Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.
Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
Годы | 1992 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Индексы потреби-тельских цен, в % | 2610 | 230 | 184 | 137 | 120 | 119 | 115 | 112 | 111 | 109 | 112 | 113 |
Снижение уровня инфляции в 2000-2003 годах удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 годы были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины; сокращению неплатежей и бартера. Однако экономика страны остается не вполне устойчивой (в частности, сохраняется ее сильная зависимость от цен на экспортируемые энергоресурсы – нефть и газ), и сохраняется возможность возобновления высокого роста цен.
В 2005 году темпы инфляции несколько замедлились (10,9%) по сравнению с 2004 годом (11,7%), хотя целевой ориентир в 8,5% остался недостижим.
Источником увеличения цен в России является прежде всего рост цен на услуги монополий (услуги жилищно-коммунального хозяйства, платные услуги и бензин), а также рост цен на сельхозпродукцию.
В целях борьбы с инфляцией правительством РФ и Центробанком России были разработаны следующие основные меры и принципы антиинфляционного пакета:
1)
стимулирование роста
2) поддержание макроэкономической стабильности: строгое выполнение принятых бюджетных параметров по социальным и непроцентным расходам; неповышение цены отсечения в Стабфонд выше 27 долларов за баррель и возможность ее снижения; ограничение внешних заимствований госкомпаний; ограничить рост наличных денег в обращении 20 процентами в год; повысить реальный курс рубля не более чем на 4-4,5 процента.
Несмотря на то, что в 2007 году реальный уровень инфляции составил 11,9% при прогнозируемом правительством показателе в 7-8% с дальнейшим снижением до 3%, какие-либо срочные меры не предпринимались, а прогнозируемый показатель позднее был пересмотрен до 11-11,5%. Действительно, снижение инфляции на 4–5% всего за год казалось маловероятным явлением.
Резкий рост цен начался в конце декабря 2007 и продолжается. Растут цены на ГСМ, что еще более подстегнет рост цен в других отраслях. Особенно остро стоит вопрос о замедлении стремительного роста цен на продукты питания. Планируется вплотную заняться проблемой финансирования сельского хозяйства. В частности, будут рассматриваться пути реализации "Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". Стоит отметить, что министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина в своем докладе констатировала значительное повышение объема вложений в развитие сельскохозяйственного комплекса: речь идет о сорокапроцентном росте. Целью дальнейшей поддержки аграриев является заполнение рынка качественной отечественной продукцией.
Реформы коснутся и ЖКХ. В 2008-2010 году ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Суть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.
Однако все это похоже на борьбу со стихией. Как дворники борются со снегопадом, так и мы бросаем все силы на борьбу с инфляцией, которая на нас обрушилась. Несмотря на то, что принимаются различные законодательные акты, меры по снижению темпов инфляции, реального улучшения в сторону снижения инфляции не ощущается.
Возможно, причины затянутого характера инфляционного роста цен кроются в мировом экономическом и продовольственном кризисе. Во всяком случае, сложившаяся ситуация заставляет задуматься о дополнительных более эффективных антиинфляционных мерах. Новый премьер-министр России Владимир Путин определил проблему борьбы с инфляцией одной из приоритетнейших задач.
По моему мнению, бесконечное повышение пенсий, пособий, стипендий, зарплат госслужащим и других социальных выплат приводит к еще большему росту инфляции в стране. Попытка правительства контролировать цены на продовольствие и заморожанивание цен на основные продукты питания недейственна и нарушает рыночный механизм. Сдерживать рост цен на хлеб и основные продукты питания невозможно, так как предприятия, производящие данную продукцию, будут работать с убытками. Будучи не в силах справиться с ростом цен, российские власти подумывают ввести талоны на хлеб для малоимущих. Но это не выход из ситуации. Возможно, лучше помочь малым производителям выходить на рынок. Развитие конкуренции и вызвало бы снижение цен.
Несмотря на трудности, Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика. Она остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.
Инфляция – это переполнение каналов денежного обращения избыточными деньгами и, как следствие, обесценение денег, что проявляется в нарушении закона спроса и предложения на денежном рынке и сопровождается прежде всего ростом цен на товары и услуги. Однако повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции. Ее глубинной причиной является диспропорции воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия в экономике.
Существует противоположное инфляции понятие – дефляция. Если инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен, то дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.
Инфляция – это многофакторное явление, так как объясняется разнообразными причинами и проявляется в разных формах и видах.
Различают инфляцию спроса и инфляцию предложения, ожидаемую и неожидаемую, сбалансированную и несбалансированную, подавленную и открытую, ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.
Инфляция может порождаться внутренними и внешними причинами. К внешним причинам можно отнести следующие: сокращение поступлений от внешней торговли; отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов; сырьевые, энергетические, валютные кризисы; политика государств, направленная на экспорт инфляции и т.д. Внутренними причинами являются: диспропорциональность, отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, инфляционные ожидания, инфляционно-опасные инвестиции, приток иностранной валюты, монополизация экономики и т.д.
В качестве «противоядия» от инфляции государства различных стран проводят антиинфляционную политику, используя различные инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, монетарского подхода и др.
Анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России показал, что взятая на вооружение правительством и Центральным банком России в 1992-1998 годы количественная теория денег как средство антиинфляционной политики не смогла обеспечить устойчивого развития России и привела ее к финансовому краху. Более шести лет потребовалось правительству, чтобы увидеть это и начать поводить совершенно другую антиинфляционную политику.
На мой взгляд, несмотря на многообразие методов борьбы с инфляцией, в нынешних условиях мирового экономического кризиса они становятся все менее эффективны. Поэтому необходимо искать новые более действенные пути для решения проблемы по снижению нарастающих темпов инфляции либо усовершенствовать стратегию и тактику действующей антиинфляционной политики, для чего требуется более углубленное исследование данной проблемы.
Список использованной
литературы
Приложение 1
Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %) за 2007-2009 года | ||||||||
Ин-фля-ция | Базовая инфля-ция | Прирост цен на продо-вольствен-ные товары | Прирост цен на продовольствен-ные товары1 | Прирост цен на плодо-овощную продукцию | Прирост цен на не-продоволь-ственные товары | Прирост цен на непродо- вольствен-ные товары без бензина2 | Прирост цен на платные услуги | |
2007 год | ||||||||
Январь | 1,7 | 0,6 | 0,9 | 0,6 | 4,1 | 0,4 | 0,4 | 4,7 |
Февраль | 1,1 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 3,6 | 0,3 | 0,4 | 2,6 |
Март | 0,6 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 3,2 | 0,4 | 0,4 | 0,6 |
Апрель | 0,6 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 3,1 | 0,4 | 0,4 | 0,5 |
Май | 0,6 | 0,3 | 1,0 | 0,1 | 7,8 | 0,4 | 0,3 | 0,5 |
Июнь | 1,0 | 0,4 | 1,7 | 0,4 | 12,2 | 0,3 | 0,3 | 0,6 |
Июль | 0,9 | 0,9 | 1,4 | 1,4 | 1,9 | 0,4 | 0,4 | 0,6 |
Август | 0,1 | 1,1 | -0,6 | 1,6 | -16,1 | 0,6 | 0,5 | 0,5 |
Сентябрь | 0,8 | 1,6 | 1,0 | 2,2 | -8,8 | 0,8 | 0,8 | 0,4 |
Октябрь | 1,6 | 2,1 | 3,3 | 3,5 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,1 |
Ноябрь | 1,2 | 1,1 | 1,9 | 1,5 | 6,2 | 0,9 | 0,8 | 0,6 |
Декабрь | 1,1 | 0,9 | 1,6 | 1,2 | 5,6 | 0,7 | 0,5 | 0,9 |
В целом за год (декабрь к декабрю) | 11,9 | 11,0 | 15,6 | 14,9 | 22,2 | 6,5 | 6,4 | 13,3 |
2008 год | ||||||||
Январь | 2,3 | 1,1 | 1,9 | 1,2 | 8,3 | 0,6 | 0,6 | 5,4 |
Февраль | 1,2 | 1,0 | 1,7 | 1,3 | 5,1 | 0,6 | 0,6 | 1,4 |
Март | 1,2 | 1,1 | 2,0 | 1,5 | 5,9 | 0,7 | 0,7 | 0,6 |
Апрель | 1,4 | 1,3 | 2,2 | 1,8 | 5,5 | 0,9 | 0,7 | 1,0 |
Май | 1,4 | 1,1 | 2,1 | 1,5 | 6,4 | 0,8 | 0,6 | 1,0 |
Июнь | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 1,1 |
Июль | 0,5 | 0,8 | 0,1 | 1,0 | -6,7 | 0,7 | 0,5 | 0,9 |
Август | 0,4 | 1,0 | -0,2 | 1,2 | -11,3 | 0,6 | 0,6 | 0,9 |
Сентябрь | 0,8 | 1,4 | 0,7 | 1,5 | -6,4 | 0,7 | 0,8 | 1,0 |
Октябрь | 0,9 | 1,3 | 1,6 | 1,8 | -0,4 | 0,8 | 1,0 | 0,0 |
Ноябрь | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 1,3 | 1,0 | 0,5 | 0,9 | 0,7 |
Декабрь | 0,7 | 0,8 | 1,0 | 1,0 | 1,7 | 0,1 | 0,6 | 1,0 |
В целом за год (декабрь к декабрю) | 13,3 | 13,6 | 16,5 | 17,5 | 7,7 | 8,0 | 8,4 | 13,3 |
2009 год | ||||||||
Январь | 2,4 | 1,3 | 1,4 | 1,1 | 4,7 | 0,7 | 1,0 | 6,3 |
Февраль | 1,7 | 1,6 | 1,9 | 1,5 | 4,9 | 1,6 | 1,8 | 1,4 |
1
Без учета плодоовощной продукции.
2 Начиная с марта 2005 г. - оценка Банка России. |