Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.
Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
AS1 E
Рис. 1.2.4. Инфляция предложения
Если механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос, то механизм раскручивания инфляции издержек – тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
В реальной действительности выделить эти два вида инфляции довольно трудно, все они тесно связаны и постоянно взаимодействуют и, например, рост зарплаты может выглядеть и как инфляция спроса, и как инфляция издержек. Важно учитывать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен. В России все более важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо и комплектующие, сохраняется высокий уровень монополизации). Что касается платежеспособного спроса населения, то он сокращается или растет крайне неравномерно.
С точки зрения предсказуемости (то есть в зависимости от точности прогноза относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним) различаются инфляции:
1) ожидаемая – прогнозируемая на какой-либо период времени и которая зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 1992 года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством России накануне, в декабре 1991 года;
2) неожидаемая – непрогнозируемая, характеризующаяся внезапным скачком цен.
По степени сбалансированности роста цен (то есть в зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен) известны:
1)
сбалансированная инфляция –
цены растут умеренно и
2) несбалансированная инфляция – цены на товары разномоментно подскакивают вверх, постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в разных пропорциях, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.
Инфляция может проявляться не только в повышении цен. Наряду с открытой имеет место скрытая инфляция. Таким образом, по форме проявления различаются:
1) открытая инфляция (явная, ценовая) – проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п.;
2)
подавленная (скрытая)
По темпу роста цен различают несколько уровней инфляции, которые представлены в таблице 1.2.1.
Изменение цен за год в % до | Индекс инфляции за год (разы) | Название уровня инфляции |
1 | 1,01 | низкая |
10 | 1,1 | ползучая |
100 | 2 | галопирующая |
1 000 | 11 | гиперинфляция |
10 000 и более | 101 | суперинфляция |
Но остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции, таких как:
1)
ползучая (умеренная) инфляция, для
которой характерны
2) галопирующая (латинская) инфляция – при росте цен на 20-200% в год;
3) гиперинфляция – при росте цен свыше 200% в год.
Данный
критерий деления достаточно условен.
Чтобы определить, какой тип инфляции
наблюдается – умеренная, галопирующая
или гиперинфляция – необходимо выяснить,
насколько существующие темпы роста цен
изменяют параметры общественного воспроизводства.
Обычно ползучая инфляция не оказывает
серьезного отрицательного воздействия
на процесс воспроизводства. Наличие галопирующей
инфляции свидетельствует о возникновении
диспропорций в структуре экономики. Гиперинфляция
наступает в периоды серьезных нарушений
пропорций воспроизводства, когда экономика
близка к краху.
1.3.
Причины возникновения
инфляции
Не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться из-за улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей, циклических и сезонных колебаний, стихийных бедствий и неурожая и т.д. Но это будет не инфляционный, а логичный, оправданный рост цен на отдельные товары.
В силу этого особенно важно выделить действительно инфляционные причины инфляции.
Остановимся на важнейших инфляционных причинах роста цен. Они могут быть как внутренние, так и внешние.
К внешним причинам можно отнести следующие: сокращение поступлений от внешней торговли; отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов; сырьевые, энергетические, валютные кризисы; политика государств, направленная на экспорт инфляции и т.д.
Более детально остановимся на внутренних причинах инфляции, к которым относятся:
1)
2)
отсутствие должного контроля
за денежной массой и
3)
инфляционные ожидания –
4) инфляционно-опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета, а также увеличения государственного долга, для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги;
5) импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны;
6)
приток иностранной валюты и
обесценение национальной
7)
монополизация экономики,
Причина
роста цен обычно не одна, их бывает
несколько. В основе инфляционного повышения
цен могут лежать различные, как правило,
взаимосвязанные факторы. При этом меняются
масштабы, характер, темпы инфляции. Также
важно учесть, что на инфляцию влияют не
только экономические, но и политические
и социальные факторы, такие как войны,
революции, реформы и другие социальные
потрясения, которые, как правило, сопровождаются
вспышками инфляции.
1.4.
Методы измерения
и показатели инфляции
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Одними из широко используемых показателей служат индексы цен.
ИПЦ
рассчитывается по типу индекса Ласпейреса
Il, или индекса цен с базисными
весами (набором благ, фиксированным по
базисному году) по формуле (1). Данный индекс
показывает, на сколько фиксированная
товарная корзина становится дороже в
текущем периоде [15, с.330].
где р0 – цены блага в базовом периоде, р1 – цены блага в текущем периоде, q0 – количество блага в базовом периоде.
На основе формулы Ласпейреса в России рассчитывается индекс потребительских цен по регионам и Федерации в целом за неделю, месяц, квартал и год, как представлено в приложении 1. В товарную корзину входит до 559 товаров и услуг, разделенных на три группы: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги.
Для измерения уровня инфляции (темпа роста цен) – относительного изменения среднего (общего) уровня цен – используют показатель изменения индекса цен I к базовому периоду, который рассчитывается по формуле (2) и измеряется в процентах: