Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного долга. Рассмотрение механизма функционирования государственного долга в системе государственных финансов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать основные концепции о государственном долге и его влиянии на экономику;

Содержание

1 Теория государственного долга 5
1.1 Государственный долг в экономических учениях 5
1.1.1 Традиционный подход к изучению государственного долга 6
1.1.2 Теория рикардианской эквивалентности 10
1.2 Государственный долг: причины возникновения, понятие, сущность 12
1.3 Виды государственного долга 16
2 Государственный долг России 18
2.1 История развития государственного долга в России 18
2.2 Современное состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации 23
2.3 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 26
3 Управление государственным долгом России 31
3.1 Современные проблемы государственного долга в России, методы и способы управления им 31
3.2 Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 123.44 Кб (Скачать)

Факт вступления России в Парижский клуб – явление положительное не только для отечественной экономики, но и для Запада. Во-первых, был фиксирован курс рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального уровня – 60 копеек за доллар.23 Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало западу возможности осуществлять в отношении стран-должников разработанные им  программы.

В 1992 г. Россия стала членом МВФ, МБРР, ЕБРР, что послужило началом тесного взаимодействия и стала организационно-правовой основой для заимствований у этих международных организаций, на которые в настоящее время приходится основная часть собственно российского долга.

Взаимоотношения с МФВ  имеют принципиально важное значение, поскольку они во многом определяют статус страны-заемщика для других международных финансовых институтов. Решение о предоставлении кредитов Фонда непосредственно связывается с достижением заемщиком определенных экономических параметров (прежде всего по стабильности и надежности результатов), что является условием последующего кредитования.

МБРР играет значительную роль, прежде всего, в процессе структурной  перестройки экономики. Все займы, МБРР за исключением реабилитационных и секторных, являются связанными, то есть предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут быть использованы только по целевому назначению.

На данный момент объем  внешнего  долга считается умеренной. По данным Минфина, на начало 2010 года общий  объем внешнего государственного долга  был равен 31,3 млрд. долл., то есть 2,5%  ВВП. Начиная с  1999 г. идет тенденция  сокращения внешнего долга. Если на начало 2000 г. объем внешнего долга составлял 139,8 млрд. долл., то на начало 2003 г. сократился примерно на 25% от предыдущего размера, упав на 103 млрд. долл. В течение последующих трех лет объем государственного внешнего долга снизился еще на 30% от объема 2003 г., то есть до 71,1 млрд. долл. На начало 2007 г., т.е. только через год, общий размер сократился до 44,7 млрд. долл.  По данным на 2008 и 2009 гг., объем долга продолжал снижаться примерно на 18% от предыдущих размеров и составлял 37,4 млрд. долларов и 29,5 млрд. долларов соответственно (табл. 1.3).24

Специфика внешнего государственного долга России состоит в том, что  его часть составляют внешние  долговые обязательства СССР, которые  приняло на себя Правительство РФ. По статистическим данным, в 1999 г. объем  долга бывшего СССР был равен 98,2 млрд. долл. и составлял примерно 70% от общего размера внешнего госдолга Российской Федерации. Данная величина была вдвое сокращена в течение  четырех лет. На данный момент долг бывшего Советского Союза имеет  совсем незначительную сумму. Он равен 3,1 млрд. долл., что составляет 5% от  объема данного долга 10 лет назад. Такого результата российская экономика достигла вследствие рациональной долговой политики и увеличения профицита  государственного бюджета.

В 90-е гг. доля нового долга  РФ во внешнем долге последовательно  увеличивалась в результате новых  внешних заимствований. Серьезное  влияние на состояние внешнего долга  России оказал финансовый кризис 1998 г., в результате которого произошла  многократная девальвация рубля  и существенное утяжеление бремени  по обслуживанию внешнего долга. В целом, объем нового российского долга  в течение 10 лет существенно не менялся. В 1999 г. он составлял 38,3 млрд. долл. Пиком увеличения нового долга РФ считается 2002 г., когда он вырос до 49,7 млрд. долл. В последующие годы больше не достигал такого размера,  постепенно сокращаясь до 23,6 млрд. долл. (по данным на 1 января 2009 г.)25

Нельзя не отметить значительные сдвиги в последнее десятилетие  в управление по погашению государственного внешнего долга. Для сравнения —  на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4% от ВВП, по относительным  показателям на данный момент российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны (рис. 1.2).

В 2010 году общий размер государственного внешнего долга чуть увеличился. Вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и дефицит Правительство  РФ планирует покрывать за счёт новых  кредитов. Если в январе внешний  госдолг составлял 31,3 млрд. долл., то к концу года увеличился на 4,4 млрд. долл. По прогнозам экономистов, такая  тенденция увеличения внешнего государственного долга продолжится до 2013 г. Что  касается долга бывшего СССР, то его объем продолжает сокращаться. По данным на 1 октября 2010 г. его объем  составляет 2984 млн. долларов (табл.1.3).26

Таким образом, общий размер внешнего государственного долга Российской Федерации за последние десять лет  сократился примерно в 5 раз. Современное  его состояние считается одним  из самых низких показателей в  Европе. Долг бывшего СССР, занимавший большую часть объема внешнего долга  в течение многих лет, планируется  погасить в ближайшие годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Управление  государственным долгом России

3.1 Современные проблемы  государственного долга в России, методы и способы управления  им

 

Государственный долг сопровождает деятельность любого государства и  требует внимания к управлению и  своевременному возврату. От этого  зависит престиж государства, по показателям государственного долга  судят о степени зрелости и  мощи национальной экономики.

Управление государственным  долгом предполагает как текущее  обслуживание долга (выплату процентов  по нему), так и погашение основной суммы долга. Это можно назвать  надлежащим обслуживанием долга. Если надлежащее обслуживание долга в  установленные сроки не осуществляется, то заемщик стремится к урегулированию долга (ненадлежащее обслуживание).

Управление долгом должно базироваться на сокращении задолженности  и расходов по ее погашению и обслуживанию. Однако в управлении государственным  долгом РФ существует ряд особенностей, связанных с характером ее отношений  с кредиторами, текущим обслуживанием  и урегулированием долга, с ограниченностью  выбора способов урегулирования долга.

На данный момент нет четкой классификации моделей управления долгом. Можно привести разделение моделей на теоретические (численные) и практические (прикладные). К численным моделям следует отнести, прежде всего, теорию эквивалентности Барро-Рикардо, в котором говорится, что финансирование государственных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов. Другие теоретические модели сравнительно недавно разработаны как зарубежными, так и российскими экономистами.

В современной макроэкономической теории существуют множество моделей, предназначенных для определения  оптимальных и максимальных объемов заимствований, безопасных для государственного устройства. Уровень долгового бремени субъекта вполне приемлем, если отношение величины прямого долга к текущим доходам лежит в диапазоне 30 до 40%. На таком уровне субъект может обеспечить нормальное обслуживание долга и исполнение всех своих обязательств. Более того, данный уровень можно рассматривать как оптимальный с точки зрения долгового финансирования расходов в инфраструктуру. Долг на уровне 5-10% от текущих доходов – это весьма низкая величина, которая косвенно говорит о том, что недостаточно финансируются целевые программы развития инфраструктуры. Долг на уровне 50% и более рассматривается как нежелательный, особенно для развивающихся стран.

К концу 1999 г. объема долга  РФ к ВВП было равно 101,8%. Это означает, что общий размер долга был выше, чем доход страны в данном периоде времени. Данное явление – результат неэффективной и нерациональной экономики страны в течение многих лет.  С такого кризисного состояния экономики Россия смогла выйти к концу 2001 г., когда уровень долга от доходов снизился до 49%. Вплоть до 2008 года шла тенденция активного погашения долгов, в первую очередь внешних. Таким образом, общий объем госдолга к концу 2008 г. снизился до 6,5% по отношению к ВВП (рис. 1.3).27

Долговая емкость бюджета  определяется как превышение доходов  бюджета РФ над его текущими расходами  без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в  каждом периоде выбранного интервала  времени. При этом интервал времени  не может быть короче длительности перспективного финансового плана, а период – превосходить финансовый год.

Весь интервал времени, на котором производится расчет, разбивается  на периоды расчета. В каждом периоде  расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается превышение доходов над текущими расходами бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ДЕi:

ДЕi = Доходыi – Текущие Расходыi,

Где Доходыi – доходы, поступившие в бюджет, в i-м периоде (например, квартале);

Текущие Расходыi – текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, произведенные в i-м периоде.

Набор ДЕ={ДЕi}, i=1,…N, где N – число периодов в интервале расчета.

Процедура планирования обслуживания и погашения уже имеющихся  прямых и условных обязательств состоит  из следующих этапов.

  1. Сводный график обслуживания и погашения прямых обязательств и ожидаемых платежей по исполнению условных обязательств сравнивается с долговой емкостью  бюджета. Для этого строится разность долговой емкости и сводного графика. Эта разность является доступной долговой емкостью для новых заимствований, ДДЕi:

ДДЕi = ДЕi –СГi, для каждого i=1,...N,

где ДЕ – долговая емкость в  i-м периоде;

СГ – платежи по исполнению уже принятых прямых и условных обязательств;

i – период расчета;

N – число периодов расчета в интервале планирования.

Набор ДДЕi для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования ДДЕi = {ДДЕi}, i=1,…N.

При средне- и долгосрочном планировании ДДЕi строится с периодом, равным году, а при оперативном и краткосрочном планировании – с более мелким временным периодом.

  1. Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то может быть осуществлено привлечение новых заимствований.

Если доступная долговая емкость для новых заимствований  окажется отрицательной в каком-либо периоде. То это означает, что в  этом периоде исполнение прямых и  условных обязательств за счет доходов  бюджета невозможно. 28

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

В этой связи ситуация в  области государственного долга  будет находить отражение в финансовой и фискальной политике государства  в ближайшем будущем, а также  в возможностях страны по привлечению  средств на международном рынке  в целях финансирования расходов бюджета, в том числе по обслуживанию и погашению государственного долга.

Текущая ситуация в области  государственных заимствований  характеризуется проведением достаточно взвешенной политики в области внешних  и внутренних заимствований, а также  переходом к применению методов  активного управления долгом с целью  сокращения расходов на его обслуживание. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. С 2002 г. началось увеличение внутреннего госдолга. В 2009-2011 гг. в соответствии с проектом федерального бюджета политика замещения внешнего долга внутренним продолжается. Если на начало 2004 г. внутренний госдолг составлял 19,4% от внешнего долга, то на начало 2010 г. в структуре государственного долга РФ внутренний долг занимает 64,8%, а внешний – 35,2% (рис. 1.1). 29

3.2 Перспективы погашения  государственного долга Российской  Федерации

 

Платежеспособность в  наиболее общем смысле означает способность  расплачиваться по долгам, не прибегая бесконечно к новым заимствованиям. С этой точки зрения можно говорить о платежеспособности государства  по внешнему или внутреннему долгу, если оно обладает ликвидными ресурсами, достаточными для обслуживания, накопленного на данный момент долга. Теория платежеспособности отвечает на вопрос, какой должна быть государственная политика, чтобы  избежать кризиса, связанного с неограниченным возрастанием государственного долга  и невозможностью государства расплатиться по нему.

Внешняя задолженность государства  имеет специфические особенности, отличающие ее от внутреннего долга. Внешний долг является чистым бременем для экономики, так как выплачивается  иностранцам и поэтому может  рассматриваться как чистый трансферт  из страны (внешний трансферт). Кроме  того внешний долг не может быть погашен с помощью денежного  финансирования, так как исчисляется  в иностранной валюте. Это устраняет  стимул к использованию эмиссионного способа погашения долга. По этим причинам с 2002 г. началось погашение вешнего долга за счет заимствований внутри страны. В результате в 2006 г. объем государственного долга Российской Федерации существенно сократился. При этом значительно выросла доля внутреннего долга в госдолге за счет увеличения объемов государственных заимствований на внутреннем рынке.

Информация о работе Государственный долг