Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обслуживание в информационной сфере, а так же условия его формирования.
Предметом является характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, системный и сравнительный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1.Понятие информационного обслуживания и ее классификация
1.2.Система информационного обслуживания
ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Информационное пространство бизнеса
2.2. Технологии коммерческого распространения информации
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА МИРА
3.1.Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы
3.2. Рынок информационных услуг Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

  Ведущая роль в решении этих вопросов могла  бы принадлежать именно библиотекам. Объективные  процессы, которые происходят в библиотечном деле, развитии информационных технологий, привели к тому, что как раз  библиотечные учреждения становятся ведущими в формировании как традиционных, так и машиночитаемых информационных ресурсов. Решение неотложных вопросов существования в современных рыночных условиях, соблюдение своей, четко определенной позиции на информационном рынке ставит перед ними задачи создания оригинальных информационных продуктов и услуг, среди которых существенное место занимают автоматизированные базы данных (БД).

  Базы данных становятся важнейшим информационным ресурсом современного государства  и ценным информационным продуктом. Они представляют собой особый вид информационного товара.

  Для решения  проблемы создания национальных информационных систем и сетей с разнообразными базами и банками данных была разработана  концепция формирования интегрированной  автоматизированной системы национальных, коммерческих банков данных и локальных БД Украины. Этот документ регламентирует ряд положений по созданию и функционированию национальных баз данных, но процессы его внедрения сдерживаются по вышеназванным причинам, и БД Украины практически не представлены на информационном рынке.

  Плодотворно работают над решением этих вопросов Книжная палата Украины, которая  в рамках Стратегического плана  информатизации готовит 15 баз данных, и Национальная библиотека Украины  им. В.И. Вернадского – ведущие  учреждения, которые закладывают основы создания автоматизированных информационных ресурсов, БД национальной библиографии Украины и БД, отражающих законодательные процессы, современную социально-политическую, экономическую жизнь Украины.

  Вопросы формирования и использования электронных БД решаются межведомственным Советом по вопросам информатизации библиотек при Министерстве культуры и искусств Украины в рамках “Государственной программы автоматизации библиотек Украины”. На данном этапе информационные ресурсы библиотек Украины раскрывают более чем 100 электронных БД библиотек общегосударственного значения, а также научных и областных универсальных библиотек. В настоящее время библиотеки Украины – потребители онлайновых систем доступа к зарубежным и отечественным БД.

  Основные  коммерческие БД Украины разрабатываются  Украинской информационной корпорацией  “УкрНТИЭ”. Созданы национальные БД завершенных научно-исследовательских  и опытно-конструкторских разработок, стандартов, патентов и изобретений, промышленных образцов и товарных знаков. Ведутся работа по созданию информационной БД интеллектуальной промышленной собственности Украины. Корпорация объединяет свыше 20 региональных центров, организаций, фирм и малых предприятий. [5]

  Одно из ведущих мест на информационном рынке Украины занимает Институт проблем регистрации информации НАН Украины, который решает проблему создания Национального банка компьютерной информации.

  На украинском информационном рынке функционируют  коммерческие организации различного масштаба, создающие БД и предоставляющие доступ к ним. Эти организации функционируют преимущественно в секторе правовой и коммерческой информации (“Лига”, “Аскольд”, “Бит”). Отсутствие на Украине справочно-навигационных средств, которые регистрируют созданные БД, не дает возможности детально проанализировать функционирующие БД и ставит вопрос о необходимости создания источников справочной информации.

  Таким образом, на Украине ведется активная работа по созданию национальной системы баз  данных, но для полноты охвата важнейших областей и межотраслевых проблем необходимо разработать долгосрочную государственную программу их создания и поддержки. Она должна финансироваться за счет целевого государственного бюджета (практически 65% западноевропейских БД субсидируется правительством) и решать стратегические задачи создания национальных БД по важнейшим направлениям развития общества. Мировая информационная практика подтверждает – внедрение таких программ дает плодотворные результаты. 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 

  Информационное  обслуживание - это сложная организационная  система, включающая федеральную, отраслевую, региональную подсистемы обслуживания, а также подсистемы, создаваемые  специализированными структурными подразделениями внутри информационных служб, имеющие выход в мировое информационное пространство.

  Изучение  информационного обслуживания призвано помочь решить уже названную проблему - разрыва между накапливаемой  информацией и её использованием. Среди других значимых проблем существуют так же проблемы, связанные с поиском разумного соотношения между: требованием свободного доступа к информации и ограничением на допуск к информации, представляющей государственную, коммерческую тайну, конфиденциальную информацию; между индивидуализацией предоставления информации и стандартизацией её содержания, приводящей к нивелировке личности и местных культур; между универсализацией, глобализацией и дифференциацией в информационной деятельности, централизацией и децентрализацией информационных ресурсов, развитием информационного обслуживания и информационной безопасностью и ответственностью; необходимостью отбора информации и важностью её полноты для трансляции новым поколениям - проблема информационного обеспечения будущих поколений.

 

  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  
  1. Амлинский Л.З. Научные библиотеки информационного общества. Организация и технология/ Амлинский Л.З.// М.: Профессия, 2008 г. 200 с.
  2. Арский Ю.М., Гиляревский Р.С., Егоров В.С. Информационный рынок в России/ Арский Ю.М.,  Гиляревский,  Р.С., Егоров В.С. // М.:ВИНИТИ, 1996.-293с.
  3. Артищев А. И. Распространение информации и телерадиовещание: Соотношение понятий /Артищев А.И.// М.: Представительная власть - XXI век. -2008.-250 с.
  4. Брежнева В.В., Минкина В.А. Информационное обслуживание. Продукты и услуги библиотек и информационных центров/ Брежнева В.В., Минкина В.А.// М.: Профессия, 2006.-304 с.
  5. Давыдова И.А. Информационный рынок Украины/ Давыдова И.А.// Эл. ресурс:[режим доступа].-http://libconfs.narod.ru/2000/4s/4s_p7.htmm
  6. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход / Дворкина М.Я. // М.: Профиздат, 2001.-111с.
  7. Ивина Н.Ф. Библиографическое сотрудничество национальных библиотек в Европе // Проблемы национальных библиотек и региональных библиотечных центров. / Ивина Н.Ф.// СПб., 1997. - Вып. 4.-218 с.
  8. Калиберда Н. Ю. Библиотечно - информационное обслуживание: современные тенденции // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. - Электрон. дан./ Калиберда Н. Ю.// К., 2005. - Вып. 3. // Эл. ресурс: [режим доступа]. - http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05knjost.html.
  9. Королев А., Плешакова О. Об информации, информационных технологиях и о защите информации/ Королев А., Плешкова О.// М: Юстицинформ, 2007.- 128с.
  10. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг/ Майоров С.И. // М.: Финансы и статистика, 1993.-128с.
  11. Мохначева Ю.В., Харыбина Т.Н., Слащева Н.А., Довбня Е.В. Современные информационные технологии для науки и образования / Мохначева Ю.В., Харыбкина Т.Н., Слащева Н.А., Довбня Е.В.// М.: Юстицинформ, 2003.- 320 с.
  12. Сергеева Е. Возможности ГПНТБ по информационному обеспечению науки как центра ON-LINE и CD-ROM обслуживания. Информационное обеспечение науки. Новые технологии./ Сергеева Е.// Эл. Ресурс: [режим доступа].- http://grnb.ru.

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ А 

  

  Рис.1. Технология системы информационного обслуживания. 

 

   ПРИЛОЖЕНИЕ Б 

  

  Рис.2 Схема  работы системы информационного  обслуживания.

Информация о работе Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике