Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, курсовая работа
Цель этой работы заключается в изучении инфляционного процесса и анализе возможных вариантов антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачами работы являются:
изучение процесса инфляции, факторов на него влияющих, причин, механизма развития инфляции, ее особенностей в России;
рассмотрение различных вариантов антиинфляционной политики;
анализ применения различных вариантов антиинфляционной политики в России с учетом ее особенностей.
Введение 3
1. Инфляция 5
1.1. Понятие инфляции 5
1.2. Классификация инфляции 6
1.3. Причины возникновения инфляции 13
1.4. Методы измерения и показатели инфляции 15
2. Антиинфляционная политика 19
2.1. Методы антиинфляционной политики 19
2.2. История антиинфляционных мер, предпринимаемых в России, и их анализ 28
Заключение 34
Список использованной литературы 35
Приложение 1 38
´
100 %,
где I – уровень инфляции, Р – средний уровень цен в текущем году, – средний уровень цен в базовом году.
Состав
«потребительской корзины» не всегда
неизменен и может меняться с
течением времени: одни блага могут
заменяться другими, например, более
дорогие более дешевыми, либо могут
изменяться их доли (веса) в наборе. Индекс
Ласпейреса не учитывает изменения в структуре
весов в текущем периоде по сравнению
с базисным, что несколько искажает результат.
Поэтому используется индекс Пааше, рассчитываемый
по формуле (3):
,
где р0 – цены блага в базовом периоде, р1 – цены блага в текущем периоде, q1 – количество блага в текущем периоде.
Ценовые индексы по формуле Пааше показывают, на сколько фиксированная товарная корзина текущего периода дороже или дешевле, чем в базовом периоде [15, с. 331].
Ни
один из обоих вышеназванных индексов
не учитывает изменения номенклатуры
потребительских товаров, влияние на потребителей
повышения цен на блага, которые присутствовали
в наборе базисного года, но отсутствуют
в наборе текущего года, то есть не отражает
сдвиги в товарных корзинах потребителей.
Если индекс Ласпейреса несколько завышает
рост цен, то индекс Пааше его занижает.
[15, с. 331]. Чтобы точнее отразить с помощью
ценовых индексов динамику цен (т.е. реальные
затраты потребителей на приобретение
определенных наборов товаров и услуг),
используют индекс Фишера
If, представленный формулой
(4):
Индекс Фишера представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Этот индекс усредняет показатели, тем самым отчасти устраняет недостатки того и другого индекса.
Для измерения общего уровня цен на макроуровне часто используется индекс цен валового внутреннего продукта (ВВП) – дефлятор ВВП, рассчитываемый по формуле (5). По сравнению с индексом потребительских цен индекс ВВП шире и представительнее и более полно отражает изменение цен в обществе, поскольку он включает не только цены отдельных групп потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д., то есть все конечные товары и услуги, произведенные в обществе.
|
номинальный ВВП | ´100%, (5) |
реальный ВВП |
где номинальный ВВП – расходы в нынешнем году по текущим ценам, реальный ВВП – расходы в нынешнем году по ценам базового года. Реальный ВВП показывает, насколько возрос валовой внутренний продукт исключительно за счет роста цен.
Существует также так называемое «правило величины 70», которое позволяет рассчитать количество лет, требующихся для удвоения уровня цен посредством деления цифры 70 на годовой уровень темпов инфляции. Например, если инфляция равна 10%, то цены на товары удвоятся через 7 лет.
2. Антиинфляционная политика
2.1.
Методы антиинфляционной
политики
Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества.
Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета, усложняет планирование (особенно долгосрочное). Относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров, увеличивая импорт и уменьшая экспорт, как следствие, вызывая рост безработицы и разорение товаропроизводителей. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение. Она уменьшает политическую стабильность общества, вызывая рост социальной напряженности.
Поэтому
борьбу с инфляцией считают одной
из основных задач современной
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции.
Существуют различные методы борьбы с инфляцией. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Использование той или иной комбинации инструментов антиинфляционной политики зависит, в основном, от типа инфляции и причин, ее вызвавших. Успех в борьбе с инфляцией возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации.
Ниже будут рассмотрены различные инструменты антиинфляционной политики.
Фискальная политика – это маневрирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. При инфляционном спросе государство может уменьшить его путем ограничения своих расходов и повышения налогов.
Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.
Методами фискальной политики являются:
1) Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу;
2) Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно;
3) Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит;
4) Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.
Налоговая политика также может стать сильным инструментом антиинфляционной политики. С помощью налогов можно ограничить рост заработной платы, что может быть особенно актуальным в случае инфляции заработной платы. Тогда, по мере роста доходов населения, растет и доля изымаемых налогов. Происходит рост начислений, но уровень реальной зарплаты не возрастает. Однако в некоторых случаях это может привести переходу большой части работников на укороченный рабочий день и появлению большого количества незаконных заработков, что может значительно снизить эффективность экономики.
Изменение
налоговых ставок позволяет увеличить
или уменьшить стимулы к
Увеличение налогов – это одна из мер, уменьшающая денежную массу в обращении, поскольку эти средства изымаются в пользу государства. Соответственно уменьшение налоговых ставок способствует увеличению денежной массы.
Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты — договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. — должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится.
Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.
Кроме Правительства в борьбе с инфляцией участвует и Центральный банк. В целях борьбы с инфляцией он проводит рестрикционную денежно-кредитную политику или, как ее еще называют, политику дорогих денег, направленную на ограничение предложения денег. Для этого используется три основных инструмента ДКП:
1) Операции на открытом рынке – предполагают, с одной стороны, покупку и продажу государственных облигаций национальным банком, с другой стороны – коммерческими банками, организациями и населением. Продавая облигации, национальный банк может уменьшить денежное предложение или использовать полученные от продажи деньги для сокращения дефицита бюджета, не покрываемого за счет налоговых поступлений. Действенность системы операций на открытом рынке в большой степени зависит от уровня развития финансовой системы и доверия населения государству;