Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5
1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5
1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11
1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20
2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24
2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24
2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27
2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29
3. Практикум……………………...………………………………….………..35
Заключение……………………………………………………………………36
Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38
Бюджетное
устройство любой страны определяется
формой государственно-правового
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью:
-
государственная целостность,
-
разграничение предметов
- равноправия и самоопределения народов РФ.
Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов, и являются базовыми для федеративного и бюджетного устройства государства.
Конституция
РФ определяет, что установление общих
принципов налогообложения и
сборов в Российской Федерации находится
в совместном ведении Российской
Федерации и субъектов
К бюджетам системы Российской Федерации относятся:
-
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
-
бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
- местные бюджеты, в том числе:
-
бюджеты муниципальных районов,
- бюджеты городских и сельских поселений 3
Таким образом, бюджетная система России состоит из трех уровней:
-
первый уровень – федеральный
бюджет Российской Федерации
и бюджеты государственных
-
второй уровень – бюджеты
-
третий уровень – местные
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Правила
и порядок регулирования
-
разграничение бюджетной
-
ведение федерацией бюджета,
- установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ;
-
отделение местных бюджетов от
государственных бюджетов и
Бюджетный федерализм, рассматриваемый с точки зрения установления и регулирования всей системы федеральных отношений, должен включать механизм договорно-согласительных инструментов, и этим он отличается от унитарных форм государственного устройства. Межбюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
-
обоснованность и
-
обоснованность распределения
- территориальная прозрачность бюджетно-налоговых отношений, разработка и правовое закрепление обязанностей полного территориального разреза федерального бюджета, отражающего как прямые межбюджетные и налоговые потоки, так и территориальное распределение всех классификационных позиций федерального бюджета по всем субъектам федерации;
-
обоснованность и многообразие
форм избирательной поддержки
отдельных регионов, определение
и правовое закрепление
-
обеспечение устойчивости
2.2
Анализ динамики сальдо
Анализ
динамики сальдо бюджета РФ (1991-200 г.г.)
показывает, что осуществление
Формирование рыночных отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных областях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства.
Преобразования сопровождались тяжелыми для страны последствиями, что нашло выражение в изменении не в лучшую сторону ряда ключевых экономических показателей. Одним из таких показателей является сальдо бюджета, которое было отрицательным.
Таблица 1
Дефицит бюджета РФ в 1991-1999 г.г. (миллиардов руб.)
Дефицит бюджета РФ в 1991-1999 г.г. (миллиардов руб.) | ||||||||
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
37,6 | 641,9 | 7943,6 | 65494 | 49105,2 | 94,2 | 127,9 | 155,3 | 444,4 |
Способы макроэкономической стабилизации, и в частности, балансирования бюджета РФ в 90-е годы прошли несколько подэтапов:
- 1 подэтап охватывал 1992 г. Проводилась ограничительная политика, близкая к жесткому типу. Она проявилась в ликвидации в результате либерализации цен денежного «навеса» и соответствующем сжатии денежной массы.
- 2 подэтап – середина 1992 г. И первая половина 1993 г. В результате проведения в середине 1992 г. взаимозачета образовавшихся на предыдущем этапе неплатежей, мощной кредитной эмиссии, макроэкономическая политика приобрела сверхэкспансионитский характер.
-
3 подэтап охватывал вторую
-
4 подэтап – вторая половина 1994
г. – первая половина 1995 г. отличается
противоречивостью и
- 5 подэтап, начавшийся с осени 1995 г., характеризовался поворотом к ужесточению макроэкономической политики, по ограничению государственных расходов. Которая приняла по многим параметрам черты ограничительного или даже жесткого типа. Фактически прекратилось кредитование ЦБ Минфина, дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфляционных источников (внутренние и внешние займы). Появились основания для вывода о позитивных сдвигах в области решения финансовых проблем. Произошло существенное сокращение дефицита бюджета.
- 6 подэтап – к середине 1997 г. обнаружились черты нового подэтапа: более четко появились тенденции к стабильному низкому уровню инфляции; начался переход к ужесточению налоговой дисциплины, особым мерам по стабилизации денежного обращения (денежная реформа), наметился рост производства. Дефицит бюджета был вновь сокращен. Вместе с тем нарастал государственный внутренний долг, пирамида ГКО приняла угрожающие размеры, происходило стремительное нарастание внешнего долга, в том числе скрытого. Кризис 1998 г. обнаружил несостоятельность прежней экономической политики.
-
7 подэтап – период стабилизации
(сентябрь 1998 г. – первая половина
1999 г.) связан с попытками изменить
курс экономической политики
за счет повышенной роли
2.3
Анализ динамики сальдо
Анализ бюджета РФ показывает, что начиная с 2000 по 2008 г.г., бюджет составлялся и исполнялся с профицитом.
Таблица 2.
Сальдо бюджета РФ в 2000-2010 г.г. (миллиардов руб.)
Сальдо бюджета РФ в 2000-2010 г.г. (миллиардов руб.) | |||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
2207,4 | 2266,5 | 111,9 | 1180,2 | 7761,9 | 1670,2 | 2258,8 | 2004,9 | 2014,2 | -2448,6 |
В России, в отличии от других стран, экономический рост наполовину был связан со значительным повышением цен на нефть, газ, другие виды сырья и материалов. В 1998-1999 г.г., например, цена на нефть была в размере 10-12 долларов за баррель, а в 2000 г. она повысилась вдвое, до 25 долларов за баррель. Это вызвало небывалый прирост ВВП в размере 10%, что во многом было следствием роста экспорта в 2000 г. на 41%, из которых рост на 28% связан с увеличением экспортных цен.
Затем в 2001-2002 г.г. цена на нефть колебалась между 20 и 23 долларами. Отсутствие роста цен на нефть и стабилизация в связи с этим размеров экспорта в 2000-2002 г.г. привели к сокращению темпов роста ВВП в 2001 и 2002 г.г. вдвое. Затем, с 2003 г., начался ежегодный значительный рост цен на нефть – они росли по 10 и более долларов за баррель в год и увеличились, таким образом, примерно с 22 долларов в 2002 г. до 69 долларов в 2007 г. Соответственно, росли цены на природный газ и другие виды сырья и материалов. В 2007 г. по сравнению с 2000 г.цены на уголь выросли в 2,3 раза, на медь – почти в 4 раза, на алюминий – в 1,7 раза, на никель – в 4,3 раза и т.д. Напомним, что все это, начиная с нефти и природного газа, - главные товары экспорта России: доля нефти и нефтепродуктов здесь около 40%, газа – 20%, метала – 15%, угля – 3%. 4
Приоритеты бюджетной политики в 2000-2003 г.г. не претерпели существенных изменений. Позиция системного подхода к формированию финансовой стратегии с учетом российской действительности по-прежнему не нашла отражения в разработке бюджетной политики.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования