Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является обслуживание в информационной сфере, а так же условия его формирования.
Предметом является характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы научных исследований: литературно-описательный, системный и сравнительный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.1.Понятие информационного обслуживания и ее классификация
1.2.Система информационного обслуживания
ГЛАВА 2
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Информационное пространство бизнеса
2.2. Технологии коммерческого распространения информации
ГЛАВА 3
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА МИРА
3.1.Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы
3.2. Рынок информационных услуг Украины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 202.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ИНСТИТУТ  СТРАН ВОСТОКА И АФРИКИ

ЧАСТНОГО  ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ  СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. ХАРЬКОВ» 
 

Кафедра МЭО и МИ

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Характеристика и основные признаки информационного  обслуживания в экономике»

по дисциплине

«Организация  и технология информационного обслуживания и обеспечения» 
 

                                             Выполнила

                                             студентка гр.45 МИ

                                             Аблаева Э.Р.

                                             Научный руководитель

                                             Молчанова И.Г. 
 
 
 
 

Симферополь

2009

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1.Понятие информационного  обслуживания и ее классификация

1.2.Система информационного  обслуживания 

ГЛАВА 2

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1. Информационное  пространство бизнеса

2.2. Технологии  коммерческого распространения информации 

ГЛАВА 3

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО  РЫНКА МИРА

3.1.Информационный  рынок в странах Центральной  и Восточной Европы

3.2. Рынок информационных услуг Украины 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..33

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

  Информационное  обслуживание - предоставление информации для выработки и принятия решений, удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

  Актуальность  темы состоит в том, что бы показать сущность информационного общества.

  Целью работы является полное описание теории информационного обслуживания, его виды, характеристика и признаки. Целью информационного обслуживания - общая - удовлетворение информационных потребностей, хотя содержание этих потребностей в разных учреждениях различается. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: раскрытие сущности информационного обслуживания, изучение теоретических основ, характеристика видов и структуры. Также в работе рассмотрены субъекты, компоненты и сектора информационного пространства бизнеса.

  Объектом  исследования является обслуживание в информационной сфере, а так же условия его формирования.

  Предметом является характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике.

  При написании  курсовой работы были использованы следующие  методы научных исследований: литературно-описательный, системный и сравнительный.

  В процессе написания курсовой работы использовались материалы периодической печати, литература и электронные ресурсы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 2 приложения. Общий объем работы 37 страниц (без приложений).

 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ  ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 

  
    1. Понятие информационного  обслуживания и ее классификация
 

  Информационное  обслуживание - предоставление информации для:

  - выработки  и принятия решений; 

  - удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека.

  Виды информационного  обслуживания определяются типами запросов пользователей. Их можно распределить следующим образом:

  1) Типовое  информационное обслуживание - системы  традиционного автоматизированного  поиска по запросам пользователей  (тематическим (предметным), авторским (именным), адресным, составным и др.) - информационное обслуживание в режиме "запрос-ответ". Постоянно-действующие запросы, как правило, уже отсутствуют. Это объясняется не только динамичностью системы, но и динамичностью самих запросов (тем НИР и ОКР). Такое информационное обслуживание осуществляется, как правило, по всем доступным или большинству доступных БД. Основным критерием выдачи является полнота информации.

  2) Справочное  информационное обслуживание (выполнение  конкретной справки по уточнению сведений об издании). Очень распространенный в последнее время вид обслуживания. Практически любая справка, невыполненная традиционным способом в библиотеке (на абонементе, для заказа по МБА и пр.), выполняется информационной системой. В этом обслуживании основным критерием является точность информации.

  3) "Обучающее"  информационное обслуживание, включающее  обучение пользователей самостоятельной  работе с БД, доступными в локальной  сети или по удаленным каналам  связи. Пользователь, как правило, в систему больше не обращается.

  4) "Информационное" обслуживание библиотеки с целью  обеспечения комплектования и  докомплектования фондов на основе  используемых БД и Internet (каталоги  издательств на CD-ROM и в Internet, другая  информация о новых книгам и журналах, выполнение уточняющих справок и др.).

  5) "Библиографическое"  обслуживание библиотеки и конкретных  заказчиков: отбор информации с  целью пополнения БД (электронных  картотек) - тематических (узкоспециализированных), публикаций сотрудников и др. - и создание на этой основе проблемно-ориентированных баз данных.

  Каждый  из перечисленных видов информационного  обслуживания можно 

развивать и  систематизировать. Таким образом, организованная система комплексного информационного обслуживания позволяет удовлетворять практически любые информационные запросы пользователей.

  В процессе развития автоматизированных информационно-поисковых  систем сформировались три вида информационного  обслуживания - документальное, фактографическое и концептографическое. Каждому из этих видов соответствует своя информационная система, представляющая собой подсистему общей информационной системы общества.

  Документальная  система, в течении уже многих веков обеспечивала информационное обслуживание общества в целом и  различных его институтов, в том числе науки и техники. Сущность документального обслуживания заключается в том, что информационные потребности членов общества удовлетворяются путем предоставления им первичных документов, необходимые сведения из которых потребители извлекают сами. Обычно грамотное документальное обслуживание осуществляется в  два этапа: сначала потребителю предоставляется некоторая совокупность релевантных (релевантность - смысловое соответствие содержания документа информационному запросу смысловое соответствие между двумя текстами) его запросу вторичных документов (этот этап называется библиографическим), а затем, после отбора потребителем из этой совокупности определенного числа уже пертинентных (пертинентность - соответствие содержания документа информационной потребности конкретного специалиста) документов, ему предоставляют сами документы (этот этап называется библиотечным обслуживанием). Таким образом, потребность в информации при документальном обслуживании удовлетворяется опосредовано, через первичный документ.

  В отличии  от документального обслуживания фактографическое предполагает удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т.е. путем  представления потребителям самих  сведений (отдельных данных, фактов, концепций). Эти сведения, также релевантные запросам потребителей, предварительно извлекаются информационными работниками из первичных документов и после определенной их обработки (оформления) представляются потребителям. Следует уточнить само понятие «фактографическая информация».

  Под «фактографической  информацией» следует понимать сведения не только фактического характера, но и теоретического, предположительного, оценочного характера, т.е. включать и  факты, и концепции, все то, что  может быть объектом извлечения из текста, описания на определенном информационном языке, хранения и поиска в той или иной информационной системе.

  Фактографические  ИС делятся на две категории:

  1)системы обработки данных (СОД),

  2)автоматизированные информационные системы (АИС) и автоматизированные системы управления (АСУ).

  Документально-фактографические ИС содержат:

  1)автоматизированные  документально-фактографические информационно-поисковые системы научно-технической информации (АДФИПС НТИ),

  2)автоматизированные документально-фактографические информационно-поисковые системы в автоматизированной системе нормативно-методического обеспечения управления (АДФИПС в АСНМОУ).

  Специалисты выделяют и другие ИС: бухгалтерские, банковские ИС, ИС рынка ценных бумаг, информационные системы управления (ИСУ), системы поддержки принятия решений (СППР), экспертные системы (ЭС), гибридные экспертные системы (ГЭС), информационные системы мониторинга (ИСМ) и др.

  В АИС  размещают различные виды информации:

  • библиографические  данные (записи);

  • фактографические данные (записи);

  • полнотекстовые документы (записи);

  • справочные данные (в том числе указатели);

  • математические или численные (цифровые, табличные) данные;

  • графические  данные;

  • мультимедийные данные.

  ИС можно  классифицировать по видам обрабатываемой информации: текстовые процессоры и редакторы (текст); графические процессоры и редакторы (графика); системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, алгоритмические языки программирования (данные); экспертные системы (знания),

  В концептографическом обслуживании все это (документы и сведения) подвергаются интерпретации, оценке, обобщению со стороны информационного работника. В результате такой интерпретации формулируется так называемая ситуативная информация, содержащая в себе оценку рассматриваемых сведений, тенденций и перспективы развития отдельных научных и технических направлений, рекомендаций и пр. По этой причине под концептографическим обслуживанием можно также понимать формулирование и доведения до потребителей ситуативной информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых источниках, а полученной в результате информационно-логического и концептографического анализа некоторой совокупности сообщений. Другими словами, в случае концептографического обслуживания потребителю представляются не только сведения о документе или сами сведения из документа, но и некоторая дополнительная информация, привнесенная информационным работником в процессе их интерпретации. Все виды информационного обслуживания функционируют на основе своих специфичных рядов вторичных документов. По сути дела каждая из разновидностей обслуживания сводиться к созданию своего ряда вторичных документов и доведению их до потребителя различными средствами и в различных режимах информационного обслуживания.

  Основываясь на деятельностном подходе, предполагающем изучение таких элементов, как цель, субъект, объект, предмет, условия, результат деятельности, можно выявить и другие общие черты информационного обслуживания, выполняемого разными учреждениями.

  Цель информационного обслуживания - общая - удовлетворение информационных потребностей, хотя содержание этих потребностей в разных учреждениях различается. Реализация цели информационными учреждениями может способствовать развитию знаний, культуры в обществе, а также социальной адаптации человека в сложном современном мире.

  В информационном обслуживании обычно участвуют субъекты двух типов, как и в других институтах сферы обслуживания: выполняющий  общественно-полезную деятельность и  удовлетворяющий свою потребность  в ходе этой деятельности (учитель и ученик, продавец и покупатель, библиотекарь и читатель и т. п.). Эти разноролевые субъекты, однако, связаны единой целью (удовлетворение потребности одного из них, второй удовлетворяет свои потребности через оплату его труда) и единым результатом услугой. В сущности, в обслуживании пересекаются деятельности названных двух типов субъектов, приобретая черты совместной деятельности. Поэтому деятельность в сфере информационного обслуживания носит диалоговый характер.

Информация о работе Характеристика и основные признаки информационного обслуживания в экономике