Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение, оценка и рассмотрение путей совершенствования инновационной деятельности РУП «МТЗ». Достижение поставленной цели в работе потребовало решения ряда взаимосвязанных задач:
Изучение сущности понятия инновации и инновационная деятельность;
Изучение сущности понятие инновационной стратегии предприятия;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1.Сущность инноваций и инновационной деятельности предприятия….....4
1.1. Сущность и классификация инноваций …………………………………4
1.2. Содержание и черты инновационной деятельности предприятия…….. 7
2. Инновационная деятельность РУП «МТЗ» ………………………………10
2.1. Краткая экономическая характеристика РУП «МТЗ» ………………...10
2.2. Инновационный план РУП «МТЗ»…………………………………....12
2.3.Анализ организационной структуры управления инновационной
деятельностью на РУП «МТЗ»…………………………..……………….16
3. Пути повышения эффективности инновационной деятельность на РУП «МТЗ»…………………………………………………………………………...20
Заключение …………………………………………………………………….28
Список использованных источников ………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

курсовая10.docx

— 200.68 Кб (Скачать)

Инновации принято классифицировать по ряду признаков.

Классификация инноваций по степени новизны. С этих позиций выделяются радикальные (базисные) инновации, которые относятся к принципиально новым продуктам; ординарные (улучшающие) инновации, касающиеся значительного усовершенствования существующих продуктов, а также псевдо инновации, которые несущественно видоизменяют продукт, не оказывая существенного влияния на их свойства и параметры.

         По причинам возникновения выделяют реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами; стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе [6,с.53].

В промышленности различают два  типа инновации: продуктовые и процессные инновации. Продуктовые инновации - разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Такие инновации могут быть основаны на радикально новых, либо на объединении ранее существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. Продуктовая инновация подразумевает производство абсолютно технологически новых или технологически усовершенствованных продуктов. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства или передачи уже существующей в организации продукции, но могут предназначаться также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов [7,с 43].

Следует различать инновации и  несущественные видоизменения продуктов  и технологических процессов (так  называемые псевдоинновации) под которыми подразумеваются эстетические, а также незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение и не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия и входящих в него материалов и компонентов; расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов.

В таблице 1 предложен классификатор  инноваций, использование которого позволит оценивать их конкретнее, объективнее, более комплексно подмечать  их результативность и определять направления  инновационного процесса, требующие  корректировки или поддержки, а  также выявлять неоднородность инноваций  и подбирать методы управления каждой из них, адекватные особенностям каждого  инновационного процесса [8, с. 102].

Рис. 1.1. Классификация инноваций

Классификационный признак

Классификационные группировки

По сфере реализации

Управленческие, технологические, организационные, информационные и другие

По частоте появления

Разовые, повторяющиеся

Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные

Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, национальные, региональные, на предприятии

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная

Эффективность инноваций

Эконом, социальная, экологическ, интегральная

Инновации, различающиеся по этапам НТП, а именно:

  • технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами;
  • технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции;
  • организационно-управленческие связаны прежде всего с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения;
  • информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации;
  • социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры [9,с.87].

Различные виды инноваций находятся  в тесной взаимосвязи и предъявляют  специфические требования к инновационному механизму. Так, технические и технологические  инновации, влияя на содержание производственных процессов, одновременно создают условия  для управленческих инноваций, поскольку  вносят изменения в организацию  производства. Приведенные классификации  свидетельствуют о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру. Следовательно, формы  организации нововведений, масштабы и способы воздействия на экономику, а также методы оценки их эффективности  также должны отличаться многообразием.

Источниками финансирования инноваций  на предприятии являются собственные  средства (новая эмиссия акций, прибыль, амортизация и себестоимость  продукции) и заемные средства (кредиты  лизинг, прочие ресурсы, привлеченные на возвратной и безвозвратной основе). 

1.2 Инновационная деятельность предприятия

 

Место инновационной деятельности в производственном процессе определяется ролью науки и техники в  развитии производства. Техника как  совокупность современных машин, приборов, оборудования, средств механизации  и автоматизации выступает в  качестве важнейшей составляющей части  производительных сил, которую работник, помещая между собой и предметом  труда, использует для повышения  эффективности своей деятельности в целях наиболее полного удовлетворения постоянно возрастающих материальных и духовных потребностей общества.

Инновационная деятельность предприятия  – вид деятельности, связанный  с трансформацией идей в новый  или усовершенствованный продукт, процесс, использующийся в практической деятельности.

Инновационная деятельность предприятия  включает:

  • проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идей новшества, проведению лабораторных исследований и изготовлению лабораторных образцов новой продукции;
  • подбор необходимых видов материалов для изготовления новых видов продукции;
  • проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
  • разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений, направленных на реализацию новшеств;
  • подготовку, обучение, переквалификация персонала;
  • проведение работ или приобретение необходимой документации по патентованию, лицензированию.

Основными чертами инновационной  деятельности предприятия являются:

    1. Ведущая роль науки.
    2. Высокая степень зависимости от субъективного фактора и определяется:

А) компетентностью исследователей

Б) творческой активностью исследователей

В) мотивацией труда

          3. Требует  концентрации значительных финансовых  ресурсов.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют различные  подразделения предприятия и  на которую оказывают сильное  воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические  требования, кооперация с другими  институтами и пр.). Инновации  имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и  завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле  можно выделить шесть типичных фаз  с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений  и результатами.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия