Государственный бюджет: структура и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении природы государственного бюджета, его функций и принципов, особенностей развития, а также проблем государственного долга.
При написании курсовой работы была использована различная литература. Наиболее ценная информация по данной теме была получена из учебников «Курс экономики» под редакцией Б.А. Рейзберга и «Бюджетная система Российской Федерации» под редакцией М.В. Романовского.

Содержание

Введение ………………………………………………………………...….3
Глава 1. Природа государственного бюджета и его необходимость в
в современном обществе ………………………………………….….4-13
Доходы государственного бюджета …………………………….……7-9
Расходы государственного бюджета ………………………….……10-13
Глава 2. Государственный бюджет в России …………………………………14-23
2.1 Особенности и динамика развития государственного бюджета ..14-17
2.2 Функции государственного бюджета ……………………………. 18-20
Глава3. Проблемы государственного долга в Российской Федерации …....24-27
Заключение …………………………………………………………………28
Список литературы ……………………………………… …………………29

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя!!!!!.docx

— 62.45 Кб (Скачать)

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории (БК РФ, ст. 6). Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных образований.

Консолидированные бюджеты  позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 

 

 

 

Консолидированный бюджет области  может быть представлен в виде следующей схемы:

Консолидированный бюджет области




Областной           бюджет




Бюджеты районов области





Бюджеты городов областного подчинения, в т.ч. областного центра




Бюджеты городских районов




Городские бюджеты





 

Сельские, поселковые и пр. бюджеты




Бюджеты городов районного подчинения




Районные бюджеты





 

 

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные  бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах  и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и  служат для аналитических и статистических целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Основные  параметры федерального бюджета  на 2009-2011 годы

                  (млрд.рублей)

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Федеральный бюджет

     

Доходы - всего

7 421,20

8 035,20

 

 в том числе:

     

ненефтегазовые

5 035,40

5 657,00

 

нефтегазовые

2 385,80

2 378,20

 

Нефтегазовые доходы

-2 385,80

-2378,2

 

в том числе:

     

нефтегазовый трансферт

-2 093,00

-2008,4

 

резервный фонд

-292,80

-369,8

 

фонд будущих поколений

     

Расходы - всего

7 361,90

7 998,70

 

в том числе:

     

а) процентные

213,13

247,72

 

б) непроцентные

6 964,77

7 351,08

 

в том числе межбюджетные трансферты

2 430,91

2 734,22

 

из них:

     

бюджетам других уровней

926,26

888,11

 

государственным внебюджетным фондам

1 504,65

1 846,11

 

в)условно-утвержденные

184,00

399,90

 

Ненефтегазовый дефицит

-2 326,50

-2 341,70

 

Нефтегазовый трансферт

2 093,00

2 008,40

 

Дефицит с учетом нефтегазового  трансферта

-233,50

-333,30

 

Источники финансирования дефицита:

233,50

333,30

 

        привлечение

569,34

746,29

 

        погашение

-335,84

-412,99

 

Внешние источники финансирования дефицита:

-99,66

-108,21

 

        привлечение

28,18

28,67

 

        погашение

-127,84

-136,88

 

Внутренние источники  финансирования дефицита:

333,16

441,51

 

        привлечение

541,16

717,62

 

        погашение

-208,00

-276,11

 

Государственный долг Российской Федерации

3 325,73

3 873,80

 

внешний

1 068,25

1 054,56

 

внутренний

2 257,48

2 819,24

 

 

2.2 Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплены следующие  принципы бюджетной системы Российской Федерации:

  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • сбалансированности бюджета;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджета;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы, ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы означает закрепление соответствующих  видов доходов (полностью или  частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств  внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает, что при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все  расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов Бюджеты  всех уровней формируются и исполняются  в пределах показателей единой бюджетной  классификации – группировки  доходов и расходов с присвоением  объектам классификации группировочных кодов.

Принцип достоверности бюджета  означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории; и реалистичность расчета  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств  означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета  находит свое выражение в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная) и контрольная.

       С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

 Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода  осуществляется в соответствии  с потребностями экономического  и социального развития регионов  и отраслей.

  Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

        Через  расходы и налоги государственный  бюджет выступает важным инструментом  распределения (регулирования) и  стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная  поддержка отдельным отраслям  хозяйства — авиастроению, космическим  программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности  и некоторым другим. Такая поддержка  зачастую связана с реализацией  высокоэффективных и быстроокупаемых  проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

       При  распределении финансовых средств  через бюджет важное значение  имеет социальная направленность  бюджетных средств. В социальной  политике основными приоритетами  являются поддержка наименее  защищенных слоев населения (пенсионеров,  инвалидов, студентов, малообеспеченных  семей), а также поддержка учреждений  здравоохранения, образования и  культуры, решение жилищной проблемы.

 Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

  Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными  функциями государственного бюджета, как основного финансового плана  государства, являются:

1) Перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) Контроль за образованием  и использованием централизованного  фонда денежных средств.

 Через государственный  бюджет перераспределяется около  50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для  межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов  с учетом требований наиболее  рационального размещения производительных  сил, подъема экономики и культуры  регионов РФ. В современных условиях  наиболее приоритетными выступают  агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт. 

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию  бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности  сферы материального производства.

  В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью налогов  выступает важным инструментом распределения  и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности  производства.

 В отношения с государственным  бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако  это не исключает возможности  перераспределения через бюджет  и части стоимости необходимого  продукта.

 Контрольная функция  бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели:

Информация о работе Государственный бюджет: структура и функции