Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы государственного бюджета
Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Состав доходов и расходов государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его регулирования
Динамика доходов и расходов государственного бюджета РК
Анализ государственных доходов РК
Анализ расходов государственного бюджета РК
Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 178.58 Кб (Скачать)

 

По поступлениям за использование природных и других ресурсов при плане за отчетный период 180,0 млрд.тенге в бюджет поступило 220,0 млрд.тенге или 122,2%. Перевыполнение плана сложилось за счет увеличения мировых цен на минеральное сырье по следующим поступлениям:

- по налогу на сверхприбыль  поступило 43,8  млрд. тенге  при плане 26,9 млрд. тенге или 162,9% к плану;

- по налогу на добычу полезных ископаемых при плане 89,3млрд. тенге поступило 99,0 млрд. тенге, что составило 110,9% к плану;

- по рентному налогу на экспорт поступило 6,5 млрд.тенге при плане 2,5 млрд. тенге или 260,9% к плану;

- по платежу по возмещению исторических затрат  при плане 4,1 млрд. тенге  поступило 4,9 млрд.тенге или 119,7% к плану.

По плате  за использование радиочастотного  сектора при  плане 4,4 млрд. тенге  поступило  10,9 млрд. тенге, из них 5,0 млрд. тенге поступил разовый платеж от оператора связи 3 G.

По налогам на международную  торговлю и внешние операции при  плане  585,3 млрд. тенге фактически поступило 615,3 млрд. тенге  или 105,1%, в  основном за счет сверхпланового поступления  в сумме 20,7 млрд. тенге по таможенным  пошлинам, налогам на ввозимые физическими  лицами товары для личного пользования  с применением единых ставок таможенных пошлин, налогов.

Неналоговые поступления  при плане 65,8 млрд. тенге фактически поступили в сумме 90,5 млрд. тенге, план исполнен на 137,5%.

Основное перевыполнение плановых показателей объясняются за счет поступлений:

- штрафов в сумме 8,2 млрд. тенге, которые не планируются;

- незапланированных дивидендов в сумме 7,9 млрд. тенге;

- части чистого дохода республиканских государственных предприятий в связи с увеличением фактических размеров над планируемыми показателями в сумме 0,8 млрд. тенге.

Поступления от продажи основного  капитала при плане 26,1 млрд. тенге  поступили в сумме 32,8 млрд. тенге или 125,6%.

Перевыполнение связано с незапланированными в отчетном периоде поступлениями  от реализации материальных ценностей  мобилизационного и  государственного материального резерва, в том  числе разового платежа в сумме 3,1 млрд. тенге.

По поступлениям трансфертов план исполнен на 82,1%.  За отчетный период для финансирования бюджетных программ развития при плане 1 200,0 млрд. тенге гарантированный трансферт в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан привлечен в размере 985,0  млрд.тенге.

По состоянию на 1 октября текущего года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило прямых налогов от организаций нефтяного сектора в сумме 2 316,1 млрд. тенге[3].

 

2.2 Анализ расходов государственного  бюджета РК

 

Расходы республиканского бюджета  (без учета погашения займов) по состоянию на 1 октября 2011 года составили 3 577,9 млрд.тенге, или исполнены на 97,2 % к плану финансирования по платежам на отчетный период в сумме 3 680,0 млрд.тенге (приложение 2).

Сумма неосвоения по республиканскому бюджету составила 102,1 млрд.тенге, или по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 9,6 млрд.тенге. Причины, повлиявшие на неосвоения бюджетных средств:

- объективные причины  – 4,2 млрд.тенге, из них экономия по государственным закупкам – 1,2 млрд.тенге (в том числе наибольшие суммы приходятся на МФ, МЗ по 0,2 млрд.тенге, МЧС, МТК, СОП – по 0,1 млрд.тенге); 3,0 млрд.тенге - экономия по фонду оплаты труда, снижение фактической потребности на выплату пособий по сравнению с прогнозной, изменение графиков отпусков, отчислений по налогам, выездов в командировки (в том числе наибольшие суммы отмечено по МФ – 1,3 млрд.тенге, ВС – 0,6 млрд.тенге);

- субъективные причины – 97,8 млрд. тенге, из них:

- 3,9 млрд.тенге – несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам, из-за отсутствия конкурентной среды, в том числе наибольшие суммы отмечено по МЧС - 2,0  млрд.тенге, МФ – 1,1 млрд.тенге;

- 82,8 млрд.тенге – в связи с несвоевременным проведением конкурсных процедур, переносом сроков их проведения, срывом поставщиками условий договора, несвоевременным представлением актов выполненных работ, счетов-фактур наибольшие суммы приходятся на КНБ (16,1 млрд.тенге), МЗ (12,9 млрд.тенге), МИНТ (10,1 млрд.тенге), МЧС (7,0 млрд.тенге), МОН (6,1 млрд.тенге), МСИ (5,2 млрд.тенге), МСХ (4,0 млрд.тенге), МФ (3,5 млрд.тенге), МЮ (2,8 млрд.тенге), МК (2,0 млрд.тенге), Генпрокуратура (1,9 млрд.тенге), АУЗР (1,8 млрд.тенге), ВС (1,5 млрд.тенге), МЭРТ (1,3 млрд.тенге), МООС (1,0 млрд.тенге);

- 1,6 млрд. тенге – некачественное планирование бюджетных средств, из них по 0,5 млрд.тенге в связи с переносом мероприятий государственных органов РК на более поздний срок  (МИД), с возвратом бюджетных средств местными исполнительными органами (МЭРТ) ;

- 9,6 млрд.тенге – несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ, их них наибольшие суммы отмечено по МФ – 3,6 млрд.тенге, КНБ – 2,7 млрд.тенге (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Исполнение государственного бюджета за 1 квартал 2011 года

 

Наибольшие суммы неисполнения приходятся на следующих администраторов:

- Комитет Национальной Безопасности РК – 19,3 млрд. тенге сложились по статье особые затраты;

- Министерство Здравоохранения РК – 13,6 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 038 «Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов Астаны и Алматы на материально-техническое оснащение медицинских организаций здравоохранения на местном уровне» – 6,0 млрд. тенге в связи с поздним проведением конкурсных процедур ТОО "СК-Фармация"; 036 «Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, за исключением направлений, финансируемых на местном уровне» – 2,0 млрд. тенге ввиду оплаты  за ГОБМП по факту оказания услуг (1,8 млрд.тенге), 019 «Создание информационных систем здравоохранения» - 1,8 млрд.тенге вследствие позднего проведения конкурсов;

- Министерство индустрии и новых технологий РК – 10,1 млрд. тенге, из них, в основном, по бюджетной программе 026 «Предоставление инновационных грантов в рамках направления «Производительность - 2020»» – 7,5 млрд. тенге из-за позднего проведения конкурсных процедур;

- Министерство финансов РК – 9,6 млрд.тенге, в том числе по бюджетным программам: 001 «Обеспечение бюджетного планирования, исполнения и контроля за исполнением государственного бюджета» - 3,7 млрд.тенге в связи с длительным проведением конкурсных процедур, несостоявшимися конкурсами по госзакупкам, несвоевременным представлением счетов-фактур, длительным подписанием договоров, экономией по госзакупкам; 026 «Строительство объектов таможенного контроля и таможенной инфраструктуры» - 1,6 млрд.тенге по причине реорганизации госучреждений на основании ППРК от 29.04.2011 №461; 038 «Субсидирование процентной ставки вознаграждения в рамках «Программы посткризисного восстановления (оздоровление конкурентоспособных предприятий)» - 1,2 млрд.тенге в связи с согласованием НПА; 033 «Развитие автоматизированной интегрированной информационной системы «Электронные государственные закупки» - 0,9 млрд.тенге из-за непредоставленных актов выполненных работ,  несостоявшегося конкурса, экономии по госзакупкам;

- Министерство по чрезвычайным ситуациям РК – 9,5 млрд.тенге, из них по бюджетным программам: 013 «Формирование государственного материального резерва – 4,3 млрд.тенге ввиду оплаты после фактической поставки товара, несостоявшегося конкурса из-за отсутствия поставщиков; 011 «Капитальные расходы подведомственных учреждений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан» - 2,0 млрд.тенге по причине оплаты после фактической поставки товаров, а также непредставлением  актов выполненных работ, экономией по госзакупкам; 002 «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - 1,4 млрд.тенге ввиду оплаты по факту поставки товаров, не представления актов выполненных работ, длительным проведением процедур госзакупок;

- Министерство образования и науки РК – 6,5 млрд.тенге, из них наибольшие суммы неосвоения приходятся на бюджетные программы: 005 «Строительство и реконструкция объектов образования и науки» - 2,4 млрд.тенге в связи с с отсутствием документов, подтверждающих обоснованность платежей; 055 «Фундаментальные и прикладные научные исследования» - 0,9 млрд.тенге и 052 «Внедрение системы электронного обучения в организациях среднего и технического профессионального образования» - 0,8 млрд.тенге по причине отсутствия документов, подтверждающих обоснованность платежей;

- Министерство связи и информации РК – 5,7 млрд.тенге, из которых наибольшие суммы неосвоения приходятся на бюджетные программы: 025 «Проведение государственной информационной политики» - 2,0 млрд.тенге из-за несвоевременного предоставления  документов к оплате; 031 «Сопровождение системы управления и мониторинга сетей операторов связи» - 1,8 млрд.тенге вследствие длительности заключения договоров;

- Министерство сельского хозяйства РК – 4,9 млрд.тенге, из них наибольшие суммы неосвоения приходятся на бюджетные программы: 029 «Строительство и реконструкция системы водоснабжения, гидротехнических сооружений» - 2,1 млрд.тенге в связи с отсутствием положительного заключения госэкспертизы на ПСД по 3 объектам, поздним направлением дополнительных договоров на регистрацию в департамент Казначейства, по факту сдачи объектов в эксплуатацию; 074 «Капитальные расходы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан» - 0,9 млрд.тенге по причине повторного конкурса по закупу автотранспорта, непредставления актов поставки товаров поставщиками ТОО "Азия Авто", ТОО "WBS";

- Министерство юстиции РК – 3,2 млрд. тенге, из них по бюджетным программам: 109 «Проведение мероприятий за счет резерва Правительства Республики Казахстан на неотложные затраты» - 1,2 млрд.тенге в связи с оплатой по факту оказания услуг по представлению и защите интересов государства; 001 «Правовое обеспечение деятельности государства», 003 «Содержание осужденных, подозреваемых и обвиняемых лиц», 018 «Капитальные расходы органов и учреждений  уголовно-исполнительной системы» - по 0,4 млрд.тенге из-за длительных сроков представления актов выполненных работ[3].

 

2.3 Макроэкономические показатели  исполнения государственного бюджета  и прогнозы

 

В течение последних лет  экономическая стратегия Республики Казахстан заключалась в достижении стабилизации макроэкономической ситуации, что означало сокращение дефицита государственного бюджета и реализацию жесткой  монетарной и кредитной политики. Принятая в 1997 году долгосрочная Стратегия  «Казахстан-2030» чётко определила совершенствование управления государственными финансами одним из наиболее приоритетных направлений реформ.

В настоящее время одной  из приоритетных задач в деятельности Министерства финансов является повышение  эффективности государственных  расходов и снижение их расточительности (таблица №2).

 

Таблица №2

Прогноз основных макроэкономических показателей государственного бюджета

Наименование

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Объём ВВП (млрд. тенге)

21 513,5

23 780,9

23 274

25 486

Реальный рост ВВП (%)

7,0

5,0

3,3

3,5

Инфляция (%)

7,8

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Обменный курс тенге к  доллару США, тенге за 1 доллар в  среднем за год

147,4

150

150

150

Поступления (млрд. тенге)

4 388,8

4 971,7

5 159,6

5 623,2

Расходы (млрд. тенге)

4 916,1

5 667,6

5 741,4

6 005,5

Дефицит (млрд. тенге)

-527,3

-695,8

-581,9

-382,3


 

Рост ВВП составил 7,1 %, промышленное производство возросло на 5,8 %, связь на 16,5 %.  Внешнеторговый оборот по сравнению с январем-июнем 2010 года увеличился на 44,7 %.

Статистические данные, характеризующие  ключевые индикаторы социально-экономического развития Казахстана за 1 полугодие 2011 года, приведены в таблице №3.

Таблица №3

Статистические данные социально-экономического развития

Наименование 

2009 год                   

2010 год                   

1 полугодие 2011 года                   

1

2

3

4

Валовый внутренний продукт, млрд.тенге

17 007,6

21 815,5

10 108,6 1

 в % к предыдущему  года в реальном исчислении

101,2

107,3

107,1

Объем промышленного производства, млрд.тенге

8 925,2

11 757,0

7 676,5

 в % к  предыдущему  году

101,7

110,0

105,8

Объем валовой продукции  сельского хозяйства, млрд.тенге

1 620,3

1 441,0

446,9

 в % к  предыдущему  году

113,8

88,3

101,5

Перевозки грузов всеми видами транспорта, млн.тонн

2 104,3

2 430,1

1 181,3

 в % к  предыдущему  году

96,0

115,5

118,9

Объем услуг связи, млрд.тенге

441,4

477,0

259,6

 в % к  предыдущему  году

108,3

105,0

116,5

Индекс потребительских  цен

     

к декабрю предыдущего  года, в %

106,2

101,7

105,1

в среднем за год к предыдущему  году, в %

107,3

107,1

108,4

Численность населения, тыс.человек

15 999,5

16 433,8

16 553,5

Среднемесячная номинальная  заработная плата, тенге

67 639,0

77 482,0

82 740

 в % к  предыдущему  году

111,4

114,6

113,8

Экспорт, млн.долл. США

43 195,7

59 216,6

44 916,3

 в % к  предыдущему  году

60,7

137,1

151,8

Импорт, млн.долл. США

28 408,7

29 760,0

16 642,7

 в % к  предыдущему  году

75,0

104,8

128,4

Сальдо торгового баланса, млн. долл. США

14 787,0

29 456,6

28 273,6

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования