Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.

Содержание

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
ВВЕДЕНИЕ
Теоретические основы государственного бюджета
Экономическая сущность и роль государственного бюджета
Состав доходов и расходов государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его регулирования
Динамика доходов и расходов государственного бюджета РК
Анализ государственных доходов РК
Анализ расходов государственного бюджета РК
Макроэкономические показатели исполнения государственного бюджета и прогнозы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 178.58 Кб (Скачать)

Состав и структура  доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной  и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических  и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и  методы формирования доходов и осуществления  расходов.

Подробный перечень и группировка  доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная  классификация — это систематизированная  группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация  обеспечивает тесную связь бюджета  с планами, прогнозами и программами  экономического и социального развития государства, с финансовыми планами  министерств и ведомств, организаций  и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.

Доходы классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории  включают: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвестиций; общее финансирование.

Остальные подразделения  характеризуют доходы в порядке  все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых  поступлениях класс означает налоговую  группу, подкласс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объект налога.

В расходах предусмотрена  функциональная и экономическая  классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм[2,45c.]. Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

Экономическая классификация  расходов распределяет их по экономическим  признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория  включает: текущие расходы, капитальные  расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработная плата рабочих и служащих — основная заработная плата рабочих и служащих.

Бюджетная классификация  позволяет всесторонне, четко и  адресно систематизировать поступления  и расходы для достижения высокой  оперативности управления с применением  средств автоматизации. [8, с.64]

 

1.3 Бюджетный дефицит и  способы его регулирования

 

В каждом бюджете желательно уравновесить, то есть сбалансировать доходную и расходную часть. Баланс — это равновесие, и при составлении  бюджета основным вопросом является достижение такого состояния денежных поступлений и расходов государства. Превышение доходов над расходами  образует бюджетный излишек (профицит). Он направляется на погашение государственного долга или может составить  свободные остатки бюджетных  средств (в республиканском и  местных бюджетах). Свободные остатки  бюджетных средств, образовавшиеся на конец бюджетного периода по завершенному бюджетному году, зачисляются на специальные  счета правительства республики и местных исполнительных органов  и используются на прирост оборотной  кассовой наличности, а затем на покрытие государственного долга соответствующего органа власти.

При отсутствии такой необходимости  решения об использовании данных средств принимаются соответствующими администрациями. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета. Наличие значительного  и постоянного дефицита характеризует  кризисное состояние финансов. Если уровнем дефицита считается 2—3% от величины валового внутреннего продукта страны. В таких случаях дефицит  может быть покрыт с помощью выпуска  государственных займов или эмиссии  бумажных денег. При значительном и  хроническом дефиците бюджета займы  не покрывают потребностей государства, которые обеспечиваются дополнительной (то есть сверх потребностей товарооборота) эмиссией денег, что ведет к развитию инфляции, нарушению законов денежного  обращения, обесценению денег, снижению доходов и падению жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит отражает состояние экономики, а его наличие  вызывается следующими причинами:

- общий спад производства в народном хозяйстве страны;

- рост издержек общественного производства;

- чрезмерный выпуск в обращение денег, не покрываемых товарными массами;

- преобладание в расходах бюджета значительных социальных расходов, не соответствующих уровню развития экономики;

- большие объемы финансирования военных расходов, на содержание военно-промышленного комплекса, на управление;

- крупномасштабный оборот «теневой» экономики;

- непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве.

Существуют следующие  способы покрытия бюджетного дефицита:

- государственные займы;

- увеличение налогообложения;

- эмиссия денег.

В свою очередь эмиссия  денег может выражаться как в  прямом выпуске денежных знаков в  обращение, так и косвенно — путем  выпуска казначейских обязательств и реализации их через Национальный банк коммерческим банкам, которые  увеличивают свои резервы и посредством  банковского мультипликатора увеличивают  количество денег в обращении.

Фискальная политика в  отношении бюджетного дефицита основывается на трех концепциях.

Ежегодно балансируемый  бюджет. Подобный бюджет до последнего времени считался целью фискальной политики. Однако такое состояние бюджета уменьшает стабилизирующую, антициклическую направленность фискальной политики. Сбалансирование бюджета может даже усугубить колебания экономического цикла. При наличии безработицы и падении доходов населения налоговые поступления автоматически сокращаются. В этом случае для сбалансирования бюджета государству необходимо либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо осуществить оба эти действия. Итогом будет сокращение совокупного спроса и еще большее падение производства.

Политика сбалансирования  бюджета может также усилить  инфляцию. При наличии инфляции повышение  денежных доходов автоматически  увеличивает налоговые поступления. Для ликвидации бюджетного излишка  государство должно принять следующие  меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные  расходы, либо использовать сочетание  этих двух мер. В любом из этих случаев  усилится инфляция.

Бюджет, балансируемый на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет балансируется  в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Для предотвращения спада  производства государство снижает  налоги и увеличивает расходы, намеренно  создавая дефицит. При последующем  подъеме экономики государство  увеличивает налоги и сокращает  расходы, а возникающие бюджетные  излишки направляются на погашение  дефицитов в годы спада. Таким  образом, проводятся антициклическая  фискальная политика и балансирование бюджета в течение экономического цикла. Слабым звеном этой концепции  является то, что спады и подъемы  могут быть не одинаковы по глубине  и длительности, что может нарушить циклическую сбалансированность бюджета.

Концепция функциональных финансов состоит в том, что их целью  является балансирование экономики  в целом для достижения макроэкономической стабильности, обеспечение неинфляционной полной занятости. Балансирование бюджета  при этой концепции является второстепенной задачей, допускается как наличие  дефицитов бюджета и государственного долга, так и бюджетных излишков.

Таким образом, после изучению теоретического материала по государственному бюджету можно сделать вывод, что государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть.

Бюджет, являясь комплексом документов, разрабатываемых одной  ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

 

2. ДИНАМИКА ДОХОДОВ И  РАСХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА  РК

 

2.1 Анализ государственных  доходов РК

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные  доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости  общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

По состоянию на 1 октября 2011 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 99,5% при плане 3 996,5 млрд. тенге фактическое поступление составило 3 978,2 млрд. тенге (приложение 1).

План государственного бюджета  на 1 октября 2011 года по налоговым поступлениям исполнен 106,1 % или перевыполнен на 165,3 млрд.тенге. Неналоговые поступления перевыполнены на 24,6  млрд. тенге, или на 37% (рисунок 1). Поступления от продажи основного капитала перевыполнен на 6,6 млрд. тенге.

План государственного бюджета  на 1 октября 2011года по налоговым поступлениям исполнен на 106,1% или с превышением на 165,4 млрд.тенге, по неналоговым поступлениям – на 137,5% или перевыполнен на 24,7 млрд.тенге, по поступлениям от продажи основного капитала – на 125,6 % или с превышением на 6,7 млрд. тенге и по поступлениям трансфертов исполнение составило 82,1%.

 

 

Рисунок 1 - Поступления государственного бюджета за I квартал 2011 года

 

Перевыполнение плана  по налоговым поступлениям, в основном, связано с улучшением экономической ситуации в стране.

На 1 октября по корпоративному подоходному налогу при плане  663,4 млрд. тенге в бюджет поступило 701,3 млрд. тенге, исполнение составило 105,7%. Наблюдается увеличение авансовых  платежей по отдельным налогоплательщикам.  Кроме того,  поступили разовые  незапланированные платежи в сумме 29,4  млрд. тенге.

План по индивидуальному  подоходному налогу выполнен на 103,3 %, или при плане 260,5 млрд. тенге в бюджет поступило 269,2 млрд. тенге, по социальному налогу план исполнен на 99,9%, при плане 209,8 млрд. тенге в бюджет поступило 209,6 млрд. тенге.

По НДС на товары внутреннего  производства исполнение составило 100,7 %, или при запланированной сумме 213,4 млрд. тенге в бюджет поступило 214,9  млрд. тенге. Возвращено НДС из бюджета 193,6 млрд.тенге.

По НДС на импортируемые  товары при плане 393,6 млрд. тенге поступило 427,3 млрд. тенге или исполнение составило 108,6% за счет роста импорта в страну. Так, за январь-август 2011 года рост импорта против соответствующего  периода 2010 года составил 22,3%. 

В целом по акцизам при  плане 52,5 млрд.тенге в бюджет поступило 56,0 млрд.тенге или 106,7 % ( таблица № 1 ).

Таблица № 1

Структура доходов государственного бюджета на 01.10.2011 г.

 

Наименование платежа

План ГБ

Факт ГБ

Отклонение            (Гр.3-Гр.2)

% выполн.       (Гр.3/Гр.2)

1

2

3

4

5

Корпоративный подоходный налог

663 446 693

701 251 180

37 804 487

105,7

Индивидуальный подоходный налог

260 484 843

269 198 362

8 713 519

103,3

НДС на товары внутреннего  производства

213 474 578

214 902 301

1 427 723

100,7

НДС на импортируемые товары, всего

393 564 491

427 301 971

33 737 480

108,6

Акцизы, всего

52 470 003

55 981 826

3 511 823

106,7

Акцизы на товары внутреннего  производства, всего

41 054 796

42 090 641

1 035 845

102,5

Акцизы на импортируемые  товары

11 415 207

13 891 186

2 475 979

121,7

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы финансирования и использования