Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного долга. Рассмотрение механизма функционирования государственного долга в системе государственных финансов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать основные концепции о государственном долге и его влиянии на экономику;
1 Теория государственного долга 5
1.1 Государственный долг в экономических учениях 5
1.1.1 Традиционный подход к изучению государственного долга 6
1.1.2 Теория рикардианской эквивалентности 10
1.2 Государственный долг: причины возникновения, понятие, сущность 12
1.3 Виды государственного долга 16
2 Государственный долг России 18
2.1 История развития государственного долга в России 18
2.2 Современное состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации 23
2.3 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 26
3 Управление государственным долгом России 31
3.1 Современные проблемы государственного долга в России, методы и способы управления им 31
3.2 Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Рикардианская модификация стандартного анализа государственного долга и дефицита начинается с наблюдения, что для данной величины государственных расходов дефицит, вызываемый снижением налогов, ведет к более высоким будущим налогам, имеющим приведенную стоимость, эквивалентную снижением настоящих. Это вытекает из особенностей государственного бюджета, в котором вся сумма расходов, включая процентные платежи по долгу, приравнивается ко всем доходам как от налогообложения, так и другим, а также разнице между привлечением и погашением источников финансирования дефицита бюджета – прежде всего разнице от размещения и погашения процентных долговых обязательств государства. Текущая стоимость налогов и других доходов не может быть изменяться правительством без изменения текущей стоимости расходов. Расходы правительства должны быть оплачены – сейчас или в будущем, общая текущая стоимость доходов равна общей текущей стоимости расходов. Следовательно, финансирование текущих расходов за счет неналоговых источников влечет за собой соразмерное увеличение будущих налогов. Дефициты бюджета не имеют значения, таким образом, сокращение на данном временном интервале не ведет к увеличению совокупного спроса.
С точки зрения Барро, индивидуумы осознают будущие налоговые долги, которые приходится платить их потомкам из-за заимствований. Далее он утверждает, что поколения связаны через наследство – повышение дефицитов бюджета стимулирует текущее поколение налогоплательщиков лучше сберегать и передавать большие наследства, чтобы восполнить будущие налоговые долги.5
Данное направление было подвергнуто достаточно глубокому анализу и критике другими учеными. По их мнению, большинство домохозяйств предпочтут отрицательное наследство, но взамен получат максимальную полезность нулевого наследства. Равенство Барро - Рикардо опирается на гипотезу рациональных ожиданий. Предполагается, что потребитель мыслит рационально и способен оценить, к каким последствиям в будущем может привести дефицит государственного бюджета. На самом деле, потребители, как правило, не заглядывают так далеко, а учитывают лишь ближайшую перспективу.
На сегодняшний день эмпирические исследования не могут дать окончательного ответа на вопрос, что государственный долг и налоги эквивалентны.
С позиции исторической перспективы
причинами образования
Но и в условиях мирного развития многие страны прибегают к методу государственных долгов для урегулирования экономики, поскольку это средство для неинфляционного покрытия дефицита бюджета. Дефицит бюджета возникает в результате нестабильного, циклического развития деловой активности в стране. В периоды спадов, когда национальный доход уменьшаются налоговые поступления, автоматически сокращаются и вызывают дефицит бюджета, то есть государственных расходов больше чем доходов. Основными причинами такой проблемы принято считать необходимость осуществления крупных государственных инвестиций в развитие экономики, кризисные явления, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства контролировать финансовую ситуацию в стране и другие. Теоретически существуют 3 возможности для покрытия дефицита государственного бюджета:
1) Рост налоговых ставок.
Рост налогов ведет к
2) Дополнительная эмиссия
денег. Создает сильное
3) Государственный долг.
Проще и безопаснее для
В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Экономисты рассматривают государственный долг не только как метод привлечения средств населения, инвесторов и банков, но и регулирования денежного обращения, поддержания курса национальной валюты, влияния на процессы, происходящие на рынке ссудных капиталов. В.М. Федосеев, С.Я. Сутормина, В.М. Огородник считают, что «государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным, но не погашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным предприятиям на определенную дату».7 Подобного же мнения придерживался Б.Г. Болдырев, рассуждая следующим образом: «Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны были по ним выплачены к определенной дате или за определенный срок». 8
Э.Дж. Долан, К.Д. Кэмпбелл, Р.Дж. Кэмпбелл считают, что «государственный долг – это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов прошлых лет». Определение профессора И.К. Ключникова, Ю.В. Пашпуса, Н.В. Раснова, что «государственный долг по своей сущности представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с перемещением капиталов из национального частного сектора или из-за границы в государственный бюджет на основе заимствований», является одним из наиболее полных определений, хорошо раскрывающих суть государственного долга.9
Государственный долг – это общий размер задолженности правительства, владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов. Таким образом, под государственным долгом следует понимать кредитные отношения, в которых государство выступает заемщиком, а вся масса заемного капитала представляет собой величину государственного долга.
В ХХ в. при подходе к государственному долгу стали выделять краткосрочный (до 1 года) и долгосрочный (от 1 года до 5 лет) периоды. В краткосрочной перспективе влияние государственного долга на национальную экономику в основном оценивается как положительное. Влияние долга в долгосрочной перспективе, по мнению большинства экономистов, отрицательное.
Государственный долг, особенно при условии его возрастания, вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики.
Однако для того, чтобы
инфляционный потенциал государственного
долга был реализован в ускоренном
росте на товары и услуги, необходимы
промежуточные звенья, которые не
всегда образуют единый передаточный
механизм. Наиболее отчетливым инфляционным
источником функционирования бюджетных
средств являются покупки государственных
обязательств Центральным Банком и
прямые кредиты Центрального Банка.
Покупая государственные
Основными характеристиками
государственного долга являются объем,
структура и динамика госдолга, сроки
заимствований и стоимость
Если сравнивать уровень государственной задолженности по отдельным странам, то сравнение абсолютной величины задолженности вряд ли будет правильным. Богатая страна с высоким показателем ВВП легко может справиться с обслуживанием и погашением значительного государственного долга в отличие от бедной страны с весьма маленькой задолженностью, тем более, что задолженность увеличивается по мере роста ВВП. Крупной стране легче оплачивать долг, чем небольшой стране. Обычно для оценки величины задолженности используется такой показатель, как соотношение «долг/ВВП», оценивающий бремя долга. Для оценки обслуживания задолженности часто используется показатель, характеризующий соотношение «выплаты по обслуживанию долга/ВВП».10
Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам. Одним из признаков классификации государственного долга является существующие уровни государственной власти. Согласно этому признаку различают государственный долг Российской Федерации и долг субъектов Российской Федерации. Долговые обязательства, выпущенные органами местного самоуправления, формируют муниципальный долг. Следует отметить, что в мировой практике термин «государственный долг» в его общеупотребительном значении включает не весь сектор: финансы штатов, муниципалитетов обычно опускаются.
Следующей классификацией является разделение долга на капитальный и текущий. Вся сумма принятых и непогашенных государственных обязательств, включая процентные платежи, представляет собой капитальный долг. Предстоящие расход по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил, образуют текущий долг.
По мнению многих экономистов,
в основу классификации на внутренний
и внешний должен быть положен
только признак сферы заимствований
– национальный или внешний финансовый
рынок. Такой поход более
В России главным критерием деления долга на внутренний и внешний является валюта, в которой выражены долговые обязательства. Бюджетный кодекс ввел единообразие в толкование внутреннего и внешнего долга Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ к внешнему долгу относятся обязательства в иностранной валюте, а к внутреннему – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.11
Внутренний государственный долг – это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов, если они не номинированы в национальной валюте – в рублях. Внутренний долг – это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц в валюте данной страны.
В соответствии Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг – это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими или юридическими лицам, иностранными гражданами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.
Государственный долг с древнейших времен является принадлежностью всякого государства, по необходимости прибегающего к услугам государственного кредита для сбалансирования своих бюджетов, хронически склонных к дефициту. История российского государственного долга начинается с 1769 г., когда Екатерина II осуществила первый внешний заем в Голландии. Заем был 5-процентный, бессрочный, облигациями по 1000 гульденов. Оплата процентов и амортизация долга, т.е. погашение облигаций, вышедших в тираж, производилась золотом. Всего в царствование Екатерины II было заключено внешних займов на сумму 75978660 гульденов.
К внутреннему займу
Хотя появление
О динамике государственного
долга говорят следующие