Государственный сектор в экономике зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Содержание

Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Государственный сектор в экономике зарубежных стран.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

    В последнее время широкое распространение  получают предприятия смешанных  частно-государственных фирм, в которых государству принадлежит часть акций компании или же ее контрольный пакет. Кроме того, государство посредством заключения договорных отношений с предприятиями частного сектора закрепляет за собой право связать эти предприятия соответствующими обязательствами и тем самым устанавливает отношения формальной субординации с негосударственным сектором.

    Государственные предприятия являются инструментом проведения экономической политики. Их наличие позволяет решать проблему занятости, осуществлять проекты, имеющие  высокую степень риска. Путем  снижения цен на продукцию государственных  предприятий и отказ от прибыли  в периоды роста инфляции государство  осуществляет антиинфляционные меры. За счет государственных предприятий  оказывается содействие местным  частным товаропроизводителям путем  поставки сырья и комплектующих  изделий по ценам ниже рыночных и  обеспечивается устойчивый рынок сбыта.

    При этом государственные предприятия  в силу возложенных на них общегосударственных  задач пользуются определенными  гарантиями государства – различными субсидиями, защитой от банкротства, преимуществами госзакупок, освобождением от обязательств по импорту.

    В большинстве развитых стран наблюдается  сокращение доли государственных предприятий, передачи их в частное управление. К этому побудила необходимость  уменьшения чрезмерных бюджетных расходов на административные цели; повышения  эффективности и стимулирования конкурентоспособности отраслей, находящихся  под непосредственным контролем  государства; сокращения расходов на государственное  управление на основе ликвидации изживших себя административных структур.

    Можно сделать вывод, что государственный  сектор - это необходимое звено  для всей страны. Государственный  сектор имеет неоднозначное определение  структуры, поэтому носит сложный  многоаспектный характер. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. В настоящее время актуальной стала расширенная трактовка госсектора, которая включает в себя все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, базу ресурсов, госкомпании,  госкорпорации и госучреждения. 

    1. Экономические функции государства.
 

    Экономические функции государства интересовали исследователей, с давних времен. Великие  экономисты признавали необходимость  государственного вмешательство, определяли его границы и принципы.

    По  мнению Адама Смита Государство призвано решать три основные задачи. Во-первых, это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств. Во-вторых, это охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества. В-третьих, А. Смит указывал, что существуют такие блага, частные вложения, в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д. Рикардо много занимался проблемами налогообложения. У Дж.С. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что впоследствии получило название изъянов рынка. Объясняя причины, по которым свободное действие рыночных сил не всегда приводит к желательным результатам, он указывал и в основном на недостаток информации. А. Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.

    Однако  в наибольшей степени предшественниками  современной экономики государственного сектора можно считать работавших на рубеже XIX и XX вв. итальянских экономистов  Пантелеони, Маццолу и де Вити де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребления, как частных, так и общественных благ, а с другой стороны, на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. Этот подход был впоследствии существенно развит учеником Викселя Эриком Лиидалем.

    В первой половине XX в. наиболее заметное продвижение имело место в  теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла  экономика государственного сектора  в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились, в  частности, концепции А. Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства.

    В результате теория в целом существенно  преобразилась. Становлению экономики  государственного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело, в частности, к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсона и многим другим достижениям.

    Теория  государственного сектора  исследует  внутреннюю логику и фактические  образцы экономического поведения  государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства, а также обосновывает эффективные  решения, которые целесообразно  принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

    Для изучения экономики государственного сектора, необходимо обратить внимание на экономические функции государства, которые реализуются с помощью  ресурсов, сосредоточенных в этом секторе.

    Государство является центральным элементом  общественного сектора. В связи  с этим ряд функции регулирования, которые оно выполняет не могут быть возложены на другие общественные институты. Формы и методы их реализации могут отличаться в зависимости от типа государственного устройства, общественного строя, национальных особенностей страны и её уровня развития. Тем не менее, можно выделить и универсальные функции государства, характерные для различных экономических систем. К их числу относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций.

 

    1) Правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики.

    Действуя  от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает  общеобязательные правила поведения  экономических агентов, закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также  контролирует их соблюдение. Развитая правовая база, отвечающая реалиям  конкретной экономической системы, обеспечивает стабильность хозяйственной  деятельности и придает отношениям рыночных агентов долгосрочный характер. Государство гарантирует соблюдение прав собственности, законодательно регулирует статус различных субъектов рынка, определяет их взаимные права и обязанности, а также устанавливает круг допустимых видов экономической деятельности. Оно обладает монопольным правом арбитра в конечной инстанции. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения.

    К правовой функции государства относится  также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление  правового нигилизма. Государственная  политика может эффективно реализовываться  только в условиях общественного  одобрения действий власти. Законодательство должно быть не только тщательно разработано, оно должно осознаваться обществом  как легитимное. 

    2) Распределение.  

    Существует  такое явление как провалы  рынка. Рыночный механизм не в состоянии  компенсировать их самостоятельно, без  внешнего вмешательства. Функция  распределения  заключается в выделении государственных  ресурсов для компенсации таких  провалов – организации производства общественных благ, реулирования внешних эффектов и др. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов, которые могут быть классифицированы так:

  • решения верхнего уровня, носящие преимущественно политический характер, определяют общие приоритеты и направления использования государственных средств. Они принимаются высшими органами власти и в совокупности формируют стратегию экономической политики страны на несколько лет вперед.
  • решения нижнего уровня, которые являются тактическими. Их задачей является конкретизация избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных ресурсов в краткосрочной перспективе. Конкретным воплощением решений нижнего уровня является важнейший финансовый закон страны - закон о бюджете. В этом документе, принимаемом ежегодно, закрепляются объем и структура государственных доходов, а также распределение этих средств на выполнение функций государства.

    Программы распределения ресурсов, принимаемые  на очередной год, должны учитывать  долгосрочные приоритеты развития страны и в совокупности обеспечивать их достижение. С другой стороны, при  постановке стратегических целей необходимо исходить не только из желаемого состояния  объекта управления, но и из реальных экономических возможностей. 

    3) Перераспределение. 

    Перераспределительная функция государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

    Практически любое вмешательство государства  в экономику влияет на благосостояние граждан. Например, введение налогов, расширение бюджетных расходов ограничение или поддержка определенных видов хозяйственной деятельности приводят  к тому, что доходы одних категорий населения растут, а других - снижаются. Перераспределение доходов далеко не всегда является целенаправленным и может быть вызвано применением мер, преследующих совсем иные задачи.

    Государство может воздействовать на характер распределения  доходов в экономике двумя  основными способами:

  • путем косвенного регулирования экономики. Например, законодательство о минимальных ставках заработной платы, гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения). Но многие исследователи отмечают, что подобные методы регулирования имеют ограниченное влияние на размеры доходов различных социальных групп;
  • с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства. Специфика данной формы регулирования состоит в том, что трансфертные платежи являются нерыночными доходами. Они предназначены тем социальным группам, которые полностью или частично исключены из рыночного механизма распределения доходов. Следовательно, их наличие не корректирует, а дополняет работу рыночной системы.

    Власти  демократических стран стремятся  к тому, чтобы общество оценивало  государственные программы перераспределения  как справедливые. Перераспределение  основано на изъятии доходов у  определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным  при отсутствии общественной поддержки.

    Однако, перераспределительные программы имеют и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Например, определенные категории населения предпочитают не искать работу, а жить на пособия по безработице. Таким образом, осуществление государственных выплат в пользу ущемленных социальных групп может увеличить их численность, что неэффективно с точки зрения экономики в целом. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. В частности, введение повышенного налогообложения самых высоких доходов означает, что обеспеченные категории населения будут все больше стремиться к уклонению от налогов. В итоге чрезмерное стремление к перераспределению доходов может подорвать его собственную основу. Наконец, любые программы перераспределения требует затрат на его организацию, причем эти затраты растут с увеличением масштабов таких программ. Более масштабное перераспределение требует ужесточения контроля за высокими доходами, а также обоснования и учета дополнительных категорий получателей пособий.

Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран