Государственный сектор в экономике зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Содержание

Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Государственный сектор в экономике зарубежных стран.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По мировой  экономике на тему:

«Государственный сектор в экономике зарубежных стран»

 
Содержание

Введение    ……………………………………………………………………    3

Глава1.Государственный сектор в экономике   ……………………………    5

    1.1. Понятие  государственного сектора и его роль в экономике страны 5

    1.2. Государственное предпринимательство и собственность   …….   6

    1.3. Экономические  функции государства    ……………………….      9

Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран   ……..      17

    2.1. Государственное  регулирование экономики США   …………..    18

    2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран   23 

Глава3. Государственно-частное партнёрство   …………………………..    28

Заключение   …………………………………………………………………    31

Источники   …………………………………………………………………..    32

 

    Введение 

    Государство имеет особое место в системе  институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической  системы. В условиях рыночной экономики  государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения.  Это право  облекается в законодательную форму  и  выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство  выступает в роли равноправного  субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том  числе рыночных).

    Рыночный  механизм способен обеспечить вполне эффективное распределение ресурсов и их использование. В XIX и начале XX веков, многие известные экономисты которые вошли в историю как  классики экономической мысли  (Джон Стюарт Милль, Давид Рикардо,  Альфред Маршалл и др.), полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике. Помощь государства в функционировании экономики считалась излишней и даже вредной. Согласно логике классической теории наиболее приемлемой является экономическая политика государственного невмешательства.

    Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства  государства возможен только в теории. Экономическая реальность состоит  в том, что государство выступает  активным участником рыночных отношений. Когда большая часть производительных сил стала перерастать рамки  классической собственности, в период свободной конкуренции,  государство  вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и  т.д. При монополистической конкуренции  производство стало характеризоваться  большой сложностью, капитало- и энергоемкостью. Сами монополии заинтересовались в усилении регулирующей роли государства, в поддержке на внутреннем и внешнем рынках с его стороны. Усиливающаяся сегодня межгосударственная интеграция ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.

    Таким образом, роль государства определяется исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. 

    В наше время вопрос актуален, т.к. в  большинстве стран влияние государства  остаётся широким. Являясь центральным элементом общественного сектора, государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты.

    Многие  великие экономисты отстаивали теорию максимального невмешательства  государства в экономику, но невозможно представить себе государство которое  не осуществляло бы налогово-бюджетную  политику, регулирование социальных и экономических процессов в обществе.

    Целью данной курсовой работы является анализ деятельности государственного сектора  в экономике зарубежных стран. Это  определяет основные задачи:

  1. изучить определение и структуру государственного сектора
  2. определить экономические функции государства
  3. определить специфику государственного сектора в зарубежных странах
 

    В соответствие с поставленными целями и задачами в первой главе представлено теоретическое описание темы курсовой работы, а в последующих главах проводится её анализ на примере зарубежных стран. Третья глава содержит в себе материал о государственно-частном партнёрстве, как современной модели взаимодействия двух секторов.

 

Глава 1. Государственный сектор в экономике.

    1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны.

    Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности  государства. В государственный  сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные  предприятия и государственные  корпорации.

    Под государственным сектором экономики  чаще всего понимают комплекс хозяйственных  объектов, находящихся полностью  или частично в собственности  федеральных органов власти и  субъектов Федерации. В других определениях включаются еще и хозяйственные  объекты, принадлежащие местным  государственным органам власти.

    Такое определение сужает его понимание  и сводит по существу к государственной  собственности. Действительно, государственная  собственность - ключевое звено государственного сектора, однако его понятие значительно  шире.  

    Государство распоряжается некоторыми ресурсами - это не только организации, находящиеся  в его собственности, но и доходы и расходы бюджета. Важнейшая роль государственного сектора - аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики. Соответственно государственный сектор не тождествен совокупности государственных предприятий и учреждений. Он функционирует также в формах налогообложения и программ общественных расходов. Именно эти формы более всего определяют лицо государственного сектора в современной смешанной экономике.

    Важную  роль в современной экономике  играет государственное предпринимательство. Это особый вид предпринимательской  деятельности, которая связана с  участием государственных предприятий  в производстве и сбыте товаров  и услуг. При этом государство  выступает самостоятельным субъектом  хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: смягчение отраслевых и территориальных пропорций; структурную  перестройку производства; стимулирование научно-технического прогресса, повышение  эффективности экономики.

    В мировой экономической науке  понятие госсектора связано со всей совокупностью форм участия государства  в производстве, распределении, обмене и потреблении. В таком понимании  этот сектор выступает в качестве основы, опираясь на которую государство  может выполнять свои функции. Например, бюджет (часть госсектора, расположенного в сфере распределения) нужен  ему для перераспределения доходов, финансирования выпуска общественных товаров и т.д. Удельный вес государства  в сфере распределения очень  велик.

    Доля  государственного сектора в разных странах различна. Европейский центр  государственного предпринимательства  для оценки его доли в экономике  использует такие показатели, как:

        - доля государства в ВНП; 

        - численность занятых на государственных  предприятиях;

        - инвестиции, доля субвенций и  налогов в ВНП и др.

    Уровень огосударствления производства и размеры  государственного сектора существенно  различаются по странам. Так, в Китае  государственный сектор дает свыше 50% валового общественного продукта. В Италии удельный вес госсектора составляет 39-42%, в том числе в  промышленности - 30%. Во Франции госпредприятия производят 1/3 ВНП.

    Важнейшими  причинами исторического роста  государственного сектора в экономике  выступали и выступают войны  и национальная оборона, инфраструктурное обеспечение макроэкономических процессов, рост населения, урбанизация, проблемы окружающей среды, эгалитаризм (равенство).

    1. Государственное предпринимательство и собственность.

    Государственное предпринимательство охватывает отрасли, оставленные частным сектором. Это  капиталоемкие и малорентабельные звенья производственной и социальной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт,  здравоохранение  и образование. Кроме того, сюда относится и деятельность государства по “оздоровлению” отраслей, переживших кризис, или активизации  экономики в целом (национализация либо убыточных предприятий и  отраслей, либо таких отраслей, развитие которых необходимо для повышения  конкурентоспособности негосударственного сектора). Государственное предпринимательство  охватывает национальную оборону и  безопасность, поддержание экологической  безопасности и др.

    Государственный сектор и предпринимательство опираются  на государственную собственность.

    Вся мировая история свидетельствует  о том, что государственная собственность  при любом политическом режиме и  общественном строе служит одной  из ключевых опор государства и является важнейшей частью государственного управления. Государственная собственность  страны позволяет ей выступать в  качестве самостоятельного субъекта экономических  правоотношений с другими странами; это гарант соответствующих договоров  и соглашений.

    Наличие государственной собственности  помогает обеспечивать благоприятные  макроэкономические условия для  успешной работы частного сектора; государственная  собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта  собственность поддерживает национальную безопасность (от финансирования органов  правопорядка до содержания армии). Также, реализуя право собственности на природные ресурсы (в первую очередь на землю), государство создает устойчивые связи со множеством местных структур, хозяйствующих субъектов.

    Доля  государственной собственности  в национальном богатстве колеблется от 20% (в США) до 35% (в Италии). В Японии на госпредприятия приходится более 10% основных фондов и около 9% занятых  в народном хозяйстве.

    Во  многих странах в сферу государственной  собственности в разные периоды  входили ресурсы недр, земельные  угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, электроэнергетика, военные объекты, связь, транспорт, автомобильные и железные дороги, авиакомпании, телеграф и телефон, почта  и т.д.

    Базой применения государственной формы  собственности являются сферы экономики, в которых велика потребность  в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных  инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах.

    Факторами, которые способствуют распространению  государственной собственности, являются дезорганизации или устойчивые нарушения  функционирования рынков (в частности, в результате монополизации, военных  потрясений и разрух), слабость национального  частного капитала, военно-стратегические, нередко и политические мотивы.

    Государственные предприятия  занимают значительную долю в государственной собственности. В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов  государственных предприятий: предприятия, находящиеся под прямым контролем  государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в  США правительственными корпорациями, а во Франции - национальными обществами.

Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран