Государственный сектор в экономике зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Содержание

Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Государственный сектор в экономике зарубежных стран.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

    В сфере государственного регулирования  НИК находится экспорт и импорт рабочей силы, который позволяет  получить в результате этой работы значительный экономический эффект.

    Результатом государственного регулирования является продуманный выбор отраслевых приоритетов, формирование ключевых отраслей, индустриализация экономики, переход от импортовозмещения к экспортной ориентации, высоких технологий и наукоемкого производства 

    • Восточно-Европейские  страны
 

    В зависимости от сроков перехода к  рыночному хозяйству страны Восточной Европы можно разделить на две группы: первая - Югославия, Венгрия, Польша, где эти процессы начались несколько десятилетий назад, и вторая - Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, бывшая ГДР, которые приступили к реформам в конце 80-х - начале 90-х годов. В соответствии с этим они отличаются уровнем накопления опыта в сфере регулирования экономики.

    Если  эксперименты использования рыночных отношений, которые применялись  странами первой группы в предыдущие периоды (в 50-е, 60-е годы) основывались на концепции возможности рыночного  хозяйства в условиях социализма, то модели формирования рынка стран  второй группы базируются на идее рынка  или чисто капиталистического типа, основанного на модели «смешанной экономики». Общим является то, что все восточноевропейские страны при выработке собственных рыночных моделей ориентировались на государства с развитой системой предпринимательства, хотя неизбежно вносили в решение конкретных вопросов специфические дополнения в соответствии с существующими условиями. 

    Таким образом, повсюду действует конкретная "национальная модель", и основной вопрос заключается в успешности ее практической реализации. Однако определенные общие принципы и схемы построения национальных моделей все же существуют.

    Главный принцип состоит в том, что  ни одно правительство не может мириться с большим, но неэффективным и  обременительным в финансовом отношении  государственным сектором. Либо он неэффективен, и тогда его размеры  и объем финансирования объективно должны быть минимальными, либо эффективен, и тогда его доля в национальной экономике может быть весьма велика. 

 

Глава3. Государственно-частное  партнёрство

    В настоящее время, когда на достаточно продолжительное время определяющим фактором развития мировой и национальной экономики стал глобальный финансовый кризис, все большее внимание уделяется  дополнительным способам привлечения  средств для решения задач  государственной важности: сохранения и создания новых рабочих мест, дальнейшей реализации начатых в  докризисный период инфраструктурных проектов, оптимизации государственных  расходов и повышению эффективности  капитальных вложений в ведущие  сектора экономики. Неудивительно, что в качестве одного из самых эффективных методов решения этой проблемы рассматривается создание государственно-частных партнерств (ГЧП) - уже давно зарекомендовавшего себя в целом ряде развитых (и не только) стран мира способа взаимодействия государства и частного бизнеса.

    Общепризнанного и закрепленного в международных  документах определения ГЧП не существует. Используемые в различных странах  определения во многом схожи, а отличаются в деталях. Но везде так или  иначе указывается, что эта модель хозяйственного взаимодействия государства  и частного сектора имеет следующие  главные признаки:

    1. Объединение усилий, ресурсов (сильных  сторон, преимуществ) государства  и частного сектора. 

    2. Разделение рисков. 

    3. Цель – осуществление общественно  значимых проектов. Более конкретно  – финансирование, строительство,  модернизация, управление, эксплуатация  инфраструктурных объектов и  оказание социальных услуг. 

    «Первопроходцем»  в плане активного применения новых форм взаимодействия государства  и частных структур, которые включаются в категорию государственно-частное  партнерство,  у нас принято считать Великобританию. При этом как о наиболее широко используемой модели партнерства нередко говорят о схемах частной финансовой инициативы (Private Finance Initiative – PFI – ЧФИ). В таких проектах государство лишь заказывало, но не оплачивало бизнесу строительство, модернизацию и (или) эксплуатацию капиталоемких объектов общественной значимости. После завершения работ государство брало построенный объект в долгосрочную аренду при условии, что подрядчик продолжал обеспечивать его эксплуатацию. Осуществленные подрядчиком инвестиции возмещались за счет арендных платежей. После окончания оговоренного срока аренды объект, как правило, передавался заказчику (т.е. государственной/муниципальной структуре) по символической стоимости или бесплатно

    Могло происходить и обратное. Не имея возможности финансировать  расширенное воспроизводство в таких отраслях, как электроэнергетика, транспорт, коммунальное хозяйство и т.д., государство передавало соответствующие объекты в долгосрочную аренду (концессию) бизнесу, оставляя за собой право контроля над их деятельностью. Со временем такие модели стали применяться и в социальной сфере.

    В большинстве стран полная передача определенного объекта, функции  и соответствующих активов  частному сектору рассматривается именно как приватизация (даже если осуществление контроля и регулирования данного вида деятельности остается в ведении государственных  структур).

    Государственно-частное  партнерство, безусловно, предполагает ту или иную (иногда очень существенную) степень разгосударствления. Однако в схемах ГЧП собственность на инфраструктурные объекты и услуги коллективного пользования, как  правило, сохраняется в руках  государства/муниципальных образований  или (реже) является совместной государственно-частной. Как показывают сравнительные исследования законодательств стран-членов ЕС, США, Канады, Австралии, Японии и других стран, при создании партнерств не предусматривается передача государством прав собственности частному капиталу. Вместе с тем предполагается делегирование ему государством  прав пользования и владения собственностью. В связи с этим во многих зарубежных странах ГЧП называют также частичной приватизацией

    ГЧП-проекты, как правило, реализуются на основе софинансирования. При этом в условиях финансово-экономической нестабильности ответственность за финансовое обеспечение проектов может ложиться главным образом или даже полностью на государственные структуры. Однако важно  подчеркнуть, что речь идет, прежде всего, о привлечении финансирования  из частных источников под государственные гарантии, а не  о субсидиях из бюджета.

    Вообще  же в современных условиях вопросы  о том, «где заканчивается государственный  сектор и начинается сектор частный» – как и о том, в чьей собственности (государственной или частной) находится  тот или иной объект – на самом  деле остаются весьма сложными и дискуссионными.

    Сегодня за рубежом в категорию ГЧ партнерств включают очень разные модели. На одном полюсе – давно используемые и традиционные формы, такие как  заключение контрактов с частными хозяйствующими субъектами на выполнение тех или иных видов работ для нужд публичного сектора. В Европейском союзе их так и называют – традиционные партнерства, основанные исключительно на контрактных отношениях. В этом случае взаимодействие между государственными и частными структурами подпадает под действие «Европейских директив о поставках товаров и услуг по контрактам с госструктурами»

    На  другом полюсе – современные модели более сложного и многообразного взаимодействия. В них государственные/муниципальные  органы привлекают частных партнеров  к участию в финансировании, проектировании, строительстве и эксплуатации, управлении инфраструктурными объектами и  программами в отраслях экономической  и социальной инфраструктуры. Такие  сложные модели партнерства обычно называют институциональными партнерствами. Они, как правило, подразумевают  создание специальных механизмов (институтов) с участием государственных и  частных структур для осуществления  проекта или для передачи частным (или смешанным) структурам функций  управления объектом государственной  собственности.

    Стоит отметить, что в зарубежной практике партнером государства в проектах ГЧП все чаще выступает не только бизнес, но и негосударственные некоммерческие структуры. Поэтому в определениях ГЧП в развитых рыночных странах  речь идет о взаимодействии государства  и частных структур (в том числе  и некоммерческих, а не только бизнеса).

    Таким образом, Государственно-частное партнёрство является универсальной взаимовыгодной формой сотрудничества государства и бизнеса практически в любой сфере общественной жизни.

    Заключение

    Государство имеет особое место в системе  институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Он включает в себя госкорпорации, компании с долевым участием государства, финансы государства и муниципальных образований, властные и исполнительные полномочия государственных и муниципальных органов власти. Результаты деятельности госсектора носят сложный, многофункциональный и разнообразный характер (политический, экономический, социальный, экологический и др.) и проявляется на макро - и микроуровнях. При этом государство выполняет следующие функции: Нейтрализует провалы рынка, такие как монополия, ассиметричность информации, действие внешних эффектов; формирование государственных финансов; производство общественных благ; перераспределение отдельных благ.

    Государство сосредотачивает в своих руках  огромный объем управляемой собственности. Это вызывает ряд проблем: низкая квалификация управленческих кадров, неэффективность использования  целевых денежных фондов, низкая конкуренция  вследствие монополизации рынков, и  др. Для их решения государство  ищет пути привлечения частного капитала, способного к реализации инновационных  долгосрочных проектов, с помощью  инструментов государственно-частного партнерства. Пока что оно не получило должного распространения на практике, хотя является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса  для решения современных проблем  общества.

    Таким образом, эффективное управление государственным  сектором, его оптимальные размеры, имеет ключевое значения для направления  развития экономических отношений  и страны в целом.

 

 

Список  литературы:

1. «Государственное регулирование рыночной экономики» /под ред. Столярова М. И., МГУ - М.: Дело, 2001 - 279 с.

2. В. Г. Варнавский. «Государственно-частное партнерство». В 2-х томах. М., ИМЭМО РАН, 2009.

3. Дж.Э. Стиглиц Экономика государственного сектора. - М.: МГУ, 1997-720с.

4. База данных экономической статистики о странах мира, рынках и компаниях.( http://statinfo.biz/Geomap.aspx?region=world&act=6493&lang=1)

5. Онлайн энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru/enc/ekonomika-i-pravo/ekonomika-tenevaya?page=0,3)

Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран