Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность и понятие инфляции
1.2. Виды и типы инфляции
2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Причины инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.2. Последствия финансового (экономического) кризиса
2.3 Стратегия развития на 2012 год
3. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
3.1. Индекс потребительских цен
3.2. Индекс производственных цен
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
4.1. Социально-экономические последствия инфляции
4.2. Антиинфляционная политика государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Ряд компаний в сфере  услуг, которые имели большие  валютные обязательства, потерпели огромные убытки: мобильные операторы Velcom и life:) по итогам второго квартала заявили о потерях в 37 и 150–200 миллионов долларов соответственно. ОАО «Лидское пиво» заявило о снижении операционной прибыли в исчислении в евро на 56,6 % несмотря на значительный рост продаж. О потерях, вызванных кризисом, сообщили также IT-компании.

Почти сразу же после  объявления о девальвации «Белнефтехим», монополист в поставке бензина на внутренний рынок, повысил цены на отпускаемую продукцию в среднем на 20 %. По словам руководителя концерна, поставки топлива на внутренний рынок продолжают оставаться убыточными. Это стало третьим повышением цен на бензин за год. Всего с начала года бензин подорожал на 34–71 %. 26 мая одна из автозаправочных сетей приостановила продажу бензина АИ-92 из-за нехватки поставок с нефтеперерабатывающих заводов. 27 мая стало известно, что Мозырский и Новополоцкий НПЗ лоббируют новое повышение цен на бензин ещё на 20–30 % для уменьшения убытков от реализации топлива на внутреннем рынке. Наблюдается активный вывоз бензина из Беларуси жителями сопределяных стран, из-за дешевизны. Например разница в ценах с Литвой составляла 2–3 раза. Отмечается, что повышению рентабельности продажи бензина могло бы содействовать снижение акцизов и налогов, что, однако, невыгодно правительству. 6 июня представители НПЗ заявили о том, что справедливая цена на бензин на АЗС — ок. 5000 рублей ($1) за литр. В ночь на 7 июня цены на бензин были повышены на 30 %; АИ-92, АИ-95 и дизтопливо стали стоить больше $1. Уже вечером 7 июня автомобилисты провели акцию «Стоп-бензин», парализовав движение по проспекту Независимости в Минске. На следующий день Александр Лукашенко распорядился снизить цены на топливо ниже $1 и пообещал, что дальнейший рост будет привязан к курсу доллара.

6 июня через сеть  идеологических структур на предприятиях  Минска стала распространяться  информация о скорой замене  ФРС США существующих долларов на деньги нового образца. СМИ видят в этих слухах попытку заставить население сдавать наличные доллары в обменные пункты, где их нет. 10 июня Александр Лукашенко заявил: «только в Беларуси наши умные белорусы, „свядомыя“ или с их подачи хватают эти бумажки долларовые. Вы прекрасно понимаете, что сегодня идет колоссальнейшая накачка долларами мировой экономики, что может привести к ещё одному обвалу этой экономики. Мы это все знаем».

11 июня были установлены  ограничения для физических лиц  на вывоз бензина и ряда товаров белорусского производства, а товары из специального списка было запрещено вывозить вовсе. В список товаров, запрещённых к вывозу физическими лицами, попали холодильники, газовые плиты, цемент, синтетические моющие средства, крупы и макароны.

Экспортная пошлина ($415,8 за 1 тонну или $0,41 за 1 литр) также  была введена на бензин, вывозимый  физическими лицами более одного раза в течение пяти суток, а с 25 ноября 2011 года один раз в восемь суток. Кроме того, продажа топлива грузовым автомобилям на АЗС была ограничена 200 литрами. По словам секретаря Совета безопасности Беларуси Леонида Мальцева, подобные меры являются «общемировой практикой».

15 июня Мингорисполком  отменил практику предоставления  льготных кредитов на строительство жилья. В то же время, Александр Лукашенко заявил, что льготы на строительство жилья сохранятся для многодетных семей, а также их получат «служивые люди, там милиция, армия и прочие — тех, кто на государственных постах». Тем не менее, количество льготных строек должно сократиться на треть только за 2011 год. 17 июня Александр Лукашенко потребовал пресечь выезд людей из Беларуси на заработки (прежде всего, на строительство), пригрозив увеличить коммунальные платежи для оставшейся в Беларуси семьи в четыре раза и лишить его бесплатного медицинского обслуживания. Претворение этого указания в жизнь может отрицательно сказаться на благосостоянии, по некоторым оценкам, 0,7–1 миллион белорусов, находящихся на заработках в России, и их семей. К октябрю 2011 года строительная отрасль оказалась на грани коллапса.

За 2011 год в 2,6 раза выросло  количество неплательщиков по кредитам, что связывается именно с ухудшением экономической обстановки и невозможностью их выплаты вследствие падения уровня жизни. К ноябрю ставки по потребительским кредитам выросли до 120 %.

Средняя зарплата в Беларуси в долларовом эквиваленте по курсу  Нацбанка снизилась с $500 до $312 за один день. В Министерстве экономики сообщили о том, что работникам бюджетной сферы будут выплачиваться разовые компенсации, в то время как тарифная ставка первого разряда, по которой рассчитывается заработная плата, останется на прежнем уровне, чтобы «не разорвать доходы низкооплачиваемых и высокооплачиваемых людей». В министерстве экономики также сообщили, что другой причиной отказа от повышения зарплаты является опасность дальнейшего увеличения объёма денежной массы. 26 мая были повышены пенсии, но только на 80 500 рублей (около $16 по курсу на 27 мая). Индексация зарплат в мае составит лишь 60 000 рублей (около $12 по курсу на 27 мая). При этом в министерстве экономики сообщили, что индексация не коснётся рабочих крупных государственных предприятий, решение о повышении зарплаты которых должна будет принимать администрация предприятия. Вклады граждан Беларуси в рублях обесценились на миллиард долларов.

В результате кризиса  цены на многие продукты значительно  выросли. Тем не менее, цены на многие товары продолжают прямо или косвенно контролироваться государством. Из-за роста цен в магазинах начали выстраиваться очереди за некондиционными продуктами, которые стоят дешевле свежих.

26 мая было объявлено  о 10%-ном повышении цен на  водку. 27 мая Александр Лукашенко потребовал «жесточайше пресекать» рост цен, но в тот же день министерство экономики повысило отпускные цены на сахар на 40 %. 7 июня стало известно о крупном директивном повышении цен на сигареты (на 30–60 %). 27 июня цены на сигареты выросли повторно, на 0,7–90 %. Также в Минске и других городах несколько раз повышались тарифы на проезд в общественном транспорте. С 20 сентября было произведено новое повышение цен на сигареты, на 15–50 %. В тот же день были вновь повышены максимальные отпускные цены на хлебобулочные и молочные изделия, свинину и говядину.

В конце мая в некоторых  магазинах наблюдался дефицит сигарет, а в гипермаркетах Гомеля в течение нескольких дней не было поваренной соли и свинины. Однако вскоре после того, как руководство страны потребовало обеспечить полные полки магазинов под угрозой отзыва лицензии у магазинов, дефицит в торговых сетях прекратился. 11 июня появились сообщения о дефиците кефира в связи с нерентабельностью его производства. Однако спустя два дня Министерство торговли объявило, что дефицита кефира в стране нет, а его нехватка была следствием временных трудностей с доставкой товара в магазины.

Ожидая дальнейшего  роста цен, жители продолжили покупать товары с длительным сроком хранения — так, в Брестской области  объём продажи соли за несколько дней превысил среднемесячную норму в 80 раз. Всего же цены на ряд товаров выросли в несколько раз.

В августе в Беларуси (прежде всего, в Минске) начался дефицит ряда мясопродуктов, вызванный скупкой  сырого мяса российскими предпринимателями по более выгодным для производителей ценам. В результате, за август предельные отпускные цены на мясо повышались дважды — на 5 % и на 10 %, а с 27 августа запланировано введение свободного ценообразования на мясные полуфабрикаты на рынках и ярмарках.

Впервые за долгое время  в стране начались забастовки рабочих  различных отраслей экономики. Весной 2011 года в Речице была проведена предупредительная забастовка работников пивзавода, летом в Слониме строители отказались выходить на работу из-за систематической задержки зарплаты, осенью в Борисове бастовали коммунальщики. В декабре 2011 года рабочие РУПП «Гранит» (Микашевичи, Брестская область) массово заявили о выходе из профсоюза, входящего в государственную ФПБ, и о создании ячейки независимого профсоюз. В феврале 2012 года рабочие Борисовского завода автотракторного электрооборудования (БАТЭ) провели предупредительную забастовку, добиваясь повышения зарплаты.

Правительство ожидает, что девальвация приведёт к росту  поступлений от экспорта из-за создания благоприятных условий для экспортёров. Президент Беларуси Александр Лукашенко 17 июня заявил, что 5 тысяч рублей за 1 доллар — это завышенный курс. Он отметил, что МВФ рекомендовал провести девальвацию национальной валюты на 25 %. Он также предупредил об опасности попасть в «ловушку», так как доллар сегодня «печатается день и ночь». Тем не менее, он позднее заявил, что политика индексации доходов, приводящая к увеличению объёма денежной массы и росту инфляции, будет продолжена.

За январь-май 2011 года отрицательное сальдо внешней торговли выросло с −2,74 млрд долларов до −3,87 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом темп роста отрицательного сальдо существенно замедлился и за апрель-май составил −117 млн долларов против −720 млн долларов за март-апрель.

Эксперты считают, что  во втором полугодии 2011 года может начаться массовое разорение бизнеса и перемещение капиталов за пределы страны. Тяжёлый удар кризис нанёс также по банкам, и почти все они находятся под угрозой закрытия.

По подсчётам Министерства экономики (озвучены 8 ноября), в зависимости от избранной макроэкономической модели курс доллара в 2012 году будет составлять от 9,3 до 22 тысяч рублей, инфляция — от 12 % до 218 %. Тогда же премьер-министр Михаил Мясникович сообщил, что в 2012 году на обслуживание внешнего долга будет потрачено $1,6 млрд.

Отдельные эксперты указывают  на возможность дефолта белорусской экономики в 2012 году.

 

2.3 Стратегия развития на 2012 год

 

В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими  участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:

выход на положительное  сальдо внешней торговли;

импорто-замещение с  помощью местных производителей;

ограничение деятельности импортёров;

сокращение эмиссионного кредитования экономики, сокращение финансирования госпрограмм (ориентировочно в три раза) и проведение жёсткой налоговой и кредитно-денежной политики;

"выселение" иностранных  коммерческих банков за пределы  экономики страны;

национализация местных  коммерческих банков, с целью превратить ранее прибыльную деятельность в социальную.

активизация привлечения  иностранных инвестиций (план — $4 миллиарда);

приватизация малоэффективных  предприятий;

в перспективе во время  кризиса снижать ставку рефинансирования, а не повышать, как это делается ранее.

отказ от регулирования  курса белорусского рубля за исключением  резких скачков;

рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;

отказ от приоритета роста  ВВП перед остальными макроэкономическими показателями;

удерживание инфляции на уровне 19 %

 

Предложенный план был принят, хотя помощник Лукашенко по экономическим вопросам Сергей Ткачёв выступал против резкого урезания финансирования госпрограмм. Были также озвучены возможные прогнозы развития, в соответствии с которыми в зависимости от выбранного курса развития курс доллара в 2012 году будет составлять от 9,3 до 22 тысяч рублей, инфляция — от 12 % до 218 %.

Независимыми обозревателями данный план был раскритикован как  «оптимистичный», но неосуществимый без структурных реформ.

В то же время, данные предложения  были подвергнуты резкой критике  Александром Лукашенко как слишком  «рыночные», раскритиковав попытку  ориентации на рыночные механизмы управления экономикой. От правительства Лукашенко потребовал исполнения решений IV Всебелорусского народного собрания (органа, не предусмотренного Конституцией): «я попрошу вас придерживаться той политики, которая выработана на Всебелорусском народном собрании и президентом. Вы сформированы президентом под конкретную задачу». Также Александр Лукашенко потребовал от правительства, чтобы к 9 мая 2012 года трудности для населения были ликвидированы: «я терплю это до 1 января, а потом у вас останется срок до 1 мая, ну, до 9-го, до Дня Победы, и население совершенно по-иному должно оценивать политику в государстве». Александра Лукашенко поддержали руководитель прогосударственной Федерации профсоюзов Леонид Козик и посол России в Беларуси Александр Суриков, который охарактеризовал планы правительства как «гайдаровские».

По мнению политолога Валерия Карбалевича, — это попытка найти «козла отпущения» в связи с озвучиванием непопулярных мер. Позднее Мясникович, однако, заявил, что надеется «в целом выполнить программу социально-экономического развития, которая была принята четвёртым Всебелорусским народным собранием».

22 ноября 2011 года Александр  Лукашенко дал поручение разработать  новый план социально-экономического  развития (заданные параметры —  рост ВВП в 5-5,5%, инфляция 19-22%). Эксперты считают, что в случае продолжения погони за ростом ВВП и при отказе от структурных экономических реформ (план Лукашенко) инфляция в 2012 году может вновь составить примерно 100%, а все положительные эффекты девальвации могут быть сведены на нет.

Ожидается резкое увеличение инфляции по сравнению с прогнозным показателем, который, по разным данным, составлял от 7,5 до 10 %. 26 мая Министерство экономики подтвердило информацию о 15%-ном повышении цен с 1 января по 1 июня без учёта 55%-ной девальваци. 27 мая годовой прогноз Минэкономики по инфляции был увеличен до 33—39 %, но только при условии, «если Нацбанк сохранит установленный коридор курса». При этом министр экономики Николай Снопков заявил, что уровень инфляции составит 33-34 % только за первое полугодие, а за январь-июнь по официальным данным уровень инфляции  составил 36,2 %. 14 июля стало известно, что за июнь объём денежной массы из-за денежной эмиссии Нацбанка вырос ещё на 490 миллиардов (около 8,5 %), что может привести к новому витку инфляции. Эксперты РИА-Аналитика допускают возможность роста цен в 2011 году на 70–80 %.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь