Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).
Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники
В
силу этих и других причин в разных
странах периодически проводятся реформы,
направленные на сокращение и оптимизацию
перераспределительных программ. Подобные
реформы относятся к числу непопулярных
мер и могут встретить серьезное сопротивление
в обществе, поэтому их проведение требует
глубокого обоснования и наличия политической
воли.
4) Стабилизационная функция государства.
Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.
Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных фирм и общества в целом могут не совпадать. То, что является положительной тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом может быть нежелательно. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому задачей государства является регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов.
Государство
призвано обеспечивать защиту национального
рынка от внешних воздействий. Современная
экономика не может развиваться
в условиях полной изоляции, она
тесно интегрирована в систему
мирохозяйственных связей. Поэтому
кризисные ситуации в странах-партнерах,
такие как война, природные стихии,
биржевая паника и т.п., неизбежно
отражаются на положении отечественных
производителей. Государство имеет
крайне ограниченные рычаги влияния
на социально-экономическую и
В разных странах масштабы, формы и методы реализации каждой из названных экономических функций неодинаковы. Они определяются целями экономической политики, особенностями сложившейся ситуации, историческими и национальными традициями и другими факторами. В целом выделяют два подхода к определению места и роли государства в экономической системе:
На практике данные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно сочетаются принципы индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них.
Глава2.
Государственный сектор в экономике зарубежных
стран.
В
большинстве развитых стран государственный
сектор является авангардным элементом
экономики в проведении политики,
направленной на повышение
Кроме того, в каждом государстве имеются нужды безопасности и социальные проблемы (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен и т. п.), с которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для каждой страны является оптимальное государственное регулирование экономики, и прежде всего - деятельности государственного сектора.
В
настоящее время
В
развитых странах можно выделить
два уровня или модели государственного
сектора. В «либеральных» странах
(США, Австралия, Новая Зеландия) государственные
расходы составляют порядка 30-35% ВВП.
В странах социального
Наблюдается
общая тенденция роста в общем
и частностей государственных затрат
по отношению к ВВП. Это можно увидеть
по данным следующей таблицы:
Таблица1.
Обзор государственных затрат(в % к ВВП)
1
Страна | 1938г. | 1950г. | 1955г. | 1975г. | 1985г. |
США | 16,9 | 22,2 | 27,1 | 34,6 | 36,7 |
ФРГ | 43,6 | 36,4 | 36,8 | 48,9 | 47,5 |
Франция | 24,8 | 31,0 | 29,8 | 43,4 | 52,2 |
Англия | 21,1 | 36,3 | 34,5 | 46,6 | 46,2 |
В направлениях использования государственных средств между странами есть различия.
В
развивающихся странах в целом
государственные расходы в ВВП
составляли в начале 90-х годов
порядка 25% ВВП, а к концу 90-х годов
сократились до 20%. Примерно такова
же величина расходов в группе стран
со средним среднедушевым доходом,
стоящих наиболее близко к переходным
экономикам.
2.1.Государственное
регулирование экономики США.
Современная рыночная экономика США является не стихийной, а регулируемой государством.
В
США механизм государственного регулирования
прошел несколько этапов. В начале
70-х годов в режиме жесткого административного
регулирования находилось много
отраслей экономики США. Основными
причинами введения жесткого регулирования
отраслей экономики были ограничения
монополии и ограничение
В 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования.
При этом усилия государства концентрируются на недопущении монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий.
В
практике государственного регулирования
экономики США широко используется
система государственных
По
сравнению с Японией и Западной
Европой государственная
Экономическую
роль государства нельзя сводить
только к владению собственностью.
В Соединенных Штатах роль государства
в экономике проявляется не в
прямом контроле над средствами производства,
а через регулирование
Американское
государство решает такие задачи,
как определение национальной стратегии;
обеспечение правовых основ деятельности
общества; регулирование кредитно-
Федеральный бюджет является главным инструментом экономического регулирования и перераспределения ВВП. Через бюджет федерального правительства проходит примерно 22% ВВП. Благодаря этому государственное потребление на душу населения в США выше, чем в любой другой стране мира.
Капиталовложения в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. И в настоящее время ведущую роль играют расходы федерального правительства на "человеческие ресурсы" — социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то сейчас — две трети бюджета, и почти 27% ВВП.
Совокупные
расходы на социальные цели в США
составляют 20,7% от ВВП. Распределение доходов
между социальными программами представлено
на следующем графике:
Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран