Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

Инфляция. Антиинфляционная политика.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

                                                                                                                

                                                                 E1                                       

                                           AS1                         E

                                                                                               

                                                        AS                                AD

                                                                                                           

                                   0                                                          Q    

       Рис. 1.2.4. Инфляция предложения

       Если  механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала  увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос, то механизм раскручивания инфляции издержек – тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

       В реальной действительности выделить эти  два вида инфляции довольно трудно, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют и, например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. В России все более важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо и комплектующие, сохраняется высокий уровень монополизации). Что касается платежеспособного спроса населения, то он сокращается или растет крайне неравномерно.

       С точки зрения предсказуемости (то есть в зависимости от точности прогноза относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним) различаются инфляции:

       1) ожидаемая – прогнозируемая на какой-либо период времени и которая зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992 года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством России накануне, в декабре 1991 года;

       2) неожидаемая – непрогнозируемая, характеризующаяся внезапным скачком цен.

       По  степени сбалансированности роста  цен (то есть в зависимости от того, насколько успешно экономика  адаптируется к темпам роста цен) известны:

       1) сбалансированная инфляция –  цены растут умеренно и стабильно,  относительно друг друга остаются неизменными, все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно;

       2) несбалансированная инфляция –  цены на товары разномоментно  подскакивают вверх, постоянно  изменяются по отношению друг  к другу, причем в разных  пропорциях, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

       Инфляция  может проявляться не только в  повышении цен. Наряду с открытой имеет место скрытая инфляция. Таким образом, по форме проявления различаются:

       1) открытая инфляция (явная, ценовая) – проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п.;

       2) подавленная (скрытая) инфляция  – протекает в скрытой форме  и проявляется, например, в снижении  качества продукции, изменении  структуры ассортимента, увеличении  дефицита товаров и услуг, росте очередей и т.п., являющиеся видимой стороной невидимого инфляционного процесса. Подавленная инфляция характерна для стран с командно-административной экономикой.

       По  темпу роста цен различают  несколько уровней инфляции, которые представлены в таблице 1.2.1.

                                                                                                                         Таблица 1.2.1                                                                                                              

       Классификация инфляции по темпу роста цен

 
Изменение цен за год в % до Индекс инфляции за год (разы) Название уровня инфляции
1 1,01 низкая
10 1,1 ползучая
100 2 галопирующая
1 000 11 гиперинфляция
10 000 и более 101 суперинфляция
 

       Но  остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции, таких как:

       1) ползучая (умеренная) инфляция, для  которой характерны относительно  невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или несколько больше процентов в год. Многие современные экономисты, в том числе последователи экономического учения Кейнса, считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития, она позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса;

       2) галопирующая (латинская)  инфляция – при росте цен на 20-200% в год;

       3) гиперинфляция – при росте цен свыше 200% в год.

       Данный  критерий деления достаточно условен. Чтобы определить, какой тип инфляции наблюдается – умеренная, галопирующая или гиперинфляция – необходимо выяснить, насколько существующие темпы роста цен изменяют параметры общественного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказывает серьезного отрицательного воздействия на процесс воспроизводства. Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о возникновении диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. 

       1.3. Причины возникновения  инфляции 

       Не  всякое повышение цен служит показателем  инфляции. Цены могут повышаться из-за улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей, циклических и сезонных колебаний, стихийных бедствий и неурожая и т.д. Но это будет не инфляционный, а логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.

       В силу этого особенно важно выделить действительно инфляционные причины инфляции.

       Остановимся на важнейших инфляционных причинах роста цен. Они могут быть как  внутренние, так и внешние.

       К внешним причинам можно отнести следующие: сокращение поступлений от внешней торговли; отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов; сырьевые, энергетические, валютные кризисы; политика государств, направленная на экспорт инфляции и т.д.

       Более детально остановимся на внутренних причинах инфляции, к которым относятся:

       1) диспропорциональность – несбалансированность государственных расходов и доходов – так называемый дефицит государственного бюджета и рост государственного и внутреннего долгов. Часто этот дефицит покрывается за счет использования «печатного станка», то есть неконтролируемой денежной эмиссии, что приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, инфляции;

       2) отсутствие должного контроля  за денежной массой и неоправданная  эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса;

       3) инфляционные ожидания – возникновение  у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок, ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, и раскачивают тем самым маховик инфляции. Живой пример таких инфляционных ожиданий мы можем наблюдать в своей повседневной жизни;

       4) инфляционно-опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги;

       5) импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;

       6) приток иностранной валюты и  обесценение национальной валюты  по отношению к устойчивой  иностранной валюте сработают  как дополнительная эмиссия и  могут вызвать инфляцию спроса;

       7) монополизация экономики, которая дает монополистам власть над рынком в установлении цен на факторы производства, увеличивая их долю в общем объеме издержек производителей и вызывая тем самым инфляцию предложения.

       Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции. Также важно учесть, что на инфляцию влияют не только экономические, но и политические и социальные факторы, такие как войны, революции, реформы и другие социальные потрясения, которые, как правило, сопровождаются вспышками инфляции. 

       1.4. Методы измерения  и показатели инфляции 

       Показатели  инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен.

       На микроуровне  этим индексом выступает индекс потребительских  цен (ИПЦ). Одной из особенностей инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно: одни поднимаются резко, другие более умеренными темпами, третьи вовсе не поднимаются, цены на одни товары и услуги растут быстрее, чем на другие. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность. Поэтому из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Он характеризует соотношение между ценой определенного набора потребительских товаров и услуг, обычно потребляемых обычной городской семьей («потребительской корзины»), в текущем периоде и ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

       ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса Il, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году) по формуле (1). Данный индекс показывает, на сколько фиксированная товарная корзина становится дороже в текущем периоде [15, с.330]. 

                                   Il = ,                                                      (1) 

где р0 – цены блага в базовом периоде, р1 – цены блага в текущем периоде, q0 – количество блага в базовом периоде.

       На  основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год, как представлено в приложении 1. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги.

       Для измерения уровня инфляции (темпа  роста цен) – относительного изменения среднего (общего) уровня цен – используют показатель изменения индекса цен I к базовому периоду, который рассчитывается по формуле (2) и измеряется в процентах:

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика