Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники
В
последнее время широкое
Государственные предприятия являются инструментом проведения экономической политики. Их наличие позволяет решать проблему занятости, осуществлять проекты, имеющие высокую степень риска. Путем снижения цен на продукцию государственных предприятий и отказ от прибыли в периоды роста инфляции государство осуществляет антиинфляционные меры. За счет государственных предприятий оказывается содействие местным частным товаропроизводителям путем поставки сырья и комплектующих изделий по ценам ниже рыночных и обеспечивается устойчивый рынок сбыта.
При этом государственные предприятия в силу возложенных на них общегосударственных задач пользуются определенными гарантиями государства – различными субсидиями, защитой от банкротства, преимуществами госзакупок, освобождением от обязательств по импорту.
В
большинстве развитых стран наблюдается
сокращение доли государственных предприятий,
передачи их в частное управление.
К этому побудила необходимость
уменьшения чрезмерных бюджетных расходов
на административные цели; повышения
эффективности и стимулирования
конкурентоспособности
Можно
сделать вывод, что государственный
сектор - это необходимое звено
для всей страны. Государственный
сектор имеет неоднозначное
Экономические
функции государства
По мнению Адама Смита Государство призвано решать три основные задачи. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.
Однако
в наибольшей степени предшественниками
современной экономики
В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла экономика государственного сектора в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства.
1) Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.
Действуя
от имени и в интересах общества
в целом, государство устанавливает
общеобязательные правила поведения
экономических агентов, закрепляет
их в форме законов и других
нормативно-правовых актов, а также
контролирует их соблюдение. Развитая
правовая база, отвечающая реалиям
конкретной экономической системы,
обеспечивает стабильность хозяйственной
деятельности и придает отношениям
рыночных агентов долгосрочный характер.
Государство гарантирует
К
правовой функции государства относится
также поддержание традиций экономического
поведения, формирование в обществе
уважения к законам и преодоление
правового нигилизма. Государственная
политика может эффективно реализовываться
только в условиях общественного
одобрения действий власти. Законодательство
должно быть не только тщательно разработано,
оно должно осознаваться обществом
как легитимное.
2)
Распределение.
Существует
такое явление как провалы
рынка. Рыночный механизм не в состоянии
компенсировать их самостоятельно, без
внешнего вмешательства. Функция распределения
заключается в выделении
Программы
распределения ресурсов, принимаемые
на очередной год, должны учитывать
долгосрочные приоритеты развития страны
и в совокупности обеспечивать их
достижение. С другой стороны, при
постановке стратегических целей необходимо
исходить не только из желаемого состояния
объекта управления, но и из реальных
экономических возможностей.
3) Перераспределение.
Перераспределительная функция государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.
Практически
любое вмешательство
Государство может воздействовать на характер распределения доходов в экономике двумя основными способами:
Власти
демократических стран
Однако, перераспределительные программы имеют и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.
Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран