Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

Инфляция. Антиинфляционная политика.doc

— 276.00 Кб (Скачать)
center">       Динамика  потребительских цен в России

Годы 1992 1995 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2005 2006 2007 2008
Индексы потреби-тельских цен, в % 2610 230 184 137 120 119 115 112 111 109 112 113
 

       Снижение  уровня инфляции в 2000-2003 годах удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 годы были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины; сокращению неплатежей и бартера. Однако экономика страны остается не вполне устойчивой (в частности, сохраняется ее сильная зависимость от цен на экспортируемые энергоресурсы – нефть и газ), и  сохраняется возможность возобновления высокого роста цен.

       В 2005 году темпы инфляции несколько  замедлились (10,9%) по сравнению с 2004 годом (11,7%), хотя целевой ориентир в 8,5% остался недостижим.

       Источником увеличения цен в России является прежде всего рост цен на услуги монополий (услуги жилищно-коммунального хозяйства, платные услуги и бензин), а также рост цен на сельхозпродукцию.

       В целях борьбы с инфляцией правительством РФ и Центробанком России были разработаны следующие основные меры и принципы антиинфляционного пакета:

       1) стимулирование роста конкуренции  и инвестиций: повышение темпов  роста предложения товаров и  услуг; повышение склонности населения к сбережению и финансовым инвестициям; сдерживание роста цен на ГСМ; повышение уровня конкуренции на продовольственных рынках; ограничение роста цен (тарифов) естественных монополий; ограничение роста регулируемых тарифов ЖКХ;

       2) поддержание макроэкономической стабильности: строгое выполнение принятых бюджетных параметров по социальным и непроцентным расходам; неповышение цены отсечения в Стабфонд выше 27 долларов за баррель и возможность ее снижения; ограничение внешних заимствований госкомпаний; ограничить рост наличных денег в обращении 20 процентами в год; повысить реальный курс рубля не более чем на 4-4,5 процента.

       Несмотря  на то, что в 2007 году реальный уровень инфляции составил 11,9% при прогнозируемом правительством показателе в 7-8% с дальнейшим снижением до 3%, какие-либо срочные меры не предпринимались, а прогнозируемый показатель позднее был пересмотрен до 11-11,5%. Действительно, снижение инфляции на 4–5% всего за год казалось маловероятным явлением.

       Резкий  рост цен начался в конце декабря 2007 и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще более подстегнет рост цен в других отраслях. Особенно остро стоит вопрос о замедлении стремительного роста цен на продукты питания. Планируется вплотную заняться проблемой финансирования сельского хозяйства. В частности, будут рассматриваться пути реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Стоит отметить, что министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладе констатировала значительное повышение объема вложений в развитие сельскохозяйственного комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте. Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынка качественной отечественной продукцией.

       Реформы коснутся и ЖКХ. В 2008-2010 году ожидается  значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство  решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Суть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.

       Однако  все это похоже на борьбу со стихией. Как дворники борются со снегопадом, так и мы бросаем все силы на борьбу с инфляцией, которая на нас обрушилась. Несмотря на то, что принимаются различные законодательные акты, меры по снижению темпов инфляции, реального улучшения в сторону снижения инфляции не ощущается.

       Возможно, причины затянутого характера инфляционного роста цен кроются в мировом экономическом и продовольственном кризисе. Во всяком случае, сложившаяся ситуация заставляет задуматься о дополнительных более эффективных антиинфляционных мерах. Новый премьер-министр России Владимир Путин определил проблему борьбы с инфляцией одной из приоритетнейших задач.

         По моему мнению, бесконечное повышение пенсий, пособий, стипендий, зарплат госслужащим и других социальных выплат приводит к еще большему росту инфляции в стране. Попытка правительства контролировать цены на продовольствие и заморожанивание цен на основные продукты питания недейственна и нарушает рыночный механизм. Сдерживать рост цен на хлеб и основные продукты питания невозможно, так как предприятия, производящие данную продукцию, будут работать с убытками. Будучи не в силах справиться с ростом цен, российские власти подумывают ввести талоны на хлеб для малоимущих. Но это не выход из ситуации. Возможно, лучше помочь малым производителям выходить на рынок. Развитие конкуренции и вызвало бы снижение цен.

       Несмотря  на трудности, Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика. Она остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

 

        Заключение
 

       Инфляция – это переполнение каналов денежного обращения избыточными деньгами и, как следствие, обесценение денег, что проявляется в нарушении закона спроса и предложения на денежном рынке и сопровождается прежде всего ростом цен на товары и услуги. Однако повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции. Ее глубинной причиной является диспропорции воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия в экономике.

       Существует  противоположное инфляции понятие дефляция. Если инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен, то дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.

       Инфляция – это многофакторное явление, так как объясняется разнообразными причинами и проявляется в разных формах и видах.

       Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения, ожидаемую и неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную, подавленную и открытую, ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

       Инфляция  может порождаться внутренними и внешними причинами. К внешним причинам можно отнести следующие: сокращение поступлений от внешней торговли; отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов; сырьевые, энергетические, валютные кризисы; политика государств, направленная на экспорт инфляции и т.д. Внутренними причинами являются: диспропорциональность, отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, инфляционные ожидания, инфляционно-опасные инвестиции, приток иностранной валюты, монополизация экономики и т.д.

       В качестве «противоядия» от инфляции государства различных стран проводят антиинфляционную политику, используя различные инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, монетарского подхода и др.

       Анализ  применения различных вариантов антиинфляционной политики в России показал, что взятая на вооружение правительством и Центральным банком России в 1992-1998 годы количественная теория денег как средство антиинфляционной политики не смогла обеспечить устойчивого развития России и привела ее к финансовому краху. Более шести лет потребовалось правительству, чтобы увидеть это и начать поводить совершенно другую антиинфляционную политику.

       На  мой взгляд, несмотря на многообразие методов борьбы с инфляцией, в нынешних условиях мирового экономического кризиса они становятся все менее эффективны. Поэтому необходимо искать новые более действенные пути для решения проблемы по снижению нарастающих темпов инфляции либо усовершенствовать стратегию и тактику действующей антиинфляционной политики, для чего требуется более углубленное исследование данной проблемы.

 

        Список использованной литературы 

       
  1. Адам Я. Инфляция и безработица // Вопросы экономики. – 2006. – № 1. – С. 38-45.
  2. Алексеев А.В. Инфляция и экономический рост в России: разные стороны одной медали? // ЭКО. – 2008. – № 10. – С. 80-90.
  3. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей // Экономист. – 2008. – № 1. – С. 67-75.
  4. Андрианов В.Д. Инфляция и методы ее регулирования. – ЭКО, 2004.
  5. Баранов А.О. Анализ факторов инфляции России в годы экономических реформ / А.О.Баранов, И.А.Сомова // Пробл. прогнозирования. – 2009. – № 1. – С. 111-124.
  6. Братищев И. Антиинфляционная политика: механизм реализации / И.Братищев, С.Крашенинников // Экономист. – 2005. – № 3. – С. 22-34.
  7. Гайгер Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.: ИНФРА-М, 1996.
  8. Долан Э. Дж. и др. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М., 1994, гл. 17.
  9. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. – С-Пб. , 1994.
  10. Дробышевский С. Возможные меры по снижению инфляции в России и оценка их эффективности // Экон. политика. – 2008. – № 4. –  С. 73-82.
  11. Илларионов А. Инфляция и экономический рост // Вопр. экономики. – 2007. – № 8. – С. 91-111.
  12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Республика, 1998. – Т. 1, гл. 8.
  13. Мэнкью Н. Грегори. Макроэкономика/ Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ, 1994.
  14. Нусратуллин В. Анатомия инфляции // Вопр. экономики. – 2005. – № 5. – С. 130-134.
  15. Сидорович А.В. Курс экономической теории. – М.: Дело и Сервис, 2007, гл.19.
  16. Фетисов Г.Г. Инфляция и обеспечение стабильности уровня цен. Часть I // Экон. наука соврем. России. – 2007. – № 1. – С. 127-136.
  17. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1999, гл. 31-34.
  18. Чепурин М.Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории: Учебное пособие. – Киров: АСА, 2002, гл. 23.
  19. Экономическая теория/ Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.В., Торосевич Л.С. – М.: ИНФРА-М, 2005, гл. 23, 24.
  20. Юдаева К. Инфляция / Юдаева К., Иванова Н. // Экон. политика. –  2008. – № 3. – С. 144-157.

 

Приложение 1 

Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %) за 2007-2009 года
  Ин-фля-ция Базовая инфля-ция Прирост цен на продо-вольствен-ные товары Прирост цен на продовольствен-ные товары1 Прирост цен на плодо-овощную продукцию Прирост цен на не-продоволь-ственные товары Прирост цен на непродо- вольствен-ные товары без бензина2 Прирост цен на платные услуги
2007 год
Январь 1,7 0,6 0,9 0,6 4,1 0,4 0,4 4,7
Февраль 1,1 0,5 0,8 0,5 3,6 0,3 0,4 2,6
Март 0,6 0,5 0,8 0,5 3,2 0,4 0,4 0,6
Апрель 0,6 0,5 0,8 0,5 3,1 0,4 0,4 0,5
Май 0,6 0,3 1,0 0,1 7,8 0,4 0,3 0,5
Июнь 1,0 0,4 1,7 0,4 12,2 0,3 0,3 0,6
Июль 0,9 0,9 1,4 1,4 1,9 0,4 0,4 0,6
Август 0,1 1,1 -0,6 1,6 -16,1 0,6 0,5 0,5
Сентябрь 0,8 1,6 1,0 2,2 -8,8 0,8 0,8 0,4
Октябрь 1,6 2,1 3,3 3,5 0,9 0,9 0,9 0,1
Ноябрь 1,2 1,1 1,9 1,5 6,2 0,9 0,8 0,6
Декабрь 1,1 0,9 1,6 1,2 5,6 0,7 0,5 0,9
В целом за год (декабрь к декабрю) 11,9 11,0 15,6 14,9 22,2 6,5 6,4 13,3
2008 год
Январь 2,3 1,1 1,9 1,2 8,3 0,6 0,6 5,4
Февраль 1,2 1,0 1,7 1,3 5,1 0,6 0,6 1,4
Март 1,2 1,1 2,0 1,5 5,9 0,7 0,7 0,6
Апрель 1,4 1,3 2,2 1,8 5,5 0,9 0,7 1,0
Май 1,4 1,1 2,1 1,5 6,4 0,8 0,6 1,0
Июнь 1,0 0,9 1,1 1,2 0,4 0,7 0,5 1,1
Июль 0,5 0,8 0,1 1,0 -6,7 0,7 0,5 0,9
Август 0,4 1,0 -0,2 1,2 -11,3 0,6 0,6 0,9
Сентябрь 0,8 1,4 0,7 1,5 -6,4 0,7 0,8 1,0
Октябрь 0,9 1,3 1,6 1,8 -0,4 0,8 1,0 0,0
Ноябрь 0,8 1,1 1,3 1,3 1,0 0,5 0,9 0,7
Декабрь 0,7 0,8 1,0 1,0 1,7 0,1 0,6 1,0
В целом за год (декабрь к декабрю) 13,3 13,6 16,5 17,5 7,7 8,0 8,4 13,3
2009 год
Январь 2,4 1,3 1,4 1,1 4,7 0,7 1,0 6,3
Февраль 1,7 1,6 1,9 1,5 4,9 1,6 1,8 1,4
1 Без учета плодоовощной продукции.

2 Начиная с марта 2005 г. - оценка Банка России.

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика