Государственный сектор в экономике зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Государство имеет особое место в системе институтов общества. Оно является субъектом управления, который обеспечивает функционирование всех элементов социально-экономической системы. В условиях рыночной экономики государство является единственным субъектом, который обладает законным правом принуждения. Это право облекается в законодательную форму и выражается в виде системы санкций, применяемых в случае несоблюдения действующего законодательства. Также, наряду с частными компаниями, государство выступает в роли равноправного субъекта хозяйствования, т.к. госпредприятия осуществляют производство определённых видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Содержание

Введение
Глава1.Государственный сектор в экономике
1.1. Понятие государственного сектора и его роль в экономике страны
1.2. Государственное предпринимательство и собственность
1.3. Экономические функции государства
Глава2.Государственный сектор в экономике зарубежных стран
2.1. Государственное регулирование экономики США
2.2. Государственный сектор экономики других зарубежных стран
Глава3. Государственно-частное партнёрство
Заключение
Источники

Работа содержит 1 файл

Государственный сектор в экономике зарубежных стран.docx

— 70.16 Кб (Скачать)

    В силу этих и других причин в разных странах периодически проводятся реформы, направленные на сокращение и оптимизацию  перераспределительных программ. Подобные реформы относятся к числу непопулярных мер и могут встретить серьезное сопротивление в обществе, поэтому их проведение требует глубокого обоснования и наличия политической воли. 
 

4) Стабилизационная  функция государства.

    Заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь  определяются рынком, их значения не безразличны  обществу. Рыночная экономика развивается  циклически, проходя стадии спада  и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют  не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы  в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет  в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства  является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с  целью обеспечения стабильности в экономике и обществе.

    Необходимость проведения стабилизационной политики государства определяется следующими основными моментами. Интересы отдельных  фирм и общества в целом могут  не совпадать. То, что является положительной  тенденцией с точки зрения фирмы (например, массовый приток в страну дешевой рабочей силы из соседних государств), для страны в целом  может быть нежелательно. Частные  фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако, они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Именно поэтому задачей государства является регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов.

    Государство призвано обеспечивать защиту национального  рынка от внешних воздействий. Современная  экономика не может развиваться  в условиях полной изоляции, она  тесно интегрирована в систему  мирохозяйственных связей. Поэтому  кризисные ситуации в странах-партнерах, такие как война, природные стихии, биржевая паника и т.п., неизбежно  отражаются на положении отечественных  производителей. Государство имеет  крайне ограниченные рычаги влияния  на социально-экономическую и политическую ситуацию в других странах, поэтому  важная роль должна отводиться прогнозированию  мировых тенденций и созданию специальных механизмов защиты национальной экономики от неблагоприятных воздействий извне.

    В разных странах масштабы, формы и  методы реализации каждой из названных  экономических функций  неодинаковы. Они определяются целями экономической  политики, особенностями сложившейся  ситуации, историческими и национальными  традициями и другими факторами. В целом выделяют два подхода  к определению места и роли государства в экономической  системе:

  • общество индивидуализма, основано на приоритете либеральных ценностей, ограничивает вмешательство государства в экономику выполнением минимально необходимых функций, связанных с созданием правовой базы, защитой прав собственности, обеспечением исполнения договоров, созданием равных условий для осуществления предпринимательской деятельности, ограничением монополий и недобросовестной конкуренции. Государство здесь отделено от бизнеса, оно не вмешивается в рыночный механизм и решает ограниченный круг задач по созданию стабильной основы для его функционирования. Активное регулирование может применяться только в некоторых случаях, когда это требуется для обеспечения национальной безопасности (например, в чрезвычайных ситуациях);
  • общество коллективизма (коммунитарное общество) предполагает активную роль государства в регулировании общественной жизни. Большую роль в экономике играет государственный сектор. Как свидетельствует мировой опыт, наибольший удельный вес предприятий государственной собственности характерен для таких отраслей, как железнодорожный транспорт, связь, электроэнергетика. Государство обладает широким кругом полномочий. Помимо правовой функции, оно осуществляет масштабное распределение и перераспределение ресурсов с помощью бюджетной системы. Важное место отводится планированию на государственном уровне. Средне- и долгосрочные планы социально-экономического развития служат ориентиром для общества в целом, в том числе и частного бизнеса. Они подкрепляются необходимыми государственными ресурсами. Государство стремится к более сильной централизации, а политическая система характеризуется наличием сильных политических партий.

    На  практике данные типы государств в чистом виде не выделяются, обычно сочетаются  принципы индивидуализма и коллективизма с превалированием либо одного из них.

    Итак, государственный сектор экономики  представляет собой совокупность ресурсов, с помощью которых государство  осуществляет своё функционирование. Эти ресурсы распределены в обществе в соответствии с потребностями  государственного регулирования. Основные функции государства представлены именно в тех сферах, в которых  рыночного регулирования оказывается  недостаточно и оно не может обеспечить необходимые потребности общества. Эти сферы и представляют собой  провалы рынка и производство общественных благ. Но для функционирования государства необходимо также материальное обеспечения, т. е формирование финансов.

 

 

  Глава2. Государственный сектор в экономике зарубежных стран. 

    В большинстве развитых стран государственный  сектор является авангардным элементом  экономики в проведении политики, направленной на повышение конкурентоспособности  инноваций, технологий и производств, увеличения покупательной способности  и в целом благосостояния этих стран.

    Кроме того, в каждом государстве имеются  нужды безопасности и социальные проблемы (безработица, социальное обеспечение, регулирование цен и т. п.), с  которыми рынок самостоятельно справиться не может. Поэтому актуальным вопросом для каждой страны является оптимальное  государственное регулирование  экономики, и прежде всего - деятельности государственного сектора.

    В настоящее время государственный  сектор экономики в различных  странах играет неодинаковую роль. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, кредитно-денежную эмиссию, международную торговлю, почту, а другие направления деятельности общества в различных странах  регулируются по-разному.

    В развитых странах можно выделить два уровня или модели государственного сектора. В «либеральных» странах (США, Австралия, Новая Зеландия) государственные  расходы составляют порядка 30-35% ВВП. В странах социального рыночного  хозяйства (Европа) госсектор составляет порядка 50% ВВП (крайний случай —  Швеция с 65% ВВП).

    Наблюдается общая тенденция роста в общем  и частностей государственных затрат по отношению к ВВП. Это можно увидеть по данным следующей таблицы: 

Таблица1. Обзор государственных затрат(в % к ВВП) 1 

Страна 1938г. 1950г. 1955г. 1975г. 1985г.
США 16,9 22,2 27,1 34,6 36,7
ФРГ 43,6 36,4 36,8 48,9 47,5
Франция 24,8 31,0 29,8 43,4 52,2
Англия 21,1 36,3 34,5 46,6 46,2

    В направлениях использования государственных  средств между странами есть различия.

    В развивающихся странах в целом  государственные расходы в ВВП  составляли в начале 90-х годов  порядка 25% ВВП, а к концу 90-х годов  сократились до 20%. Примерно такова же величина расходов в группе стран  со средним среднедушевым доходом, стоящих наиболее близко к переходным экономикам.  

    2.1.Государственное  регулирование экономики  США. 

    Современная рыночная экономика США является не стихийной, а регулируемой государством.

    В США механизм государственного регулирования  прошел несколько этапов. В начале 70-х годов в режиме жесткого административного  регулирования находилось много  отраслей экономики США. Основными  причинами введения жесткого регулирования  отраслей экономики были ограничения  монополии и ограничение конкуренции. В арсенале элементов государственного регулирования рынка США важное место заняло государственное программирование экономики, которое охватило разработку как общенациональных, так и региональных программ.

    В 80-е годы США отказались от традиционной системы регулирования, которая  основывалась на кейнсианской модели и заменили ее системой, основанной на проведенные политики монетаризму и экономической теории «предложения». Государство регулирует отношения сторон, обеспечивает их свободу, стимулирует честную деловую активность и наказывает тех, кто игнорирует право и интересы субъектов рынка. В условиях современной рыночной экономики, которая характеризуется наличием большого количества не только малых и средних предприятий, но и монополизированных комплексов, рыночное саморегулирование дополняется и формируется в механизм целенаправленного макроэкономического регулирования.

    При этом усилия государства концентрируются  на недопущении монополизма, контроле за реализацией антимонопольного законодательства, стимулировании передовых технологий.

      В практике государственного регулирования  экономики США широко используется система государственных заказов (атомная, аэрокосмическая промышленность, электротехническая). Их формирование и размещение осуществляется по двум основным направлениям: для текущего обеспечения деятельности (материально-техническое снабжение) и закупки по профилю работы конкретного государственного органа (прежде всего НИР и ОКР, а также капитальные вложения).

    По  сравнению с Японией и Западной Европой государственная собственность  в Америке выглядит скромно. Хотя  государству принадлежит немалая  часть национального богатства. Достаточно сказать, что федеральное  правительство США владеет почти 25% американской территории, находящейся  под управлением министерств  обороны, энергетики, транспорта и других ведомств. Правительству принадлежат  сеть федеральных дорог и многие другие элементы экономической инфраструктуры. Доля государственного сектора в производстве ВВП — около 13%, в том числе федерального — более 4%. В государственном секторе заняты около 20 млн. человек, кроме того, 1,4 млн. американцев служат в вооруженных силах.

    Экономическую роль государства нельзя сводить  только к владению собственностью. В Соединенных Штатах роль государства  в экономике проявляется не в  прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических  процессов. Главное — как государство  воздействует на экономику, как оно  перераспределяет валовой внутренний продукт, какую политику проводит в  отношении промышленности, науки, социальной сферы и т.д. Огромную роль играет и государственный рынок, когда  правительственные структуры непосредственно  участвуют в хозяйственной деятельности.

    Американское  государство решает такие задачи, как определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно-финансовых отношений; развитие экономической  инфраструктуры; проведение научно-технической  и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение  внешней безопасности.

    Федеральный бюджет является главным инструментом экономического регулирования и  перераспределения ВВП. Через бюджет федерального правительства проходит примерно 22% ВВП. Благодаря этому  государственное потребление на душу населения в США выше, чем  в любой другой стране мира.

  Капиталовложения  в человеческий фактор стали решающим фактором уверенного экономического развития Соединенных Штатов в конце XX века. И в настоящее время ведущую  роль играют расходы федерального правительства  на "человеческие ресурсы" — социальное обеспечение, здравоохранение, образование. Если в 50-е годы на их долю приходилось  меньше 20% федерального бюджета (3% ВВП), то сейчас — две трети бюджета, и почти 27% ВВП.

  Совокупные  расходы на социальные цели в  США  составляют 20,7% от ВВП. Распределение доходов между социальными программами представлено на следующем графике: 

Информация о работе Государственный сектор в экономике зарубежных стран