Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов государственного долга. Рассмотрение механизма функционирования государственного долга в системе государственных финансов.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) исследовать основные концепции о государственном долге и его влиянии на экономику;

Содержание

1 Теория государственного долга 5
1.1 Государственный долг в экономических учениях 5
1.1.1 Традиционный подход к изучению государственного долга 6
1.1.2 Теория рикардианской эквивалентности 10
1.2 Государственный долг: причины возникновения, понятие, сущность 12
1.3 Виды государственного долга 16
2 Государственный долг России 18
2.1 История развития государственного долга в России 18
2.2 Современное состояние внутреннего государственного долга Российской Федерации 23
2.3 Современное состояние внешнего долга Российской Федерации 26
3 Управление государственным долгом России 31
3.1 Современные проблемы государственного долга в России, методы и способы управления им 31
3.2 Перспективы погашения государственного долга Российской Федерации 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
Список использованных источников и литературы 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа содержит 1 файл

новая курсовая.docx

— 123.44 Кб (Скачать)

Среди наиболее общих политических и экономических предпосылок  широкого развития государственный  долг дореволюционной России можно  отметить ее великодержавную политику, направленную на расширение территориальных  приобретений, традиционно крупные  размеры государственного предпринимательства, необходимого для привлечения иностранного капитала в различных сферах народного  хозяйствования и т.д. Интенсивный  рост государственного долга во II половине XIX в. был обусловлен главным образом возрастанием масштабов государственной хозяйственной деятельности. Прежде всего, это строительство железных дорог и выкуп их  из частных рук [22].

В начале XX века увеличение государственного долга связывается в основном с воздействием внешнеполитических факторов, необходимостью финансировать военные расходы в Японии и I Мировой войне.  Совокупное влияние рассмотренных факторов предопределило рост внутреннего долга, который к 1915 г. достиг 15 млрд. руб. [24].

Накануне Октябрьской  революции государственный внутренний  долг России превышал 60 млрд. руб. За годы Гражданской войны общий государственный  долг  лишь усилился: внутренний –  примерно до 70 млрд. руб., внешний –  до 22 млрд. руб.

От внешней задолженности  Советская власть отказалась прямо, а внутреннюю задолженность списала  на ущерб от интервенции.

История советского государственного долга начинается с мая 1922 г., когда  было принято решение о проведении так называемого хлебного займа.  Период, охватывающий 1922-1927 гг., оставил  богатый опыт. Переход  к нэпу способствовал формированию полноценного рынка государственных бумаг, приобретению финансовыми органами навыков управления государственным долгом и воздействия  на состояние финансового рынка. Основными тенденциями развитиями государственного долга явились: постепенное увеличение доли среднесрочного и долгосрочного долга  с отведенным краткосрочным операциям роли регулирования размеров кассовой наличности в бюджете; переход от выпуска ценностно-устойчивых займов (выраженных в товарной или золотой валюте) к денежным операциям; осознание и фактический переход к утверждению практики распространения государственных ценных бумаг исключительно на добровольной основе; твердое ориентирование политики государства.

К концу 20-х гг. государственный  долг вступил в стадию прочного и реального развития. Происходили рост курса всех государственных фондов и стабилизация их рентабельности.

Однако в 30-х гг. положительный  опыт работы по упрощению государственного долга постепенно утрачивался. Правительство  игнорировало объективные законы функционирования и развития финансовых отношений  в области государственного долга. Произошел полный отход от принципов  кредитной политики государства, выработанный в период возрождения на основе познания законов движения государственных  ценных бумаг на фондовом рынке. 

В послевоенный период выпуск займов носил в значительной степени  принудительный характер. Решение об отсрочке начальной даты выплаты  по облигациям на 20 лет, принятое в 1957 г., окончательно подорвало доверие  населения к государственным  бумагам. Величину государственного долга  предпочитали не называть.

В советское время в  основном использовались внутренние займы, которые осуществлялись ежегодно, начиная  с 1925 г. Особенно активно  и в значительных масштабах они проводились для  восстановления народного хозяйства  после Великой Отечественной  войны. При этом официальные данные о размещениях внешней задолженности  страны не публиковались, за исключением  крупных поставок по ленд-лизу (из США,  Великобритании и частично Канады) в годы Второй Мировой войны.

Только в 1964-65 гг. Внешторгбанк России заключил 9 соглашений о банковских кредитах на общую сумму 450 млн. руб. на 10-15 лет с английскими, французскими и итальянскими банками. В этот же период времени началось активное кредитование Советского Союза странами Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ). За период 1960-1980 гг. с этими странами было заключено  более 20 многосторонних соглашений о  сотрудничестве.

В 1988 г. Советское правительство  впервые объявило о дефиците государственного бюджета в размере примерно 100 млрд. руб., а в 1989 г. впервые была обнародована величина внутреннего  государственного долга – 400 млрд. руб. Величина внешнего долга была тайной. По данным зарубежных аналитиков. В 1989 г. СССР, имея внешнюю задолженность 28, 3 млрд. дол, в списке стран с  мягкой валютой занимала 12-е место. А в 1989 г. внешняя задолженность  оценивалась уже в  44,8 млрд. дол, а к концу своего существования  СССР уже оказывается на 2-м месте  по размеру внешнего долга, уступив  лишь 1-е место Бразилии.14

Подводя итоги внешних  заимствований Советского Союза, можно  отметить, заимствования осуществлялись умеренными темпами, обслуживание долгов осуществлялись строго по графику. Но в период «перестройки» произошел  резкий скачок в масштабах внешнего долга, который во многом усугубил и  без того сложный переход к  новым рыночным отношениям.

Когда Советский Союз распался, 8 бывших республик подписали договор  о разделении долга СССР.  Но с  течением времени Россия приняла  на себя все долги Советского Союза  с условием того, что к ней перейдут также и активы бывшего СССР.

Рост внутреннего долга  РФ в 90-е гг. был обусловлен выпуском в 1993-1998 гг. государственных бумаг  для покрытия дефицита бюджета и  принятием на государственный долг задолженности, возникшей до и сразу  после распада СССР. На государственный  долг списывалось также все текущее  бюджетное недофинансирование, приобретая суррогатные формы в виде переоформленных  задолженностей предприятиям АПК, текстильной, топливной промышленности и др.

  В 1995 г. только за счет размещения государственных облигаций было профинансировано 60% дефицита государственного бюджета. К октябрю 1997 г. внутренний долг, оформленный в ГКО-ОФЗ и облигациях сберегательного займа, достиг 12,5-13% ВВП. В 1998 г., когда обрушился рынок государственных ценных бумаг, все невыплаты по государственным ценным бумагам составили значительную часть государственного внутреннего долга РФ.

Таким образом, первая попытка  российских денежных властей создать  рынок государственных ценных бумаг, как известно, окончилась 17 августа 1998 г. полным провалом. Позитивная, по своей  сути, идея отхода от эмиссионного финансирования дефицита федерального бюджета посредством  предоставления ЦБ прямых кредитов правительству  и их замена выпуском ценных бумаг  реализовалась в то, что позднее  было названо "пирамидой ГКО", а в конечном итоге - системным  финансовым кризисом. Российское правительство  объявило дефолт по государственным  ценным бумагам, чем были вызваны  валютный и банковский кризисы, а  Россия фактически оказалась исключена  из мировой финансовой системы.

К лету 1998 года на выплаты  по ГКО/ОФЗ уходило до 70% доходов  бюджета. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. В результате из трех известных способов решения долговой проблемы - увеличение первичного профицита бюджета, эмиссии и дефолта правительство выбрало последнее. Девальвация рубля, с одной стороны, помогла еще в большей степени снизить объемы рублевых обязательств в долларовом выражении. 15

За последние годы в  результате проводимой Министерством  РФ бюджетной политики произошли  изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга  России. Согласно проекту федерального бюджета и прогнозу социально-экономическому развития Российской Федерации на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг., государственный  внутренний  государственный внутренний и внешний долг РФ в 2009 г., 2010 г. и 2011 г. должен составить соответственно 6,1 %,  6,7% и 7,2% ВВП.16

2.2 Современное состояние  внутреннего государственного долга  Российской Федерации

 

 В ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ дается определение:  внутренним  государственным долгом признаются  обязательства, возникающие в  валюте РФ. В соответствии с  п. 3 ст. 98 Бюджетного кодекса РФ  в объем государственного внутреннего  долга РФ включаются:

- основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам РФ;

-  объем основного долга по кредитам, полученным РФ;

- объем основного долга по бюджетным ссудам и кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  РФ.

Таким образом,  внутренний государственный долг – это общая  сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов, если они номинированы в национальной валюте - в рублях. Внутренний долг –  это способ пополнения государственной  казны за счет займа средств у  населения и юридических лиц  в валюте данной страны. 17

Специфика современного государственного долга РФ состоит в том, что, начиная  с 1993 г., в России активно формируется  рыночная форма госдолга – рынок  долговых ценных бумаг. Учреждение российского  рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центральным  банком Министерства финансов.  Внутренний госдолг может иметь форму  кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска  ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Долговые обязательства  различаются по срокам на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет). Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают: государственные краткосрочные облигации; государственные долгосрочные облигации; облигации государственного сберегательного займа; облигации внутреннего государственного валютного займа; казначейские векселя и обязательства: золотые сертификаты Министерства финансов РФ.18 Виды облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются  и имеют разный жизненный цикл. Держателями почти 40% государственных ценных бумаг, эмитированных Минфином РФ (на сумму около 1,5 трлн. руб.), являются банки.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  РФ продекларирован порядок обслуживания государственного внутреннего долга  РФ. Затраты по размещению, выплате  доходов  и погашению долговых обязательств РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга  РФ производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством РФ, путем осуществления  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним или  в иной форме.19

По состоянию на 1 января 1993 года, объем внутреннего долга  был равен 3,57 млрд. руб. Через пять лет этот показатель вырос  до 490,92 млрд. руб., то есть примерно на 150 раз  больше. А еще через десять лет  объем внутреннего госдолга достиг 1301,15 млрд. руб. Следует отметить, что  не все десять лет шла тенденция  увеличения госдолга, в 2001 и 2002 годах  наблюдается снижение долга соответственно на 3 и 4% от предыдущей стоимости, то есть погашение некоторой части долга. Резкий скачок в динамике объема внутреннего  долга наблюдается в 2010 г. (данные на 1 января 2010 г.), когда показатель по сравнению с данными на 2009 г. аналогичного периода увеличился на 594,91 млрд. руб., то есть был равен  2094,73 млрд. руб. (табл.1.2)20

Правительство РФ  с 2009 года начала постепенно наращивать государственный  долг, что было вызвано дефицитом  бюджета после кризиса. Правительство  приняло решение занимать как  на внутреннем, так и на внешнем  рынке.

Внутренний государственный долг России в ноябре 2010 года увеличился на 3,4% и составил 2579 млрд. рублей, в том числе 280,64 млрд. рублей – государственные гарантии. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5%. Объем долга в других бумагах за последний месяц не изменился. Наибольшую часть среди этих обязательств составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (830,16 млрд. руб., или 40,7 %). 21

2.3 Современное состояние  внешнего долга Российской Федерации

 

В настоящее время правовое регулирование внешнего долга России сосредоточено в бюджетном кодексе  РФ от 31 июля 1998 г. Внешний долг России определен ст. 6 как обязательства, возникающие в иностранной валюте. Договоры о заимствованиях заключаются  исключительно Российской Федерацией. В соответствии Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг – это долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов другими заемщиками перед  физическими или юридическими лицам, иностранными гражданами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются: объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией; объем основного  долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных  государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса, предельный объем внешних  заимствований не должен превышать  годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.22

Для того, чтобы определить возможности России по обслуживанию ее внешней задолженности, необходимо сначала сравнить ее параметры с аналогичными параметрами других стран  понять, какую позицию занимает Россия в мире. Основные параметры внешнего долга страны включают в себя общую сумму внешнего долга и его сумму в расчете на душу населения, темпы прироста и индексы роста указанных показателей; внешний долг в процентах к ВВП и экспорту и расходы по его обслуживанию, включая процентные платежи; официальные международные резервы в процентах к внешнему долгу.

Основными кредиторами России являются Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) и кредиты под  гарантии правительств стран ОЭСР. Кредиторы по основной части "союзного долга" - Парижский клуб (правительства крупных развитых стран). В роли кредиторов выступают также Лондонский клуб (объединение коммерческих банков), правительства стран, не являющихся членами Парижского клуба и в отношении некоторых российских внешнеторговых объединений иностранные коммерческие фирмы.

Информация о работе Государственный долг