Государственный сектор в экономике зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Содержание

Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Государственный сектор в экономике зарубежных стран.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

  График 1. Государственные расходы США  на социальные программы(2001г.)

        

    Как видно, большое внимание социальной политики уделяется здравоохранению, пенсии и образованию. Прочим социальным пособиям выделяется очень небольшой  процент.  
 

  В США, как и других ведущих государствах растут расходы на цели образования (в сравнении с ростом ВВП). Это свидетельствуют об осознании правительственными кругами ключевой роли образования в постиндустриальном обществе и повышении национальной конкурентоспособности. В 2002-2004 гг. государственные расходы на образование относительно ВВП составляли в среднем в США 5,9%.

  Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство  социальных расходов имеет "защищенный", обязательный характер. Система социального  обеспечения образовала прочную "страховочную сеть", защищающую интересы населения в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Сегодня свыше 80 млн. американских граждан — треть населения страны — регулярно получают пособия по программам государственного социального страхования и вспомоществования, объем которых превышает 1 трлн. долларов.

  Конечно, стоимость социального контракта  оказалась чрезвычайно высокой  даже для США. Именно этот фактор наряду с огромными расходами на гонку  вооружений привел к тому, что к  концу холодной войны бюджетный  дефицит достигал 20% федеральных  расходов, или 4% ВВП. Однако в 90-е годы был существенно ограничен бюджет Пентагона (с 6 до 3% ВВП), осуществлена реформа  расходов на социальное обеспечение  и обеспечен экономический рост, который привел к превышению доходов  правительства над расходами  — почти на 3% ВВП.

  Решающую  роль в исчезновении проблемы бюджетного дефицита сыграло умелое использование  администрацией механизмов регулирования  экономики. Отвергнув идеологизированные постулаты "рейганомики", администрация Клинтона не стала возвращаться к привычным либерально-демократическим лозунгам, выбрав прагматический средний курс. Клинтон провозгласил собственную экономическую философию, которая должна преодолеть ложную дилемму: правительство или рынок. "Третий путь" в трактовке Клинтона сохраняет социальную функцию государства, но реализует ее путем бездефицитного финансирования.

  При этом государство берет на себя ответственность  за обеспечение экономического процветания  Соединенных Штатов в XXI веке. Предложенный Клинтоном бюджетный план обещает  к 2013 году полностью выплатить государственный  долг США, на 350 млрд. долларов увеличить  социальные расходы и в то же время  в полтора раза увеличить закупки  Пентагона.

    Оценка  ВВП США на 2010 год составляет 14,632 триллиона. Из них большую часть составляют траты на личное потребление: 10,362 триллиона. Что интересно, на товарную часть этих трат приходится 3,406 триллиона, а на услуги в два раза больше — 6,956 триллиона. В общей сложности США имеют отрицательный баланс экспорта товаров и услуг в 499 миллиардов. Государственные потребительские расходы и общие вклады составят 2,974 триллиона. Еще 1,764 триллиона уйдет на частные вложения.

    Однако, в последние годы всё чаще принято говорить о сверхвысоких цифрах государственного долга США и о негативном влиянии этого долга на экономику Америки. В следующей таблицы представлены данные за несколько лет.  

        Таблица2. Государственный долг США2

      Год Млрд $ % ВВП
      2002 6198,401 59,7
      2003 6760,014 62,6
      2004 7354,657 63,9
      2005 7905,300 64,6
      2006 8451,350 65,0
      2007 8950,744 65,6
      2008 9985,757 70,2
      2009 11875,851 83,4
      2010 14131,0 96,5
 

    Как видно, с каждым годом государственный  долг растёт всё больше. Однако целые поколения американцев прожили счастливую и полную жизнь при высоком долге. В США в 2009 году он составил83,4% от ВВП (для сравнения: в Бельгии — 97,6 %, во Франции — 77,5 %, в Канаде — 75,4 %, в Германии — 72,1 %, в Индии — 58 %, в Японии — 189,3 % ). 

    Важное  место в регулировании рынка  США отводится фискальной политике. Суть ее заключается в установлении государственного налогообложения  и государственных расходов с  таким расчетом, чтобы они помогали гасить колебания экономического цикла, способствовали, высокому уровню занятости, ограничивали инфляцию или дефляцию (застой).

    Таким образом, прямое и непрямое (косвенное) вмешательство государства в  экономическую жизнь США основывается на системе теоретически обоснованных и проверенных хозяйственной  практикой методов и рычагов, которые являются универсальными. 
 
 

2.2.Роль государства в экономике других зарубежных стран. 

  • Страны  Западной Европы
 

    В регулировании рынка стран Западной Европы можно выделить два периода: интенсивного развития механизмов государственного регулирования и дерегулирования.

    В период после "большого кризиса" в Западной Европе начали широко использоваться различные формы вмешательства  государства в экономику. В довоенный  и послевоенный период развитие хозяйственных  систем Западной Европы происходил в  соответствии с основными рецептами  кейнсианство.

    Государство активно кооперировалось с частным капиталом, беря на себя ответственность за создание новых отраслей и реконструкцию старых. Для 50-60-х годов характерно довольно сильное вмешательство в экономику, принятие обязательных для предприятий планов. В 70-х годах был осуществлен переход к индикативного планирования, которое позволило на демократической основе координировать позицию государства и частного бизнеса.

    В механизме регулирования современного рыночного хозяйства стран Западной Европы индикативные планирования заменяется стратегическим.

    Главный принцип централизованного руководства  в Западной Европе состоит в создании центральными органами регулирования "искусственных правил игры" для  хозяйственных субъектов, которые  побуждают их действовать в желаемом для экономической ситуации направлении.

    Четко проявились две новые подходы  в государственном регулировании  рыночного хозяйства: макрорегулирование, основанное на налогово-бюджетном и кредитно-денежном инструментарии, индустриальная политика, направленная на структурную перестройку экономики.

    Макроэкономическая  политика государственных органов  в странах Западной Европы направлена на создание максимально благоприятных  условий для частного прибыльного  накопления капитала.

    Европейские страны выработали средства стимулирования рыночных предприятий (венчурного

    бизнеса), работающих на новейших направлениях научно-технического прогресса, путем  непосредственного выделения государственных  кредитов, снижение налогообложения  на биржевые доходы, предоставление государственных  гарантий.

    Особенностью  современного западноевропейского  рынка является интеграция и переход  от внутригосударственных до межгосударственного его регулирования. И на национальном и межгосударственном уровнях осуществляется определенное вмешательство в хозяйственное жизни ЕС со стороны Комиссии Европейского содружества. Совета Министров ЕС, Европейского парламента и суда ЕС. 

  • Скандинавские страны
 

    Характеризуется некоторыми особыми чертами государственного регулирования, присущими Дании, Финляндии, Норвегии, Исландии, Швеции, здесь успешно  сочетаются частная собственность  и рыночная конкуренция с правительственными программами, направленными на равномерное  распределение прибыли, в поддержку  нетрудоспособных, компенсацию потерь, связанных с нестабильностью  рыночной экономики . Отличие скандинавской модели от модели государств Европейского содружества - большую степень социальной защиты и обеспечения населения.

    В системе государственного регулирования  стран Северной Европы можно выделить два периода:

    • ранний (от XIX века до Второй мировой войны) - невмешательство правительства в функционирование.
    • поздний (после Второй мировой войны) - введение жесткого регулирования рынка, политики, направленной на поддержание низкого уровня безработицы из-за увеличения сектора сферы услуг.

    В экономике скандинавских стран  доминирует Швеция. Экономическая политика государства направлена на следующие  цели: поддержка высокой и стабильной занятости, обеспечения быстрого экономического роста, выравнивание доходов, поддержка  регионального экономического равновесия, достижения стабильности цен, охрана окружающей среды, обеспечения работой, соучастие  в производстве и рост помощи странам, которые развиваются. Составными элементами экономической политики является налоговая, денежная, политика на рынке труда, региональная политика.

    По  объему государственного вмешательства  в экономическую жизнь Швеция занимает первое место в мире. Центральное  правительство оказывает влияние на экономику в основном через систему экономических рычагов. Главный из них - государственный бюджет.

    В государственном регулировании  экономики Швеции наблюдается сочетание  кейнсианской идеи регулирования «эффективного спроса» и поддержания уровня занятости с использованием различных методов сдерживания инфляции.

    Главное, что шведская модель позволяет ограничить стихию рынка и не бояться его.

    Для Финляндии характерен высокий уровень  государственного регулирования экономики  и значительная роль государства  в предпринимательской деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики в Финляндии  является налогообложение. Налоговые  органы страны наделены правами дознания и следствия.

    Государственная политика Дании направлена на содействие развитию экологически чистых производств, разработку безотходных технологий, технологий утилизации отходов производства и быта, производства оборудования для охраны окружающей среды. 

    • Новые индустриальные страны.
 

    Особенностью  развития новых индустриальных стран, к которым относится ряд стран  Латинской Америки (Аргентина, Мексика, Бразилия, Колумбия, Чили), страны Юго-Восточной  Азии (Южная Корея, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индия, Пакистан, Сингапур, Тайвань) являются глубокие внутренние преобразования, укрепление демократии, структурная перестройка экономики.

    Рыночный  механизм новых индустриальных стран  формируется на основе правового  государственного регулирования, которое  опирается на исторические, культурные, национальные традиции. В них отсутствует  стремления к универсализации, доминирует свобода в выборе форм и средств развития.

    Южно-корейская  модель государственного регулирования  является примером уникального сочетания  жесткого государственного планирования и рыночного механизма. Но особенность  регулирования заключается в  том, что государство взяло на себя те отрасли экономики, которые  не под силу частному бизнесу. Государственный  план носит индикативный характер, содержит конкретные ориентиры для предприятий. Государственное регулирование экономической жизни Кореи включает планирование макроэкономических показателей, использовании кредитных и налоговых мер стимулирования экспорта и ограничения импорта, жесткий контроль за финансовой сферой, банковское регулирование денежного обращения и непосредственное управление государственным сектором. Заслуживает внимания целенаправленная научно-техническая политика Южной Кореи.

Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран