Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.
Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
2) Изменение обязательных денежных резервов коммерческих банков. Международный опыт показывает, что даже незначительные колебания нормы обязательных резервов ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег (это напрямую связано с понятием банковского мультипликатора, его существование объясняется тем, что каждый из банков при различных межбанковских операциях обязан делать отчисления согласно нормы обязательных резервов, что приводит к значительному изменениям количества денег). Чрезмерное повышение нормы обязательных резервов чревато снижением деловой активности банков, невозможностью эффективного использования привлеченных ресурсов, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и может привести к ее кризису. Значительное уменьшение нормы резервов может привести к резкому увеличению денежной массы и, как следствие, росту уровня цен, то есть росту темпов инфляции;
3) Изменение учетной ставки, под которую национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков, - это издержки избыточных резервов [4, с.38]. Поэтому, когда национальный банк снижает ставку рефинансирования, он уменьшает издержки коммерческих банков, что поощряет банки к получению ссуд. Получение же ссуд коммерческими банками увеличивает количество имеющихся у них свободных средств. Банки начинают активнее выдавать ссуды организациям и частным лицам, что увеличивает денежную массу вцелом. Повышая процентную ставку, национальный банк меньше стимулирует банки к выдаче ссуд, что уменьшает денежную массу.
«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции.
Характерная особенность валютного коридора состоит в том, что изменение курсовых соотношений и установление самого валютного курса могут колебаться исключительно в строго ограниченных и закрепленных нормативно-правовыми документами пределах. Следовательно, валютный коридор позволяет более точно прогнозировать экономическую ситуацию и тем самым значительно снижать риск в процессе осуществления внешнеэкономических операций, что является достаточно стабилизирующим фактором для всей экономики страны. В Российской Федерации валютный коридор впервые введен 8 июля 1995 г. и действовал до 1 октября 1995 г. Затем «коридор» был продлен до конца 1995 г. в пределах от минус 5,7 до плюс 7,5% от уровня курса доллара на 5 июля 1995 г. С 1 января до 1 июля 1996 г. был введен новый валютный коридор, на смену которому пришла так называемая скользящая привязка российского рубля к американскому доллару. Эта политика получила название наклонного валютного коридора, когда изменения валютного курса стали привязываться к прогнозным оценкам изменения уровня инфляции, но с небольшим отставанием. В период кризиса ликвидности, начавшегося в конце 2008 года ЦБ РФ ввел так называемый бивалютный коридор, состоящий из отношения к рублю 0,55 доллара и 0,45 евро. При этом на бирже курс поддерживался в рамках коридора путём валютных интервенций из резервов ЦБ.
Мировой опыт свидетельствует о том, что валютный коридор вводится, как правило, в условиях отсутствия свободного капитала на финансовом рынке, из-за большого бюджетного дефицита, значительного внутреннего и внешнего долга.
Очень важным инструментом антиинфляционной политики является контроль над денежной эмиссией. Эмиссия денег должна проходить в определенных рамках и должна жестко контролироваться. В случаях дефицита денежной массы начинают возникать неофициальные «эмиссионные центры», выпускающие различные денежные суррогаты, которые насыщают значительную часть хозяйственного оборота. Появление таких суррогатов затрудняет расчет реальной массы денег, что приводит к принятию ошибочных решений. Кроме того, уменьшение денежной массы уменьшает совокупный спрос, что приводит к последующему уменьшению совокупного предложения и краху экономики.
Избыточная
эмиссия денег приводит к значительному
увеличению денежной массы, что, в свою
очередь, вызывает рост совокупного
спроса и, как следствие, рост уровня
цен, так как экономические субъекты
не в состоянии в течение короткого промежутка
времени увеличить предложение.
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.
Монетаристы
являются ярыми сторонниками свободного
рынка. Государственное управление считается
неэффективным, вредным для индивидуальной
инициативы и содержащим нередко политические
ошибки, которые дестабилизируют экономику.
Основополагающим уравнением монетаризма
является уравнение обмена, заданная формулой
(6).
где М – предложение денег, V – скорость обращения денег в кругообороте доходов; P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q – физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения.
Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен. Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВВП.
Успешные попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Существуют следующие денежные реформы:
1)
девальвация – в период
2) реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;
3) ревальвация – повышение курса валюты данной страны по отношению к денежным единицам других стран или международным счетным денежным единицам. Она используется как метод стабилизации денежной системы страны и восстановления покупательной способности денег после инфляции;
4)
нуллификация – денежная
5)
деноминация – означает
Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется следующая закономерность – чем кризиснее ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и Центрального банка на экономику и денежную массу, как ее составляющую.
Косвенные (рыночные) методы включают:
Прямое (административное) регулирование покупательной способности денежной единицы включает в себя такие методы, как:
Во
временном аспекте у
2.2.
История антиинфляционных
мер, предпринимаемых
в России, и их
анализ
Подавленная инфляция была постоянным спутником советской плановой экономики с административно-установленными ценами на товары. Главной ее формой являлось обострение дефицита, когда покупательная способность денег падала из-за невозможности приобрести требуемые товары или услуги. Другой формой подавленной инфляции было скрытое повышение цен, выражающееся в ухудшении качества товаров при неизменной цене, продажа прежних товаров под новой маркировкой и по более высокой цене. В плановой экономике была также и открытая инфляция, особенно заметная в 1980-ые годы. Особенность ее заключалась в том, что общий уровень цен повышался не постепенно, а рывками.
Экономическая
политика административно-командной
системы способствовала формированию
огромного инфляционного
Монетаристские рецепты, на которые ориентировались российские реформаторы начала 1990-ых, требовали быстрой перестройки ценовой системы. Так, в январе 1992 начались реформы Е.Т. Гайдара по либерализации цен, когда цены только за первый месяц выросли на 253%. За 1992 уровень цен вырос примерно в 26 раз, а сбережения советских времен обесценились почти до нуля.
В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания.
После либерализации цен борьба с инфляцией оставалась в центре внимания российского правительства. Главным инструментом антиинфляционной политики первоначально стало ограничение спроса посредством жесткой бюджетно-финансовой политики. При осуществлении этого курса правительство использовало меры, невозможные в демократическом обществе: многомесячные задержки выплаты заработной платы государственным служащим, отказ от обещанной компенсации обесцененных вкладов. Главным методом сдерживания излишка предложения денег стала продажа высокодоходных государственных краткосрочных обязательств (ГКО). При всех социальных издержках подобных мероприятий они дали положительный результат: если в 1993 году цены выросли примерно в 8,5 раз, то в 1997 году инфляция составила лишь примерно 10%.
Но в результате кризиса 1998 года, связанного с правительственным дефолтом по ГКО, за год цены почти удвоились, полностью обесценив все успехи предшествующих лет в борьбе с инфляцией. Следствием несоответствия проводимой антиинфляционной политики, нежелания реформаторов сопоставить реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим состоянием в обществе, разбалансированности экономики явилось усиление инфляции с 11% в 1997 году до 84,4% в 1998 году. Однако в последующие годы началось общее улучшение экономической ситуации в стране, инфляция снова снизилась почти до ползучего уровня – ежегодного прироста на 10-20%, что представлено в таблице 2.2.1. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов населения, контролем за денежной эмиссией и относительной стабилизацией валютного курса рубля.
В 2000-ые годы, с приходом к власти нового правительства во главе с В.В. Путиным, инфляционный процесс стал затихать, а рост цен в России постепенно перестал восприниматься как острая экономическая проблема. Ежегодные темпы инфляции приблизились к уровню, который считается нормальным для современных развитых стран.
Таблица 2.2.1.