Инфляция. Антиинфляционная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

Содержание

Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38

Работа содержит 1 файл

Инфляция. Антиинфляционная политика.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

 

        Содержание 
 

 

        Введение 

       Современная инфляция представляет собой чрезвычайно  сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. В последние 20-30 лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.

       Инфляция  – противоречивый, недостаточно изученный процесс. Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас – повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас – хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов.

       Идеальный вариант здоровой экономики –  отсутствие инфляции, хотя, как и  всякий идеал, он труднодостижим.

       В России инфляция до сих пор не побеждена  и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

       Антиинфляционная  политика является необходимым элементом  стабилизации экономики. В основе такой  программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер  экономической политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

       Цель  этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.

       Задачами  работы являются:

  1. изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
  2. рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
  3. анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.

       Объектом  исследования является инфляционный процесс.

       Предметом исследования являются процесс развития инфляции и влияние антиинфляционных мер на инфляцию.

       Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

        1. Инфляция

       1.1. Понятие инфляции 

       Инфляция – это переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными ростом товарной массы, и, как следствие, обесценение денег, что проявляется в нарушении закона спроса и предложения на денежном рынке и сопровождается прежде всего ростом цен на товары и услуги.

       Термин  «инфляция» (от лат. «inflatio» – вздутие, разбухание), позаимствованный из медицины,  стал употребляться как экономический  термин в XIX веке, а именно в период гражданской войны 1861–1865 годов в Северной Америке, для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Но широкое распространение инфляция получила лишь в XX веке.

       Как считают некоторые экономисты, под  инфляцией следует понимать непрерывное повышение общего уровня цен в экономике. В этом определении надо особо выделить два ключевых слова: непрерывный, т.е. рост цен происходит постоянно, и общий, т.е. повышение цен охватывает все рынки, и это характерно для экономики в целом.

       В реальной практике изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности – денег. Инфляция – это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Если денег становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает. Следовательно, падает покупательная способность денег – количество товаров, которое можно купить на ту же денежную единицу – что проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. Это и есть инфляция.

     В условиях натурального обмена (при  отсутствии денег) инфляция не могла  бы иметь места, так как одновременное  повышение всех цен было бы логически невозможно. Поэтому инфляция, возможно, появилась чуть ли не одновременно с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Экономическая история демонстрирует, что инфляционное обесценение денег является частым фактором развития товарно-денежных отношений. Пока в качестве денег использовались монеты из драгоценных металлов, цены на товары, как правило, оставались достаточно стабильными. Главной причиной обесценения денег были тогда действия правительств, стремящихся решать свои финансовые проблемы путем тайного уменьшения содержания золота или серебра в монетах. Когда в XVIII-XIX веках на смену полноценным деньгам пришли бумажные деньги, не имеющие собственной стоимости, инфляция стала наблюдаться гораздо чаще. В периоды политических и экономических катаклизмов правительства искали выход из финансовых трудностей, вбрасывая в оборот новые бумажные деньги, не обеспеченные товарами.

       Существует  противоположное инфляции понятие  – дефляция. Если инфляция – устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен, то дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен.

       Также различают понятие стагфляции инфляционного роста цен в условиях стагнации экономического кризиса когда цены растут даже в периоды застоя производства, т.е. цена и объем выпуска изменяются в разных направлениях.

       Уровень инфляции неодинаков в различные  временные периоды. Поэтому для  обозначения снижения уровня инфляции (темпа роста цен) был введен термин «дезинфляция». 

       1.2. Классификация инфляции 

       Классификацию видов инфляции схематично можно представить в соответствии с рисунком 1.2.1.

       

       Рис. 1.2.1. Классификация видов инфляции

       В зависимости от источника инфляционных процессов различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

       Инфляция  спроса (инфляция покупателей) – это рост цен под влиянием повышенного спроса, избытка денег. Сущность данного типа инфляции иногда объясняют одной фразой: «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

       Если  растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения, это приводит к взлету цен. В условиях роста цен создаются возможности для повышения прибылей, предприниматели будут расширять производство, что способствует увеличению прибыли и повышению заработной платы, а следовательно – дальнейшему росту спроса и повышению цен. Инфляцию спроса схематично можно представить в соответствии с рисунком 1.2.2. 

                               P

                                                                                       AS

       

                                                                                 Е1 

                                                                    E                          AD1   

                                                                                     AD                         

                                                                                                                  

                              0                                                          Q

       Рис. 1.2.2. Инфляция спроса

       В соответствии с рисунком 1.2.3. рассмотрим механизм раскручивания инфляции спроса в условиях экономики полной занятости при потенциальном объеме выпуска.

                               Р                                          

       III

                                                    

                                                           II

                                                I

                                            

                              Y потенц.               Y

       Рис. 1.2.3. Инфляция спроса при потенциальном объеме выпуска продукции

       На  первом отрезке (I) общие расходы, то есть сумма потребительских, инвестиционных, государственных расходов, до такой степени низки, что объем национального продукта сильно отстает от своего максимального уровня при полной занятости. Уровень безработицы высок, а значительная доля производственных мощностей предприятий простаивает. При увеличении совокупного спроса произойдет рост производства, уровень безработицы снизится, а уровень цен незначительно повысится.

       По  мере того, как спрос начинает расти, экономика вступает во второй отрезок (II), приближаясь к уровню общей занятости и к более полному использованию производственных мощностей. На данном отрезке цены на отдельные товары могут повышаться более значительно, чем на основную группу товаров. Это объясняется тем, что многие отрасли промышленности раньше других полностью используют свои производственные возможности, и они не могут в дальнейшем отвечать на повышенный спрос дополнительным увеличением выпуска продукции.

       Когда общие расходы достигают третьего отрезка (III), полная занятость распространяется на все сектора экономики. Все отрасли промышленности больше не могут отвечать на увеличение спроса увеличением объема продукции. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности общества, вызывает повышение уровня цен.

       Инфляция  предложения (инфляция издержек, инфляция продавцов) характеризуется ростом цен, как правило, за счет увеличения расходов производителей (возрастает себестоимость продукции) при относительно постоянном спросе.

       В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что  растут издержки в условиях недоиспользования  производственных ресурсов (технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности и т.п.), либо вследствие монополизации рынка [18, с. 520]:

       1) Профсоюзная монополия может  спровоцировать рост заработной  платы, неподкрепленный ростом  производительности труда. Тогда  в экономике заработает спираль  «заработная плата – цены»: увеличение заработной платы ведет к увеличению издержек производства, сокращается прибыль и объем продукции, который предприятия готовы предложить при существующем уровне цен, это повышает цены на готовую продукцию, в ответ активизируются профсоюзы в борьбе за очередное повышение заработной платы как компенсации повышения цен;

       2) Монополия на энергоресурсы может  поднять цены в силу удорожания  сырья и топлива вследствие  роста импортных цен, изменения  условий добычи, повышения транспортных  расходов, понижения производительности труда в отраслях, производящих энергоресурсы и т.д.;

       3) Экономическая и финансовая политика  государства, направленная на  повышение налогов, также вызовет  увеличение расходов производителя,  которое скажется на росте  цен.

       Как видно из рисунка 1.2.4., иллюстрирующего механизм возникновения инфляции издержек, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

                                 P

       

                                                          

       

                                                                                                                

Информация о работе Инфляция. Антиинфляционная политика