Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного долга. Рассмотрение механизма функционирования государственного долга в системе государственных финансов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать основные концепции о государственном долге и его влиянии на экономику;

Содержание

1 Теория государственного долга 5
1.1 Государственный долг в экономических учениях 5
1.1.1 Традиционный подход к изучению государственного долга 6
1.1.2 Теория рикардианской эквивалентности 10
1.2 Государственный долг: причины возникновения, понятие, сущность 12
1.3 Виды государственного долга 16
2 Государственный долг России 18
2.1 История развития государственного долга в России 18
2.2 Современное состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации 23
2.3 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 26
3 Управление государственным долгом России 31
3.1 Современные проблемы государственного долга в России, методы и способы управления им 31
3.2 Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 123.44 Кб (Скачать)

Существуют два основных источника поступления ресурсов для обслуживания и погашения  внешнего долга - это активное сальдо платежного баланса и первичный профицит бюджета. Проблема с использованием экспортной выручки заключается в необходимости приобретения правительством валюты при посредничестве Центрального банка. Последний может использовать ресурсы, полученные от продажи ценных бумаг, или же финансировать приобретение валюты путем денежной эмиссии. В первом случае необходимо, чтобы существовал рыночный спрос на облигации правительства. Эмиссионное финансирование приводит к дестабилизации денежного обращения в стране. Таким образом, только первичный профицит бюджета является эффективным источником ресурсов для выплат по внешнему долгу.

В течение 2000-2008 гг. долговая нагрузка России, рассчитываемая как  отношение объема госдолга к ВВП, сократилась более чем в шесть  раз за счет существенного уменьшения объема внешнего долга, что способствовало снижению зависимости от международных  рынков капитала и зарубежных кредиторов, а также минимизации валютных рисков.

В настоящее время в  условиях сокращения доходов федерального бюджета вследствие неблагоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры, исчерпаемости накопленных государством средств в резервных фондах и необходимости финансировать значительный бюджетный дефицит наблюдается тенденция роста объемов государственных заимствований, и как следствие, объема государственного долга.

В ближайшие несколько  лет в условиях неблагоприятного прогноза относительно внешнеэкономической  конъюнктуры, ожидаемого дефицита госбюджета и необходимости рефинансировать  госдолг планируется значительно  наращивать объемы государственных  заимствований. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый 2011 и 2012 годы» показывает, что на предстоящие годы федеральный бюджет сформирован с дефицитом. При этом предполагается, что в 2010 г. на 23,5% дефицит государственного бюджета будет покрываться за счет заимствований, в 2011 г. этот показатель достигнет 60,6% и в 2012 г. – почти 50%.30

В этих условиях необходимо повышать эффективность использования привлеченных за счет государства средств путем их направления не только на финансирование дефицита федерального бюджета, а также погашение долговых обязательств. Но и дополнительно на непосредственное финансирование модернизации российской экономики для повышения ее конкурентоспособности, реализации крупномасштабных, в том числе социально значимых проектов, развитие инфраструктуры, поддержку науки. В этом случае наращивание объема государственного долга будет сопровождаться повышением темпов экономического рост, а российский рынок ценных бумаг – в большей степени отвечать интересам не только денежно-кредитной политики, а также бюджетной, но и российской экономики в целом, нуждающейся в долгосрочных финансовых ресурсах.

В последнее время в  России идет тенденция к сокращению внешнего государственного долга. В  то же время внутренний государственный  долг растет в связи с эмиссией  новых долговых обязательствах в  целях привлечения средств для финансирования дефицита федерального бюджета. В результате внутренний государственный долг увеличился с  545 млрд. руб. по данным 2002 г. и до 2521 млрд. руб. по состоянию на 1 ноября 2010 г. По данным на 2008 и 2009 гг., объем внешнего долга продолжал снижаться примерно на 18% от предыдущих размеров и составлял 37,4 млрд. долларов и 29,5 млрд. долларов соответственно. В 2010 году общий размер государственного внешнего долга чуть увеличился. Если в январе внешний госдолг составлял 31,3 млрд. долл., то к концу года увеличился на 4,4 млрд. долл. На 1 ноября 2010 г. внешний госдолг России достиг 471,6 млрд. дол., объем внутреннего долга составил 2225,973 млрд. руб. (табл. 1.3).31

Сегодня Российская Федерация  по уровню основных долговых показателей, таких как отношение государственного долга к ВВП, отношение госдолга к экспорту, относится к числу стран с низким показателем задолженности. Для большинства стран средний показатель находится на уровне 50-70% ВВП. Японию по показателю Долг/ВВП в размере 180% опережает только Зимбабве (190%). Показатель для США – 80%, Великобритания – 56,5% ВВП. Россия занимает одно из последних мест в списке – всего 6,2% ВВП.32

Данный показатель современного уровня долга РФ свидетельствует  о многолетней политике по сокращению долговых обязательств страны. Но нельзя рассматривать долг только как платежи, вытекающие из доходов данной страны. На данный момент российская экономика поднялась на тот уровень, при котором вполне возможно регулирование долга при 30-40% от объема ВВП. Этот уровень считается оптимальным с точки зрения долгового финансирования расходов в инфраструктуру и ряда других  экономических, социальных, культурных программ, нуждающихся в усовершенствовании, развитии.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На данный момент Россия не является страной с экстремально высоким уровнем государственного долга. Однако ситуация требует постоянного  контроля. В целом пора перейти  к радикальному улучшению управления государственным долгом. Требуется  также существенная корректировка  всей политики управления государственным  долгом, нужны механизмы ограничения  соблазнов правительства, отражаемых в программах внутренних и внешних  заимствований.

Сегодня в России можно  выделить положительные моменты  в вопросе урегулирования внешнего долга, такие как снижение общего объема государственного долга, повышение  доли рыночных инструментов, снижение долговой нагрузки на экономику. Многие российские экономисты склоняются к  тому, что из-за благоприятной внешней  конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться  и в дальнейшем. Но следует также  учесть, что идет активное увеличение доли внутреннего долга. В последнее  время наблюдаются резкие скачки в объеме увеличения этого вида долга.

Принятие соответствующих  изменений и дополнений действующего законодательства позволит осуществлять достоверный учет состояния государственного долга и операций по его обслуживанию, создать работоспособный механизм управления государственным долгом, повысить эффективность заемной  и долговой политики, обеспечить действенный  контроль над государственным долгом на основе прозрачности долговой политики для кредиторов и инвесторов, российского  общества в целом.

Проблема государственного долга – не только проблема экономики  современной России, но и многих передовых стран мира. Собранные  к настоящему времени эмпирические данные не позволяют отдать предпочтение ни одной из учений, теорий эффективности  управления политики государственных  займов. Это связано с тем, что  невозможно во все времена выбирать один стереотип поведения. 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ // СПС «Консультант плюс»
  2. О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации: федеральный закон от  10.05.1995 г. № 73-ФЗ // Собр. законодательства РФ. -  1995. - № 20. - ст. 1765.
  3. О бюджетной классификации  Российской Федерации: федеральный закон от  15.08.1996 г. № 115-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 1996. - № 34. - ст. 4030.
  4. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: федеральный закон от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ // Собр. законодательства РФ. – 2009. - № 49. - ст. 5869.
  5. О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 04.03.1997г.  № 245 // Собр. законодательства РФ. - 1997. - № 10. - ст. 1184.
  6. Добровольский В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и точки роста /В.П. Добровольский // Деньги и кредит. – 2010. - №9. – С.30-35.
  7. Зуев Д.С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет /Д.С. Зуев // Финансы и кредит. – 2010. - №9. – С.33-37.
  8. Крохина Ю.А. Государственный долг Российской Федерации в условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности /Ю.А. Крохина // Финансы и кредит. – 2010. - №3. – С.17-20.
  9. Мартьянов А.В. Возможность применения неоклассической теории государственного долга в современных условиях / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. - №31. – С.48-54.
  10. Мартьянов А.В. Управление государственным долгом и теория рикардианской эквивалентности / А.В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. - №34. – С.46-51.
  11. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование /      А. Селезнев // Экономист. – 2008. - №8. – С.13-26.
  12. Столповских Д. Тенденции в финансировании государственного долга / Д. Столповских // Федерализм. – 2009. - №1. – С.175-180.
  13. Ульянецкий М.М. Государственный долг: рассуждения в защиту/ М.М. Ульянецкий // Финансы и кредит. – 2009. - №33. – С.36-45.
  14. Ульянецкий М.М. Суверенный дефолт / М.М. Ульянецкий // Федерализм. – 2009. - №1. – С.175-180.
  15. Бондаренко Д.В. Программа конверсии долга в инвестициях: системный подход и ситуационный анализ для российской экономики / Д.В. Бондаренко – М.: Диалог-МГУ, 2001. – 55с.
  16. Дмитриев В.А. Актуальные проблемы внешних заимствований государств на современном этапе развития экономики: сб.ст. – [Науч.изд] / В.А. Дмитриев – М.: Васиздат, 2007. – 75 с.
  17. Дикусар В.В. Качественные и численные методы в задаче оптималного упражнения внешним долгом / В.В. Дикусар – М.: ВЦ РАН, 2000 – 136 с.
  18. Дьяконова И.А. Русские долги и Запад (по швейцарским архивам) / И.А. Дьяконова – М.: ИРИ РАН, 2008. – 170с.
  19. Жалкинский В.Б. Отдельные тенденции государственного финансового контроля за государственным долгом в РФ / В.Б. Жалкинский – Элиста: КИСЭПИ, 2006. – 65 с.
  20. Кумыков А.А. Вопросы экономической теории и практики государственных заимствований / А.А. Кумыков – М.: Финансы, 2003. – 205 с.
  21. Русяйкина А.М. Управление государственным долгом / А.М. Русяйкина – Пенза: Пенз.Правда, 2001. – 106 с.
  22. Хайхадаева О.Д. Внутренний государственный долг России и роль государственных ценных бумаг в его формировании / О.Д. Хайхадаева – СПб.: изд-во СПбУЭиФ, 1995. – 95 с.
  23. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации: теоретические и исторические аспекты / О.Д. Хайхадаева – СПб.: изд-во СПбУЭиФ, 2000. – 121 с.
  24. Ярыгина И.З.  Мировой опыт управления внешним долгом / И.З. Ярыгина – М.: Финансы и статистика, 2002. – 205 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение А  Объем государственного внутреннего долга Российской       

                            Федерации  на 2010 г. …………………………………………44  

Приложение Б  Динамика объема государственного внутреннего долга                               

                            Российской Федерации в 1993-2010 гг……………………….45

Приложение В  Динамика объема государственного внешнего долга

                            Российской Федерации в 2000-2010 гг……………………….46

Приложение Г  Динамика государственного долга Российской Федерации…47

    
Приложение А

Таблица 1.1 – Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 2010 г.

по состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

в том числе:

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

01.01.2010

2 094,731

 

251,364

01.02.2010

2 107,529

 

264,354

01.03.2010

2 118,250

 

292,977

01.04.2010

2 177,067

 

301,212

01.05.2010

2 180,794

 

301,191

01.06.2010

2 146,701

 

309,612

01.07.2010

2 228,749

 

310,829

01.08.2010

2 298,133

 

318,450

01.09.2010

2 369,786

 

323,215

01.10.2010

2 498,320

 

320,841

01.11.2010

2 520,995

 

288,610


Источник: Крохина Ю.А. Государственный долг Российской Федерации в условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности /Ю.А. Крохина // Финансы и кредит. – 2010. - №3. – С.17-20.

Приложение Б

Таблица 1.2 – Динамика объема государственного внутреннего долга Российской Федерации в 1993-2010 гг.

     

По состоянию на

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации, млрд. руб.

всего

в т.ч. государственные гарантии в валюте Росийской Федерации

01.01.1993

3,57

0,08

01.01.1994

15,64

0,33

01.01.1995

88,06

2,14

01.01.1996

187,74

7,46

01.01.1997

364,46

17,24

01.01.1998

490,92

3,47

01.01.1999

529,94

0,88

01.01.2000

578,23

0,82

01.01.2001

557,42

1,02

01.01.2002

533,51

0,02

01.01.2003

679,91

8,62

01.01.2004

682,02

5,58

01.01.2005

778,47

12,93

01.01.2006

875,43

18,86

01.01.2007

1064,88

31,23

01.01.2008

1301,15

46,68

01.01.2009

1499,82

72,49

01.01.2010

2094,73

251,36


 

Источник: Зуев Д.С. Анализ влияния государственных долговых обязательств на бюджет /Д.С. Зуев // Финансы и кредит. – 2010. - №9. – С.33-37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Табл. 1.3 – Динамика объема государственного  внешнего долга  Российской Федерации в 2000- 2010 гг.

 

Общий объем государственного внешнего долга РФ (млрд. долл.)

дата

всего

в том числе:

Новый российский долг

Долг бывшего СССР

01.01.2000

139,80

38,30

98,20

01.01.2001

133,20

34,40

96,80

01.01.2002

116,70

49,70

65,80

01.01.2003

103,00

41,00

61,00

01.01.2004

96,80

39,80

55,90

01.01.2005

98,20

38,60

58,30

01.01.2006

71,10

35,70

34,30

01.01.2007

44,70

33,80

9,40

01.01.2008

37,40

28,50

7,10

01.01.2009

29,50

23,60

4,60

01.01.2010

31,30

26,30

3,20


 

Источник: Зуев Д.С. Анализ влияния  государственных долговых обязательств на бюджет /Д.С. Зуев // Финансы и кредит. – 2010. - №9. – С.33-37.

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Рис. 1.1 – Динамика государственного долга Российской Федерации

(данные на конец периода), млрд. руб.

 
Источник: Добровольский  В.П. Инвестиционный потенциал российской экономики и 

точки роста /В.П. Добровольский // Деньги и кредит. – 2010. - №9. – С.30-35.

 

Рис. 1.2 – Динамика государственного долга  Российской Федерации,

% к ВВП  (данные на конец года)

 Источник: Добровольский  В.П. Инвестиционный потенциал  российской экономики и 

точки роста /В.П. Добровольский // Деньги и кредит. – 2010. - №9. – С.30-35.

 

Информация о работе Государственный долг