Государственный бюджет: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении природы государственного бюджета, его функций и принципов, особенностей развития, а также проблем государственного долга.
При написании курсовой работы была использована различная литература. Наиболее ценная информация по данной теме была получена из учебников «Курс экономики» под редакцией Б.А. Рейзберга и «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией М.В. Романовского.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...….3
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в
в современном обществе ………………………………………….….4-13
Доходы государственного бюджета …………………………….……7-9
Расходы государственного бюджета ………………………….……10-13
Глава 2. Государственный бюджет в России …………………………………14-23
2.1 Особенности и динамика развития государственного бюджета ..14-17
2.2 Функции государственного бюджета ……………………………. 18-20
Глава3. Проблемы государственного долга в Российской Федерации …....24-27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………… …………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя!!!!!.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

       Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую  роль,  ориентируя  субъектов  хозяйствования  на  более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

      Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Переход к рыночной экономики создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных  размерах  денежные  средства,  необходимые  для проведения социальных программ.

       Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных поступлений. В частности, в Российском бюджете на 1992 год предусмотрен был такой специфический  вид  поступлений,  как  доход  от  распродажи объектов незавершенного строительства на конкурсной основе. В дальнейшем,  по мере завершения программы приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.

       Итак, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы:

1. Закрепленные, т.е. предписаны  к тому или иному уровню  бюджета.

2.  Регулирующие или  отчисления по регулирующим доходным  источникам.  Ежегодно расписывается  процентное соотношение распределения  тех или иных налогов по уровням бюджетов.

3. Дополнительные источники,  устанавливаемые самостоятельно  территориальными органами власти, плюс дотации и субвенции (строго целевые дотации), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Расходы бюджета

       Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

       Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

       Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

       По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного произ-водства ,стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.  Бюджетные расходы,  в силу своего перераспределительного  характера,  способны  играть  важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению отражает  выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с  общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные  мероприятия,  оборона,  управление . Структура бюджетных расходов названных групп в течение многих лет была у нас относительно стабильной, демонстрируя давно  сложившиеся  приоритеты  в  распределении  бюджетных средств. Основные ресурсы-примерно половина-направлялись на финансирование народного хозяйства, обеспечивая реализацию экономической функции государства; около трети на социально-культурные мероприятия.

       Динамика бюджетных показателей свидетельствует, что бюджет, особенно  в последние  годы,  был сильно перегружен расходами, связанными с экономической функцией государства, тогда как его социальная функция, ориентированная непосредственно на человека,  не получала необходимого финансового подкрепления для своей реализации, с переходом на рыночные основы  хозяйствования  акценты  в  распределении  бюджетных средств непременно сместятся,  отразив,  во-первых, усиление социальной  функции  государства,  во-вторых,  изменения  в содержании и направленности экономической функции.

       Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него, расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности : на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении  бюджетных  средств  и, изменяя  их,  добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

       Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

       Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низкорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.). В последние  годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного  финансирования  затрат,  обеспечивающих  простое воспроизводство  (на дотации уходила примерно пятая часть валового  национального  продукта),  резко  снизилась  роль бюджетных расходов  в решении структурных проблем народного хозяйства.

       Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения .Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное ,но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных  прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно опосредованно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов,  созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

       Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них использовалось от 25 до 30% валового национального продукта. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию НИОКР; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы.

       Разбалансированность отечественной экономики,  тяжелое финансовое положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств. Главная трудность в решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград,  а оценка бюджетных расходов  с  позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен,  что создает возможности  для  неэффективного  использования  бюджетных ассигнований.

       Замена бюджетного финансирования субсидиями, субвенциями и инвестиционными займами позволит реально перейти к использованию в практике бюджетной работы таких показателей, как финансоемкость и финансоотдача. Их практическое применение означало бы,  что разговор о приоритетах при определении направлений использования бюджетных средств  переместился из области простого декларирования в сферу принятия практических решений.

       Итак, расходы бюджета подразделяются на две группы:

1. бюджет текущих расходов

2.  бюджет развития,  куда включаются расходы,  связанные  с расширенным воспроизводством.

       Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производится только по защищенным статьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственный  бюджет в России

2.1 Особенности  развития государственного бюджета

Центральное место в системе  государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий  силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с  помощью государственного бюджета  денежные средства, государство через  финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом  политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач  и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном  виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования  общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и  расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования.

Как правило, сложившиеся  формы государственного управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах с  социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного госаппарата, основной её задачей  было обслуживание потребностей государственной  власти. Государственные финансы  подчиняли себе и средства предприятий  и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике  России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные  изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе  денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним  из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало  расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный  бюджет, бюджеты субъектов федерации  и местные бюджеты. Это стало  важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении  действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения  доходов бюджета, отмена монополии  на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее  определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов» (БК РФ, ст.6)[15] . Под  бюджетным устройством принято  понимать организацию бюджетной  системы и принципы её построения.

Бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

  • Первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • Третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции