Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:30, курсовая работа
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность и понятие инфляции
1.2. Виды и типы инфляции
2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Причины инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.2. Последствия финансового (экономического) кризиса
2.3 Стратегия развития на 2012 год
3. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
3.1. Индекс потребительских цен
3.2. Индекс производственных цен
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
4.1. Социально-экономические последствия инфляции
4.2. Антиинфляционная политика государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
3.1. Индекс потребительских цен
Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.
Индексы – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как
p=
где Р – средний уровень цен в текущем году; – средний уровень цен в прошлом году.
Темп инфляции – выраженный в процентах годовой темп роста общего уровня цен в течение определенного периода времени.
Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции [17].
Существует несколько индексов цен:
Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период.
Индекс потребительских цен определяется по формуле
ИПЦ = Ct / C * 100 %
Ct – Стоимость потребительской
корзины в текущий момент
С – Стоимость такой же корзины в базовый момент времени
индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;
индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;
индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения). В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).
Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.
Индекс оптовых цен производителя При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.
Индекс Биг-Мака – неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). Соотношение цен на биг-маки должно быть равным отношению обменных валютных курсов. Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года.
Биг-мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам биг-мак содержит достаточное количество продовольственных компонент (хлеб, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства.
Согласно опубликованным результатам, самый дорогой сэндвич – в Исландии (7,44 доллара), Норвегии (6,63) и Швейцарии (5,05), самый дешевый – в Китае (1,41 доллара). В России этот продукт индустрии фаст-фуда стоит 1,85 доллара, в США – 3,22 доллара.
По мнению экспертов журнала «The Economist» российский рубль, наряду с валютами таких стран, как Украина, Египет, Филиппины, Аргентина, Гонконг, Индонезия, Таиланд, Малайзия, недооценен на 50 %.
Для измерения общего
уровня цен чаще используется индекс
цен ВВП дефлятор ВВП, используемый
для определения реального
Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам (ΣQ0 * Pt), к расходам на приобретение идентичного по структуре набора по ценам базисного периода (ΣQ0 * P0)
Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замены, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.
Индекс Пааше – один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода
Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.
С целью элиминтирования недостатков, присущих индексам Пааше И Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина – индекс Фишера (IF)
В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются статистические данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.
Таким образом для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В частности, в мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).
3.2. Индекс производственных цен
Определяет изменение уровня цен на "корзину" товаров, произведенных в промышленности. Этот индекс состоит из двух частей: цены на входе (полуфабрикаты, комплектующие и т.д.) и цены на выходе производства (готовая продукция). Цена на выходе включает в себя стоимость рабочей силы и дает представление об инфляции, связанной с изменением стоимости рабочей силы. При расчете индекса не учитываются цены на импортные товары и услуги. Когда производители больше платят за товары и услуги, они, вероятно, перенесут повышение стоимости на потребителей, поэтому PPI представляется опережающим индикатором потребительской инфляции. Оказывает значительное влияние на рынок. В условиях ожидания повышения основных процентных ставок рост его значения приводит к росту курса доллара.
Producer Price Index (PPI) измеряет цены на товары на оптовом уровне. Существуют три обширные подкатегории внутри PPI: начальная, промежуточная и конечная. Рынок отслеживает индекс конечных товаров наиболее внимательно, так как он отражает цены на товары, которые готовы для продажи конечному пользователю. Цены на товары на начальном и промежуточном этапах производства часто дают индикацию предстоящего инфляционного (дефляционного) давления, но чем ближе к начальным товарам, тем сильнее эти цены соответствуют товарным ценам, которые уже доступны в торговых индексах, таких как CRB (Бюро Товарных Исследований).
На всех этапах производства рынок уделяет больше внимания индексу, исключающему продукты питания и энергоносители, который называется стержневым. Соответствующий показатель носит название CorePPI и публикуется вместе с основным показателем. Цены на продукты питания и энергоносители склонны быть довольно волатильными и скрывать тенденции основного уровня инфляции. Хотя реакция рынка определяется изменениями месяц/месяц, изменения год/год также отмечаются аналитиками. Индекс не пересматривается на месячной основе, но годовые пересмотры с сезонными поправочными факторами могут давать небольшие поправки в последующих публикациях.
Рассчитывается показатель PPI по такому же принципу, что и CPI. Совокупная стоимость базовой корзины в текущем периоде делится на значение предыдущего периода, и от полученного значения отнимается единица. Результат выражается в процентах, а само значение может быть как положительным, так и отрицательным. В отличие от показателя CPI, показатель PPI имеет периоды вполне заметного падения, когда публикуемые значения оказываются отрицательными. Показатель PPI и курс национальной валюты имеет прямую корреляцию – рост показателя в большинстве случаев приводит к росту курса национальной валюты, и наоборот.
Рост PPI приводит к инфляции издержек, которая, по мнению финансовых аналитиков, оказывает более глубокое влияние на экономику, чем инфляция спроса, и более губительно на ней отражается. Показатель PPI обычно является опережающим по сравнению с CPI, так как потребительские цены изменяются с опозданием по отношению к оптовым ценам реализации продукции.
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
4.1. Социально-экономические последствия инфляции
При всем многообразии причин, вызывающих инфляцию, в повседневной экономической жизни она предстает в виде неуклонного роста цен, что чрезвычайно болезненно для общества.
Устойчивые, уравновешенные цены являются непременным условием нормального экономического развития, выступают гарантом согласованности процессов производства, распределения, обмена и потребления. Напротив, инфляционные, «взбесившиеся» цены разрушают устойчивый ход общественного воспроизводства. Цены товаров отрываются от их реальной стоимости, теряют свои качества достоверного выражения затрат труда на их производство. В результате нарушаются количественные пропорции в обмене одного товара на другой, деформируются отношения спроса и предложения. Следствием этого является искаженное распределение труда и ресурсов между сферами и секторами экономики, возникают диспропорции в объемах производства товаров и услуг. Перераспределение национального дохода отрывается от его естественной трудовой основы.
Конкретные проявления
социально-экономических
Наиболее ощутимым результатом
инфляционного роста цен
Другим не менее существенным последствием инфляционного повышения цен служит «хаос относительных цен». Неравномерный, противоречивый рост цен на продукцию различных секторов и на отдельные виды товаров взрывает устоявшуюся структуру относительных цен, отрывает цену одних товаров от других. В итоге дезорганизуются нормальные рыночные связи и отношения, производители теряют своих традиционных покупателей и поставщиков, возрастают издержки и ненадежность производства. Экономика в целом впадает в состояние кризисного упадка, в ее структуре возникают перекосы.
Наконец, еще одним важнейшим следствием инфляционного взлета цен является обесценение денег. Потребность во все большей денежной массе для обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления, неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит экономически и социально неоправданное перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность.
Остановимся на этих трех ключевых аспектах социально-экономических последствий инфляции более подробно.
Падение жизненного уровня, а это главное и наиболее ощутимое бедствие нашего времени (здесь нет преувеличения) ударило почти по каждому. Отголоски этой трагедии отражаются и в официальной статистике, и в экономических анализах, звучат они и в сообщениях прессы.
Из-за резкого снижения реальных доходов населения товарооборот в республике уменьшился наполовину. Многие перестали летать самолетами, до необходимого минимума ограничили передвижение междугородным автотранспортом. Для многих стали недоступны телевизоры, холодильники, даже велосипеды, не говоря о мебели. Еще совсем недавно килограмм хлеба стоил 12 копеек, картофеля — 10 копеек, а мяса — 2 рубля. Плата за квартиру, электричество, газ и телефон составляла в рублях чисто символическую сумму.[16, с. 8]