Инфляция в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:30, курсовая работа

Описание работы

Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
Поэтому приоритетной задачей экономической политики правительства Беларуси на ближайшую перспективу является не только восстановление докризисного уровня реальных доходов населения, но и его превышение, которое возможно только при поступательном развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность и понятие инфляции
1.2. Виды и типы инфляции
2. АНАЛИЗ ПРИЧИН ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Причины инфляционных процессов в Республике Беларусь
2.2. Последствия финансового (экономического) кризиса
2.3 Стратегия развития на 2012 год
3. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ
3.1. Индекс потребительских цен
3.2. Индекс производственных цен
4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
4.1. Социально-экономические последствия инфляции
4.2. Антиинфляционная политика государства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Инфляция.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

Последний социологический  опрос жителей республики показал, что более всего они опасаются недоступности продуктов питания и товаров первой необходимости, а также роста цен на коммунальные услуги. Возрастет удельный вес расходов населения на питание и коммунальные услуги, снизятся расходы на приобретение одежды, обуви и других необходимых товаров. На столах горожан поубавится мяса, колбасных изделий. Возрастет потребление картофеля, молока, яиц и хлеба.

Таковы, если говорить предельно  кратко, оценки нашего положения населением, социологами и аналитиками.

Наиболее высокими темпами росли цены на самые необходимые, жизненно важные продукты питания, то есть те, на которых держатся многодетные семьи, малообеспеченные, пенсионеры (хлеб, молоко, сахар, картофель и т.п.). Столь же тяжело на эти категории населения давит удорожание жилищно-коммунальных услуг.

Однако, как ни разительны приведенные показатели роста цен, сами по себе они еще не дают всей картины негативных последствий  инфляции для уровня жизни. Эти данные раскрывают главным образом динамику, масштабы, всеобщность явления. Чтобы картина обрела полноту, необходимо принять в расчет самую главную принципиальную особенность инфляционного роста цен: в отличие от обычного повышения цен (скажем, в результате возрастания спроса), когда рост цен компенсируется или чаще всего перекрывается доходами потребителей, инфляционное повышение цен обязательно идет в паре, в сцепке с сокращением доходов основной массы населения — происходит не только относительное, но, прежде всего, абсолютное падение покупательной способности общества.

За годы инфляции в белорусском обществе произошло неведомое в недавнем прошлом социальное расслоение: на одном полюсе появились бедные и даже нищие, на другом — богатые и даже сверхбогатые. Буквально «из ничего» возникли гигантские состояния. На авансцену жизни вышли «денежные мешки» — банкиры и торговцы, разного рода дельцы и спекулянты (бизнесмены). Одновременно от 35 до 50 процентов рядового населения оказалось за чертой бедности.

Таким образом, при всех изменениях неизменным остается одно — теряющей стороной (за чей счет идет формирование «нового класса» и кто оплачивает ликвидацию инфляционной разрухи) выступают лица наемного труда, пенсионеры, иждивенцы, иначе говоря, основная масса населения.

Когда народное хозяйство  поражено инфляцией, потери неизбежны. В условиях же необходимости экономических преобразований инфляция практически им противодействует, поскольку делает невозможными рациональные экономические расчеты. Проблемы, вызываемые инфляцией, почти полностью связаны с неопределенностью. Непредсказуемость экономических явлений и разрушение инфляцией функции цен являются характерной чертой и открытой, и подавленной инфляции, при этом «если открытая инфляция значительно искажает регулирующую функцию рынка, то подавленная инфляция останавливает ее полностью».

 

4.2. Антиинфляционная политика государства

 

Учитывая причины высоких  темпов инфляции 2011 года, основным направлением реализации антиинфляционной политики в 2012 году станет жесткая денежно-кредитная  политика Национального банка с  использованием всех инструментов, включая курсовую, эмиссионную и процентную политику, пояснили в Минэкономики Беларуси.

Ключевым параметром утвержденных основных направлений  денежно-кредитной политики является именно уровень инфляции. Остальные  показатели (ставка рефинансирования, темп роста требований банков к экономике) скорее зависимые, достижение которых будет обусловлено именно инфляционным сценарием.

В принципе, антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствуют о том, что само по себе снижение ставки - не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.

Вместе с тем в  прогноз развития экономики на 2013 год заложены амбициозные целевые ориентиры по росту ВВП. Объективно говоря, их достижение возможно только при весьма благоприятных условиях внешнеторговой конъюнктуры на основных экспортных рынках. И основной вопрос, как будет реагировать экономический блок правительства и Национальный банк, если эти благоприятные условия не реализуются и единственным драйвером роста останется внутренний спрос. По его мнению, здесь очень важно не поставить сиюминутные цели выше долгосрочной макроэкономической стабильности.

 Согласно Основным  направлениям денежно-кредитной  политики Беларуси на 2013 год, утвержденным 25 сентября указом №419, ставка рефинансирования на конец 2013 года прогнозируется на уровне 13-15% годовых (при росте потребительских цен на 12%). Прогнозируется, что требования банков к экономике возрастут на 17-20% и составят 45-46% к валовому внутреннему продукту. Прирост международных резервных активов Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года по прогнозу составит $0,3-0,7 млрд.

Также 25 сентября указом №418 Президент Беларуси утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год. В частности, запланирован рост валового внутреннего продукта на 8,5%, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) - на 9,3%, экспорта товаров и услуг - на 15,2%. Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $4,5 млрд. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5% к уровню текущего года.

 Согласно ожиданиям Национального банка Беларуси, высказанным 24 сентября, по итогам 2012 года ожидается, что уровень инфляции сложится в пределах прогнозируемых 22%. При этом ставка рефинансирования может снизиться до 25-26%.

Политика в сфере  ценового и антимонопольного регулирования  будет направлена на минимизацию  прессинга инфляции на население, обеспечение  стабильности общего уровня цен на товары и услуги, сохранение и принятие дополнительных сдерживающих мер в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Правительство Беларуси намерено в 2013 году создать независимый  антимонопольный орган при сохранении административного контроля над  ценами, следует из опубликованного  плана совместных действий правительства и Нацбанка по достижению целевых параметров прогноза социально- экономического развития Беларуси в 2013 году.

В соответствии с совместным постановлением правительства и  НББ N1150/17, которым утвержден данный план, во втором квартале 2013 года Минэкономики вместе с другими госорганами должны внести в правительство проект указа о создании отдельного независимого антимонопольного органа "в рамках проводимой работы по реформированию системы государственных органов в целях повышения эффективности проводимой антимонопольной политики".

В настоящее время номинальный антимонопольный орган действует в виде отдела антимонопольного регулирования в структуре Минэкономики.

Одновременно в документе  предусмотрено "принятие мер в  области денежно-кредитной политики, административного и ценового регулирования, направленных на ограничение инфляции - прирост индекса потребительских цен не более 12%". Ответственными за уровень инфляции в Беларуси назначены Национальный банк, Минэкономики и Минфин, которые через соответствующие решения Национального банка, Совета министров и Минэкономики должны обеспечить плановое снижение инфляции.

Антимонопольный орган  действует в Беларуси с июля 1992 года.

В течение 20-летней деятельности белорусский антимонопольный орган неоднократно преобразовывался - с 1992 года он функционировал как Комитет по антимонопольной политике, в 1992- 1994 годах - Государственный комитет по антимонопольной политике, в 1994-1996 годах его статус вырос до министерства по антимонопольной политике. В 1996-2001 годах функции антимонопольного органа были переданы впоследствии упраздненному министерству предпринимательства и инвестиций, с 2001 года таким органом является Минэкономики.

Правительство Беларуси рассматривает возможность создания независимого антимонопольного органа с конца прошлого года, в котором инфляция выросла до рекордных 108,7%. В рамках общественного обсуждения этого проекта бизнес-союзы предлагают создать государственный антимонопольный комитет, обладающий независимостью и от правительства, и от отраслевых концернов.

Данный комитет, по мнению предпринимателей, должен следить за соблюдением принципа равенства условий хозяйствования для предприятий разной формы собственности. Эксперты бизнес-союзов подчеркивают, что в рамках белорусской модели экономики, где сохраняется преобладающая доля госсобственности, в основе монополизма лежит государственный протекционизм.

В Минэкономики также  заявили, что важным фактором для  снижения темпов инфляции будет являться насыщение внутреннего рынка  республики товарами по приемлемым ценам  в достаточном количестве и ассортименте. Учитывая это, темпы инфляции в 2012 г. должны быть существенно ниже темпов 2011 года.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С проблемой высокой  инфляции сталкивались практически  все страны мира, и каждая из них  в решении этой проблемы шла своим  путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и  много общего.

Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.

Анализ белорусского опыта антиинфляционной политики в  контексте международных сопоставлений позволяет сформулировать принципиальные требования к проведению антиинфляционного регулирования в Беларуси, которые в самом общем виде сводятся к следующим.

1. С учетом финансовой  и экономической ситуации в  стране, размеров золотовалютных резервов банковской системы наиболее приемлемым методом антиинфляционной политики для Беларуси является прямое инфляционное таргетирование, при котором все денежно-кредитные и другие инструменты направлены на реализацию целевых показателей инфляции.

2. При осуществлении  таргетирования инфляции главенствующее  значение имеет обоснование целевого значения уровня инфляции на прогнозный период. Поскольку снижение инфляции не является самоцелью, то целевое значение инфляции должно согласовываться с другими целями социально-экономического развития. Чрезмерно быстрое снижение темпов роста цен может создать трудности в снятии инфляционных навесов и ценовых перекосов, через ужесточение бюджетных ограничений может привести к закрытию предприятий, увеличению безработицы, уменьшению доходов бюджета и др. С другой стороны, излишне высокая инфляция это: постепенная стагнация реального сектора экономики; низкая инвестиционная активность; постоянная неуверенность субъектов хозяйствования и т.д. Поэтому в качестве целевого должен быть выбран наиболее оптимальный уровень (динамика) инфляции в контексте необходимости достижения целей прогнозов и программ социально-экономического развития страны.

3. Для обоснования  целевого значения инфляции необходимо  применение комплекса взаимодополняющих моделей и методов прогнозирования инфляции, включающих: эконометрические модели; модели, основанные на уравнении обмена; методы, рекомендуемые МВФ; модели цены на основе межотраслевого баланса; методы, базирующиеся на укрупненных макроэкономических расчетах.  При осуществлении расчетов на прогнозный период должно быть достигнуто сопряжение прогнозного значения инфляции с другими прогнозными показателями социально-экономического развития, для чего расчеты по названным моделям и методам должны быть включены в общую схему многоитерационных расчетов и согласований (сопряжения) всей системы социально-экономических показателей.

4. Использование изложенного  выше подхода позволяет говорить  о целесообразности постепенного снижения уровня инфляции в Республике Беларусь с тем, чтобы в 2013 г. выйти на уровень не более 12% за год, что позволит осуществить необходимые структурные изменения в производстве, ценообразовании, финансовой сфере и т.д. При этом для достижения целевых показателей инфляции следует использовать факторы как со стороны спроса, так и со стороны издержек. В целом главными составляющими антиинфляционной политики в Беларуси являются: монетарная политика; политика ресурсосбережения и снижения трансакционных издержек; политика цен.

Таким образом, реализация предлагаемого подхода к снижению уровня инфляции в Беларуси предполагает активное участие государства в  регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Недопустимы межведомственная разобщенность и стремление реализовать ведомственные интересы в ущерб общегосударственным. Сбалансированность и скоординированность отдельных целей, которые реализуют отдельные ведомства, должны обеспечиваться в процессе подготовки прогнозно-программных документов и, в первую очередь, при разработке прогноза социально-экономического развития, государственного бюджета, основных направлений кредитно-денежной политики на очередной год. Между этими документами должна быть обеспечена полная сопряженность. В дальнейшем, при реализации указанных документов, необходимо обеспечить их максимально возможное выполнение каждым органом государственного регулирования в соответствии с их законодательно определенной компетенцией.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Закон Республики  Беларусь от 29 декабря 2003 г. №  259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета. 2004. 18 янв.

Информация о работе Инфляция в Республике Беларусь