный вид лизинга выгоден для ПО «МТЗ», так как, во-первых, предприятие получает некоторый дополнительный объём оборотных средств, который может использовать по своему усмотрению и целевое их использование (как при получении кредита) не обязательно; во-вторых, предприятие экономит средства на уплате налога на основные фонды благодаря преимуществу лизинга в ускоренной амортизации объекта лизинга. «Беларустракторлизинг» работает с ПО «МТЗ» по договору лизинга с компенсационным платежом, т. е. получает лизинговые платежи в виде выпускаемой продукции последнего. Благодаря данной форме лизинга, «Минский тракторный завод» не уменьшает уровень ликвидных средств и снижает риск нерасчета с лизингодателем в случае затруднения в быстрой реализации своей продукции. ЗАО «Беларустракторлизинг» за время своей работы реализовало проектов на сумму более 50 млн. долларов США.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия