Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного долга. Рассмотрение механизма функционирования государственного долга в системе государственных финансов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать основные концепции о государственном долге и его влиянии на экономику;
1 Теория государственного долга 5
1.1 Государственный долг в экономических учениях 5
1.1.1 Традиционный подход к изучению государственного долга 6
1.1.2 Теория рикардианской эквивалентности 10
1.2 Государственный долг: причины возникновения, понятие, сущность 12
1.3 Виды государственного долга 16
2 Государственный долг России 18
2.1 История развития государственного долга в России 18
2.2 Современное состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации 23
2.3 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 26
3 Управление государственным долгом России 31
3.1 Современные проблемы государственного долга в России, методы и способы управления им 31
3.2 Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Факт вступления России в Парижский клуб – явление положительное не только для отечественной экономики, но и для Запада. Во-первых, был фиксирован курс рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального уровня – 60 копеек за доллар.23 Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало западу возможности осуществлять в отношении стран-должников разработанные им программы.
В 1992 г. Россия стала членом МВФ, МБРР, ЕБРР, что послужило началом тесного взаимодействия и стала организационно-правовой основой для заимствований у этих международных организаций, на которые в настоящее время приходится основная часть собственно российского долга.
Взаимоотношения с МФВ имеют принципиально важное значение, поскольку они во многом определяют статус страны-заемщика для других международных финансовых институтов. Решение о предоставлении кредитов Фонда непосредственно связывается с достижением заемщиком определенных экономических параметров (прежде всего по стабильности и надежности результатов), что является условием последующего кредитования.
МБРР играет значительную роль, прежде всего, в процессе структурной перестройки экономики. Все займы, МБРР за исключением реабилитационных и секторных, являются связанными, то есть предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут быть использованы только по целевому назначению.
На данный момент объем внешнего долга считается умеренной. По данным Минфина, на начало 2010 года общий объем внешнего государственного долга был равен 31,3 млрд. долл., то есть 2,5% ВВП. Начиная с 1999 г. идет тенденция сокращения внешнего долга. Если на начало 2000 г. объем внешнего долга составлял 139,8 млрд. долл., то на начало 2003 г. сократился примерно на 25% от предыдущего размера, упав на 103 млрд. долл. В течение последующих трех лет объем государственного внешнего долга снизился еще на 30% от объема 2003 г., то есть до 71,1 млрд. долл. На начало 2007 г., т.е. только через год, общий размер сократился до 44,7 млрд. долл. По данным на 2008 и 2009 гг., объем долга продолжал снижаться примерно на 18% от предыдущих размеров и составлял 37,4 млрд. долларов и 29,5 млрд. долларов соответственно (табл. 1.3).24
Специфика внешнего государственного долга России состоит в том, что его часть составляют внешние долговые обязательства СССР, которые приняло на себя Правительство РФ. По статистическим данным, в 1999 г. объем долга бывшего СССР был равен 98,2 млрд. долл. и составлял примерно 70% от общего размера внешнего госдолга Российской Федерации. Данная величина была вдвое сокращена в течение четырех лет. На данный момент долг бывшего Советского Союза имеет совсем незначительную сумму. Он равен 3,1 млрд. долл., что составляет 5% от объема данного долга 10 лет назад. Такого результата российская экономика достигла вследствие рациональной долговой политики и увеличения профицита государственного бюджета.
В 90-е гг. доля нового долга РФ во внешнем долге последовательно увеличивалась в результате новых внешних заимствований. Серьезное влияние на состояние внешнего долга России оказал финансовый кризис 1998 г., в результате которого произошла многократная девальвация рубля и существенное утяжеление бремени по обслуживанию внешнего долга. В целом, объем нового российского долга в течение 10 лет существенно не менялся. В 1999 г. он составлял 38,3 млрд. долл. Пиком увеличения нового долга РФ считается 2002 г., когда он вырос до 49,7 млрд. долл. В последующие годы больше не достигал такого размера, постепенно сокращаясь до 23,6 млрд. долл. (по данным на 1 января 2009 г.)25
Нельзя не отметить значительные сдвиги в последнее десятилетие в управление по погашению государственного внешнего долга. Для сравнения — на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП, по относительным показателям на данный момент российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны (рис. 1.2).
В 2010 году общий размер государственного внешнего долга чуть увеличился. Вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и дефицит Правительство РФ планирует покрывать за счёт новых кредитов. Если в январе внешний госдолг составлял 31,3 млрд. долл., то к концу года увеличился на 4,4 млрд. долл. По прогнозам экономистов, такая тенденция увеличения внешнего государственного долга продолжится до 2013 г. Что касается долга бывшего СССР, то его объем продолжает сокращаться. По данным на 1 октября 2010 г. его объем составляет 2984 млн. долларов (табл.1.3).26
Таким образом, общий размер внешнего государственного долга Российской Федерации за последние десять лет сократился примерно в 5 раз. Современное его состояние считается одним из самых низких показателей в Европе. Долг бывшего СССР, занимавший большую часть объема внешнего долга в течение многих лет, планируется погасить в ближайшие годы.
Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и требует внимания к управлению и своевременному возврату. От этого зависит престиж государства, по показателям государственного долга судят о степени зрелости и мощи национальной экономики.
Управление государственным
долгом предполагает как текущее
обслуживание долга (выплату процентов
по нему), так и погашение основной
суммы долга. Это можно назвать
надлежащим обслуживанием долга. Если
надлежащее обслуживание долга в
установленные сроки не осуществляется,
то заемщик стремится к
Управление долгом должно базироваться на сокращении задолженности и расходов по ее погашению и обслуживанию. Однако в управлении государственным долгом РФ существует ряд особенностей, связанных с характером ее отношений с кредиторами, текущим обслуживанием и урегулированием долга, с ограниченностью выбора способов урегулирования долга.
На данный момент нет четкой
классификации моделей
В современной макроэкономической
теории существуют множество моделей,
предназначенных для
К концу 1999 г. объема долга РФ к ВВП было равно 101,8%. Это означает, что общий размер долга был выше, чем доход страны в данном периоде времени. Данное явление – результат неэффективной и нерациональной экономики страны в течение многих лет. С такого кризисного состояния экономики Россия смогла выйти к концу 2001 г., когда уровень долга от доходов снизился до 49%. Вплоть до 2008 года шла тенденция активного погашения долгов, в первую очередь внешних. Таким образом, общий объем госдолга к концу 2008 г. снизился до 6,5% по отношению к ВВП (рис. 1.3).27
Долговая емкость бюджета определяется как превышение доходов бюджета РФ над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени. При этом интервал времени не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период – превосходить финансовый год.
Весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается на периоды расчета. В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi:
ДЕi = Доходыi – Текущие Расходыi,
Где Доходыi – доходы, поступившие в бюджет, в i-м периоде (например, квартале);
Текущие Расходыi – текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, произведенные в i-м периоде.
Набор ДЕ={ДЕi}, i=1,…N, где N – число периодов в интервале расчета.
Процедура планирования обслуживания и погашения уже имеющихся прямых и условных обязательств состоит из следующих этапов.
ДДЕi = ДЕi –СГi, для каждого i=1,...N,
где ДЕ – долговая емкость в i-м периоде;
СГ – платежи по исполнению уже принятых прямых и условных обязательств;
i – период расчета;
N – число периодов расчета в интервале планирования.
Набор ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕi = {ДДЕi}, i=1,…N.
При средне- и долгосрочном планировании ДДЕi строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании – с более мелким временным периодом.
Если доступная долговая
емкость для новых
Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления финансовой и бюджетной политики.
В этой связи ситуация в области государственного долга будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства в ближайшем будущем, а также в возможностях страны по привлечению средств на международном рынке в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга.
Текущая ситуация в области
государственных заимствований
характеризуется проведением
Платежеспособность в наиболее общем смысле означает способность расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания, накопленного на данный момент долга. Теория платежеспособности отвечает на вопрос, какой должна быть государственная политика, чтобы избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга и невозможностью государства расплатиться по нему.
Внешняя задолженность государства
имеет специфические