Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетны

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа

Описание работы

В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение, они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Величина бюджетного фонда отражает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства и зависит от ряда факторов: уровня развития страны; методов хозяйствования на предприятиях, организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач; масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия …………………………………………… 3
2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России …………………………………………………………………….. 16
3. Из статистических сборников, периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации …………………………………..…………… 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..….. 33

Работа содержит 1 файл

Финансы, денежное обращение и кредит Антона.docx

— 206.13 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экономическая сущность  и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетный дефицит и источники его покрытия …………………………………………… 3

2. Государственный кредит, его сущность и функции. Внутренний и внешний долг России …………………………………………………………………….. 16

3. Из статистических сборников,  периодической печати подобрать цифровой материал за два-три года, характеризующий динамику вкладов населения в Сберегательном банке России и выданных потребительских кредитов. Дать оценку сложившейся ситуации …………………………………..…………… 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………..….. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность и функции государственного  бюджета. Состав и структура  доходной и расходной части  федерального бюджета. Бюджетный  дефицит и источники его покрытия.

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что:

1.  Возникают в распределительном  процессе, непременным участником  которого является государство; 

2.  Связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.

В  процессе  функционирования  бюджетные  отношения  получают  соответствующее  им  материально-вещественное воплощение, они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру.  Величина  бюджетного  фонда  отражает степень  централизации  финансовых  ресурсов  в руках  государства  и зависит от ряда факторов:    уровня развития страны;    методов хозяйствования на предприятиях, организациях, учреждениях;    решаемых обществом экономических и социальных задач;    масштабов намечаемых структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях и т.п.

Согласно  ст. 6  Бюджетного  кодекса «бюджет –  форма  образования  и  расходования  фонда  денежных  средств, предназначенных  для  финансового  обеспечения  задач  и  функций  органов  государственной  власти  и  местного самоуправления».

При изучении сущности бюджета  следует обратить внимание на применение термина «бюджет» в экономической  литературе. Он одновременно используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов: «форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти», «основной централизованный фонд денежных средств», «…совокупность … денежных отношений, … как основной финансовый план, …как важнейший финансовый регулятор». На рис. приведена аналогия между терминами.

Аналогия между терминами  «Финансы» и «Бюджет»

По мнению М.В. Романовского, правильнее было бы называть документ «бюджетным планом», в котором бюджет, как система  денежных  отношений,  выражен  количественно (суммарно).  Иными  словами,  составляется,  рассматривается, утверждается  и  исполняется  бюджетный  план –  основной  финансовый  документ  страны.  В  процессе  исполнения «бюджетного  плана»  образуется  и  используется «бюджетный  фонд» –  основной  государственный  централизованный денежный фонд. Соблюдение единого методологического подхода к терминологии можно проиллюстрировать следующим образом. На рис. трем понятиям соответствуют три термина.

Взаимосвязь между понятиями  и терминами

Сущность любой экономической  категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Бюджету  присущи функции финансов:

1. Распределительная: 

– образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

– использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).

2. Контрольная. 

Содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровнего (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход.

Контрольная  функция  заключается  в  том,  что  бюджетный  фонд –  через  формирование  и  использование  фонда денежных средств государства – отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

Благодаря этому свойству бюджетный фонд может «сигнализировать»  о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в  воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства бюджет играет большую роль в перераспределении национального дохода между отраслями.

Роль бюджета в перераспределении  валового национального продукта

[3; с. 5-7]

Доходы бюджетов, как установлено  в Бюджетном кодексе РФ, – это  денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. 

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги. 

Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу с 1 января 1999 г., дает следующие  определения налога и сбора. Под налогом понимается  обязательный,  индивидуально  безвозмездный  платеж,  взимаемый  с  организаций  и  физических  лиц  в  форме отчуждения  принадлежащих  им  на  праве  собственности,  хозяйственного  ведения  или  оперативного  управления  денежных средств,  в  целях  финансового  обеспечения  деятельности  государства  и (или)  муниципальных  образований.  Под  сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций или физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения  в  отношении  плательщиков  сборов  государственными  органами,  органами  местного  самоуправления,  иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В Налоговом кодексе РФ установлены принципы налогообложения, на основе которых строится и функционирует налоговая система.

Принципы построения налоговой  системы РФ

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам  относятся:   

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;   
  • доходы  от  платных  услуг,  оказываемых  бюджетными  учреждениями,  находящимися  в  ведении  соответственно федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  РФ,  органов  местного самоуправления;  
  • средства,  полученные  в  результате  применения  мер  гражданско-правовой,  административной  и  уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещении вреда, причиненного  Российской  Федерации,  субъектам  РФ,  муниципальным  образованием,  и  иные  суммы  принудительного изъятия;   
  • доходы  в  виде  финансовой  помощи,  полученной  от  бюджетов  других  уровней  бюджетной  системы  РФ,  за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;   
  • иные неналоговые доходы.

Актуальным является вопрос при формировании доходов бюджетов – распределение доходов по звеньям бюджетной системы РФ, которое проводится в целях выравнивания нижестоящих уровней бюджетов. Для этого в Бюджетном кодексе (БК) определены понятия «собственные» и «регулирующие» доходы.

Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством  РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:  

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;  
  • неналоговые доходы,  за  исключением доходов от  исполнения  имущества,  находящегося в  государственной  или муниципальной собственности;  
  • безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда и выступает средством горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов.

Регулирующие  доходы  бюджетов –  это  федеральные  и  региональные  налоги  или  иные  платежи,  по  которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы отчислений  определяются  БК  РФ  либо  законом  о  бюджете  того  уровня  бюджетной  системы  РФ,  который  передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня. Важно заметить, что на федеральном уровне утверждаются единые нормативы отчислений по каждому виду регулирующих доходов для всех субъектов РФ. В субъектах РФ для местных бюджетов могут устанавливаться как единые, так и дифференцированные нормативы (групповые или индивидуальные).

Различие собственных  и регулирующих доходов бюджетов определяется видом нормативного документа, который их устанавливает.  Собственные  доходы  регламентируются  законодательством (преимущественно –  налоговым),  а регулирующие доходы – бюджетным законодательством, включая БК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

 Как установлено БК РФ, в доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других  уровней  бюджетной  системы  РФ  для  целевого  финансирования  централизованных  мероприятий,  а  также безвозмездные перечисления. Однако эта норма подвергается справедливой критике, поскольку фактически ущемляются права субъектов РФ и муниципальных образований, так как в любой момент вышестоящими органами власти может быть принято решение о централизации части их доходов. 

Вопросы централизации/децентрализации  доходов бюджетов во всем мире носят  острый характер. В каждой стране индивидуально  подбирается  необходимый  уровень  централизации,  что  обусловлено  целым  спектром  факторов экономического и политического характера.

В этой связи, по мнению автора работы, обнадеживающе звучат слова доктора экономических наук Л.И. Прониной: «Оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами всех уровней, преимущественно путем использования принципа  распределения  ставок  налогов  и  законодательного  закрепления  на  постоянной (долговременной)  основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня, позволит сократить дотационность в бюджетной  системе  РФ,  повысит  заинтересованность,  а  также  ответственность  на  каждом  уровне  этой  системы  за собираемость налогов, рост налогового потенциала, обозначит сужение сферы перераспределительных процессов, уменьшит необходимость оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам».

«Оптимальное распределение» требует единственного критерия, но такого всеми признанного критерия пока нет и выработать  его  весьма  сложно.  В  России  нет  двух  бюджетов,  похожих  друг  на  друга  по  условиям  формирования  и исполнения.  Поэтому  введение  принципа  разделения  ставок  налогов  и  законодательного  закрепления  на  постоянной (долговременной) основе нормативов ведет к тому, что распределение налоговых поступлений между бюджетами разного уровня  будет  осуществляться  по  системе  критериев,  направленных  на  решение  задач  определенного текущего  или среднесрочного периода. [3; с. 12-13]

Управление расходами  – одна из важнейших проблем в  каждом государстве независимо от уровня развития экономики и поступлений в казну правительства. Как правило, это было связано с тем, что средства, выделенные из государственной казны для финансирования отдельных отраслей экономики или социальной жизни страны, оказывались недостаточными.

Управление расходами  строилось адекватно растущим задачам  государства и его бюджета. В современных условиях процесс управления расходами осложняется ограниченностью ресурсов на всех стадиях принятия государственных решений – от определения общего объема расходов до их распределения и финансирования.

Задачи управления расходами  включают три этапа:

  • определение политики, целей и необходимых для их достижения ресурсов;
  • распределение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей;
  • обеспечение выполнения конкретных задач наиболее эффективным образом.

Информация о работе Экономическая сущность и функции государственного бюджета. Состав и структура доходной и расходной части федерального бюджета. Бюджетны