Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обслуживание в информационной сфере, а так же условия его формирования.
Предметом является характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, системный и сравнительный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1.Понятие информационного обслуживания и ее классификация
1.2.Система информационного обслуживания
ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Информационное пространство бизнеса
2.2. Технологии коммерческого распространения информации
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА МИРА
3.1.Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы
3.2. Рынок информационных услуг Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

  Тем не менее  индустрия видеотекса существенно уступала индустрии АБД по доходности. В США, например, валовой доход от услуг видеотекса  составил в 1985 г. 75 млн. дол., что составляет всего около  5%  от соответствующего показателя для АБД. Аналогичное соотношение (6%) отмечалось и в Великобритании.[11]

  Однако  дальнейший ход событий не оправдал оптимистических прогнозов и ознаменовался провалом нескольких крупных проектов. Так, убытки только американских фирм составили: Knight - Ridder - 50 млн. дол., Times/Mirror – 30 млн. дол., American Express - 20 млн. дол. Основная причина подобных  неудач кроется, по-видимому, в переоценке желания «простых людей»  работать с такими системами. Причины этого нежелания лежат, во-первых,    в неподготовленности значительной части потенциальных пользователей к работе в интерактивном режиме, даже в той упрощенной форме, которая  предполагается технологией видеотекса, и, во-вторых, в неготовности  рядовых пользователей к восприятию ИПУ как товара. К тому же услуги  видеотекса, хотя и сравнительно дешевые (цена подписки в США, например,  составляет в среднем 15 - 25 дол. в месяц), все же оплачиваются из личного дохода пользователей, а не из бюджета компаний, как это часто происходит  в случае использования удаленных банков данных.[11]

  Рассмотренные технологии в той или иной степени направлены на предоставление пользователю интерактивных услуг, т.е. услуг по поиску, обработке и выдаче информации в режиме диалога. Первоначально термин «online» относился только к работе пользователей с удаленными банками данных на отдельных хост-ЭВМ, соединенных линией связи.

  В последствии он был распространен практически на все новые технологии.  В широком смысле понятие «online» охватывает все случаи соединения и общения в реальном времени между хост-ЭВМ и терминалом вне зависимости от того, находятся ли они в одной комнате, на разных этажах одного помещения или в разных точках планеты. Хотя в целом вопрос о границах индустрии «online» принадлежит к числу дискуссионных, подобное  объединение различных видов технологий представляется оправданным, поскольку

  а) методы и приемы информационной работы, предполагаемые этими технологиями, достаточно схожи между собой;

  б) конкурируя между собой, технологии в совокупности создают единое информационное пространство: для производителей БД, например, они  выступают как альтернативные и взаимодополняющие способы  распространения информации, для пользователей - как разные возможности ее получения.

  Большой интерес в качестве технологического средства информации представляет INTERNET. INTERNET - по определению - метосеть  (совокупность взаимосвязанных сетей) со стандартизованным единым  протоколом внутри- и межсистемного обмена. С точки зрения пользователей  представляет собой ряд источников информации (хостов), каждый из  которых имеет свой уникальный адрес. Благодаря новому протоколу хранения и просмотра информации удалось решить задачу организации доступа пользователей к информации в реальном масштабе времени (запрос-ответ). Информация может распространятся одним из следующих способов:

  - электронная почта - это канал адресного распространения информации вне реального масштаба времени без синхронизации отправителя и получателя.

  Самый старый метод внутрисетевого обмена, работает даже на очень плохих  и очень низкоскоростных каналах связи. На сегодня является одним из  основных методов распространения информации в группах по интересам,  а  также важным каналам межличностного обмена информацией, равно как и  каналом получения ответа по запросу.

   - FTP - средство передачи файлов вне зависимости от их структуры и содержимого. Поиск и пересылка файлов ведется в реальном масштабе времени. Возможность хотя бы частичного просмотра файлов до пересылки отсутствует. Файл, как правило, в формате архива, пересылается как есть и, по  получении, просматривается на машине получателя вне связи с хостом передатчиком. Один из основных каналов свободного распространения информации и программного обеспечения. Работоспособен даже на среднескоростных каналах с высоким уровнем помех.

   - WWW (World  Wide  Web) - совокупность связанных гиперссылками массивов данных. Доступ к информации, поиск и просмотр в реальном масштабе времени. Работоспособен на средних, высокоскоростных каналах с  высоким качеством. Работа ведется с помощью стандартизованной универсальной программы-клиента. Данное решение позволяет объединить   в единое целое от разнообразно территориально и организационно разобщенных поставщиков. Однако из-за универсальности возможности   взаимодействия оказываются ограниченными и пригодными не во всех случаях.

  Использование специальных программ-клиентов для  доступа к узкоспециализированным источникам информации - это канал доступа к специальной, как правило, платной, информации. Технически возможен доступ через Internet к любой информации, однако технологические особенности Internet, как канала доступа к информации делают наиболее предпочтительным использование Internet в качестве средства эпизодического получения небольших объемов оперативной быстро стареющей информации. В этом случае использование альтернативных источников (CD-Rom, пресса, книги) экономически нецелесообразно. При необходимости получать большие (более 1Мб) объемы медленно стареющей информации (энциклопедии, музейные коллекции, электронные варианты книг) использование Internet при современном состоянии каналов связи является нецелесообразным. Экономически наиболее целесообразным каналом распространения такой информации являются CD-Rom. Во многих   случаях целесообразны комбинированные стратегии доступа к большим массивам информации: базовый вариант информации закупается на CD-Rom  вместе со специализированной оболочкой для манипулирования этой  информацией; замена базового массива производится через равные  интервалы времени; доступ к небольшим объемам оперативных изменений производится через Internet.

  На сегодняшний  день Internet является технологически наиболее совершенным каналом доступом к информации, однако резкое увеличение  числа пользователей Internet, падение уровня их квалификации, увеличение  объемов и номенклатуры поступаемой информации (особенно  мультимедиа), создали критическое положение с каналами связи. Имеющиеся каналы, в т.ч. каналы из государственных резервов, перегружены выше всех допустимых пределов, состояние же каналов последней мили, связывающих пользователя Internet с провайдером, (как   правило, по коммутируемым телефонным линиям общего пользования) в  Украине является хуже чем катастрофическое. Несмотря на высокую относительную прибыльность телематических услуг, низкое качество каналов связи не дает возможности воспользоваться этими услугами  широкому кругу потенциальных клиентов, уменьшая тем самым валовую  прибыль. Как следствие объем собственных инвестиционных средств необходимых для модернизации каналов связи оказывается недостаточным.

 

  ГЛАВА 3

  РАЗВИТИЕ  ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА МИРА 

  3.1. Информационный рынок  в странах Центральной  и Восточной Европы 

  Сложно  сделать полный обзор информационных продуктов и услуг в  странах  Центральной и Восточной Европы. Однако западные поставщики  информации, полагает Э. Симон, должны знать, что:

  • существует огромная осознанная потребность в  деловой информации;

  • информационная сеть должна создаваться внутри каждой отдельной страны, и лишь потом  выходить на международный уровень, а не быть столь  глобальной, как  была Восточная Европа;

  • при  создании информационной сети придется сотрудничать с местными поставщиками информации.

  Международная конференция в Щецине (октябрь 1994) познакомила участников с работой  агентств в Праге, Санкт-Петербурге и Москве, в  Польше (при содействии Великобритании) и в Литве. Общие  сведения об  этих агентствах таковы:

  • их нельзя отнести к частным - за некоторым исключением (в  Праге) они

  возникли  на базе библиотек и информационных центров;

  • они  вполне уместны в рамках возникающих  экономических структур, но

  зависят от частной инициативы, к тому же им приходится преодолевать

  множество препятствий.

  Деловая информация существовала и до 1989 года, но между экономической информацией и информацией в условиях жесткого планирования есть значительная разница. Часто имеющаяся  информация  была просто неверной, что, например, вылилось в полное незнание  в  Западной Германии реального состояния экономики  ГДР. Доступ к  информации об экономике стран Центральной и Восточной Европы был закрыт, а значит, и конкуренция была невозможна и нежелательна.

  Теперь  важно наладить централизованную информационную систему, что  приведет к появлению новых фирм. Ряд информационных агентов независимы и самостоятельно зарабатывают деньги, некоторые предлагают платные услуги, получая при этом средства из бюджета. Одни разоряются,  другие объединяют свои усилия, третьи преуспевают. Хорошо работают агентства с профессиональным штатом. Библиотеки участвуют в этом процессе, поскольку им приходится зарабатывать деньги. Свои услуги они оценивают по-разному, порой слишком высоко, так как бюджетные ассигнования постоянно уменьшаются, а средства для развития необходимы. Значительный разброс цен на информационные услуги говорит о том, что эти службы не умеют пока оценивать ситуацию на рынке. Многие также надеются на бюджет.

  Библиотеки  могут конкурировать на информационном рынке, так как имеют компетентных, эрудированных специалистов, кроме того, международные связи в библиотечной среде более развиты, чем в частном информационном секторе.

 

  3.2. Рынок информационных услуг в Украине 

  Рынок информационных услуг в Украине существует, сложился, структурировался и функционирует в соответствии со своими негласными законами и правилами. Он носит «серый» и «черный» характер. Объем только справочной информации, востребованной на сегодняшний день, произведенной субъектами рынка и проданной заказчикам, оценивается от 400 млн. до полумиллиарда гривен в год. Отсутствует какое-либо государственное влияние на формирование и развитие рынка информационных услуг.

  На сегодняшний  день в Украине зарегистрировано предприятий, имеющих в своих  названиях:

  - «Детективное бюро…» - около 200,

  - охранных  предприятий - более 700,

  - маркетинговых  компаний - более 7. 000. [5]

  Только  фирм, у которых основным видом  деятельности указана работа с базами данных, в Украине около 2.000 предприятий. Нельзя сбрасывать со счетов и функционирующие службы безопасности крупных и средних предприятий.

  Например, в «реальном» секторе промышленного  производства действует порядка 50-60 тысяч таких служб (СБ), которые  обслуживают узко корпоративные  потребности, но, тем не менее, являются игроками этого рынка, одновременно как потребители и как производители таких услуг. [5]

  Серьезными  игроками информационного рынка  выступают также украинские банки  и их подразделения СБ.

  За 2007 год  физическим лицам было выдано потребительских  кредитов на сумму примерно 150 миллиардов гривен, легко просчитать, что при средней стоимости кредита в 600 долларов США (3000 грн.) мы получаем 50 млн. транзакций. При средней стоимости информационного обеспечения выдачи кредита от 5 до 7 гривен, мы получаем объем этого сегмента рынка от 250 и до 350 миллионов гривен. Только для обеспечения сектора потребительского кредитования.[5]

  Объем выданных кредитов юридическим лицам –  около 250 млрд. грн за 2007 год. Стоимость  информационного обеспечения выдачи кредитов – адекватны и могут колебаться в пределах 400 млн. грн. в год.

  Таким образом, экспертная оценка, объема рынка информационных услуг в сфере реальной экономики  Украины в 1.5 миллиарда. [5]

  Потребности рынка существенно больше, чем  его действительный объем.

  Информация – это достаточно специфический товар, который обуславливает такое стремительное развитие рынка, не требующий для своего производства значительных капитальных вложений.

  Немаловажные  свойства информации, это полнота  и достоверность. Недобросовестные игроки рынка на фальсификации этих качеств зарабатывают достаточно большие деньги. Отсутствие какого-либо государственного контроля и влияния на формирование и развитие рынка информационных услуг, это скорее всего следствие устаревшего законодательства, отсутствия у чиновничьего аппарата желания участвовать в построении развитого гражданского общества. Создания доступных, достоверных структурированных массивов информации для обслуживания потребностей такого общества, с одновременным контролем оборота информации.

  Информационный  рынок - это - система экономических, правовых и организационных отношений  по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами.

  Твердый курс на рыночную экономику, который  взяла Украина уже более восьми лет назад, не привел немедленно к расцвету индустрии информатики. Деструктивные процессы в обществе, сложная экономическая ситуация, нерешенность ряда законодательных вопросов сдерживали процесс становления информационного рынка.  

  Принятый  лишь в 1998 г. Закон Украины “О национальной программе информатизации” предусматривает комплекс действий, направленных на формирование системы национальных информационных ресурсов и как первоочередной ставит вопрос создания и поддержки национального рынка информационных продуктов и услуг.

Информация о работе Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике