Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении природы государственного бюджета, его функций и принципов, особенностей развития, а также проблем государственного долга.
При написании курсовой работы была использована различная литература. Наиболее ценная информация по данной теме была получена из учебников «Курс экономики» под редакцией Б.А. Рейзберга и «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией М.В. Романовского.
Введение ………………………………………………………………...….3
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в
в современном обществе ………………………………………….….4-13
Доходы государственного бюджета …………………………….……7-9
Расходы государственного бюджета ………………………….……10-13
Глава 2. Государственный бюджет в России …………………………………14-23
2.1 Особенности и динамика развития государственного бюджета ..14-17
2.2 Функции государственного бюджета ……………………………. 18-20
Глава3. Проблемы государственного долга в Российской Федерации …....24-27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………… …………………29
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории (БК РФ, ст. 6). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:
Консолидированный бюджет области
Областной бюджет
Бюджеты районов области
Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра
Бюджеты городских районов
Городские бюджеты
Сельские, поселковые и пр. бюджеты
Бюджеты городов районного подчинения
Районные бюджеты
Консолидированный бюджет РФ
– это федеральный бюджет и
консолидированные бюджеты всех
субъектов федерации. Консолидированные
бюджеты позволяют получить полное
представление обо всех доходах
и расходах региона или страны
в целом, они не утверждаются и
служат для аналитических и
Основные
параметры федерального
(млрд.рублей)
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Федеральный бюджет |
|||
Доходы - всего |
7 421,20 |
8 035,20 |
|
в том числе: |
|||
ненефтегазовые |
5 035,40 |
5 657,00 |
|
нефтегазовые |
2 385,80 |
2 378,20 |
|
Нефтегазовые доходы |
-2 385,80 |
-2378,2 |
|
в том числе: |
|||
нефтегазовый трансферт |
-2 093,00 |
-2008,4 |
|
резервный фонд |
-292,80 |
-369,8 |
|
фонд будущих поколений |
|||
Расходы - всего |
7 361,90 |
7 998,70 |
|
в том числе: |
|||
а) процентные |
213,13 |
247,72 |
|
б) непроцентные |
6 964,77 |
7 351,08 |
|
в том числе межбюджетные трансферты |
2 430,91 |
2 734,22 |
|
из них: |
|||
бюджетам других уровней |
926,26 |
888,11 |
|
государственным внебюджетным фондам |
1 504,65 |
1 846,11 |
|
в)условно-утвержденные |
184,00 |
399,90 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-2 326,50 |
-2 341,70 |
|
Нефтегазовый трансферт |
2 093,00 |
2 008,40 |
|
Дефицит с учетом нефтегазового трансферта |
-233,50 |
-333,30 |
|
Источники финансирования дефицита: |
233,50 |
333,30 |
|
привлечение |
569,34 |
746,29 |
|
погашение |
-335,84 |
-412,99 |
|
Внешние источники финансирования дефицита: |
-99,66 |
-108,21 |
|
привлечение |
28,18 |
28,67 |
|
погашение |
-127,84 |
-136,88 |
|
Внутренние источники финансирования дефицита: |
333,16 |
441,51 |
|
привлечение |
541,16 |
717,62 |
|
погашение |
-208,00 |
-276,11 |
|
Государственный долг Российской Федерации |
3 325,73 |
3 873,80 |
|
внешний |
1 068,25 |
1 054,56 |
|
внутренний |
2 257,48 |
2 819,24 |
2.2 Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
Принцип полноты учета
бюджетных доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что
все доходы и расходы бюджетов,
внебюджетных фондов и иные определенные
законом обязательные поступления,
подлежат отражению в бюджетах, бюджетах
внебюджетных фондов в обязательном
порядке и в полном объеме. Все
государственные и
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и
экономности использования
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все
расходы бюджета должны покрываться
общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления
не могут увязываться с
Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой
печати утвержденных бюджетов Бюджеты
всех уровней формируются и
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
2.3 Функции государственного бюджета
Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.
С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Межотраслевое и
Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).
Через
расходы и налоги
При
распределении финансовых
Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными
функциями государственного бюджета,
как основного финансового
1) Перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
2) Контроль за образованием
и использованием
Через государственный
бюджет перераспределяется
Бюджет способствует формированию
рациональной структуры общественного
производства, улучшению пропорций,
более эффективному использованию
бюджетных средств. В процессе бюджетного
планирования устанавливается наиболее
целесообразное соотношение между
централизованными и
Через государственный бюджет
перераспределяется, как известно,
не весь чистый доход, создаваемый на
предприятиях различных форм собственности
сферы материального
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налогов
выступает важным инструментом распределения
и вместе с тем стимулирования
экономики и повышения
В отношения с
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:
Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции