Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».

Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.

Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.

В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;

- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;

- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5

1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5

1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11

1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20

2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24

2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24

2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27

2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29

3. Практикум……………………...………………………………….………..35

Заключение……………………………………………………………………36

Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государства в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.

     По  своему устройству Российская Федерация  – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

     Федеративное  устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической  сущностью:

     - государственная целостность, единство  системы государственной власти;

     - разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов;

     - равноправия и самоопределения  народов РФ.

Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов, и являются базовыми для федеративного и бюджетного устройства государства.

     Конституция РФ определяет, что установление общих  принципов налогообложения и  сборов в Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

     К бюджетам системы Российской Федерации относятся:

     - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов  Российской Федерации;

     - бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

     - местные бюджеты, в том числе:

     - бюджеты муниципальных районов,  бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга;

     - бюджеты городских и сельских  поселений 3

     Таким образом, бюджетная система России состоит из трех уровней:

     - первый уровень – федеральный  бюджет Российской Федерации  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

     - второй уровень – бюджеты субъектов  РФ (89 бюджетов: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

     - третий уровень – местные бюджеты  (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

     Правила и порядок регулирования бюджетного процесса с учетом интересов всех уровней власти составляют единство бюджетного федерализма и включают:

     - разграничение бюджетной системы  на федеральный бюджет и бюджеты  субъектов федерации;

     - ведение федерацией бюджета, налогов  и сборов, федерального фонда  регионального развития;

     - установление общих принципов  налогообложения и сборов в  РФ;

     - отделение местных бюджетов от  государственных бюджетов и налоговой  системы.

     Бюджетный федерализм, рассматриваемый с точки зрения установления и регулирования всей системы федеральных отношений, должен включать механизм договорно-согласительных инструментов, и этим он отличается от унитарных форм государственного устройства. Межбюджетный федерализм базируется на следующих принципах:

     - обоснованность и распределение  доходов, определение и правовое  закрепление автономных источников  доходов бюджетов всех уровней  с учетом ресурсного потенциала  территорий (имущества, недр, и др.), ранее полученных средств государственной поддержки;

     - обоснованность распределения расходов, распределение и правовое закрепление  между федеральным, субфедеральным  и местным уровнями ответственности  за выполнение отдельных социальных  и экономических функций;

     - территориальная прозрачность бюджетно-налоговых отношений, разработка и правовое закрепление обязанностей полного территориального разреза федерального бюджета, отражающего как прямые межбюджетные и налоговые потоки, так и территориальное распределение всех классификационных позиций федерального бюджета по всем субъектам федерации;

     - обоснованность и многообразие  форм избирательной поддержки  отдельных регионов, определение  и правовое закрепление критериев  организации межбюджетных и налоговых  потоков исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала территории;

     - обеспечение устойчивости бюджетно-налоговой  системы, разработка и правовое  закрепление процедур оценки  и учета бюджетно-налоговых последствий  действия законов и постановлений  правительства. 

     2.2 Анализ динамики сальдо бюджета  РФ (1991-2000 г.г.). Проблемы и способы  балансирования 

     Анализ  динамики сальдо бюджета РФ (1991-200 г.г.) показывает, что осуществление преобразований в российской экономике вызвало  коренные радикальные изменения  экономических отношений в нашей стране. Уже во второй половине 90 г.г. произошло окончательное разрушение плановых форм регулирования экономической жизни общества, системы рыночного распределения ресурсов. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковскую системы. Развивается система форм макроэкономической политики, ориентированная на воздействие на экономику.

     Формирование  рыночных отношений в России происходило  не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных областях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства.

     Преобразования  сопровождались тяжелыми для страны последствиями, что нашло выражение  в изменении не в лучшую сторону ряда ключевых экономических показателей. Одним из таких показателей является сальдо бюджета, которое было отрицательным.

     Таблица 1

     Дефицит бюджета РФ в 1991-1999 г.г. (миллиардов руб.)

Дефицит бюджета РФ в 1991-1999 г.г. (миллиардов руб.)
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
37,6 641,9 7943,6 65494 49105,2 94,2 127,9 155,3 444,4
 

     Способы макроэкономической стабилизации, и  в частности, балансирования бюджета  РФ в 90-е годы прошли несколько подэтапов:

     - 1 подэтап охватывал 1992 г. Проводилась ограничительная политика, близкая к жесткому типу. Она проявилась в ликвидации в результате либерализации цен денежного «навеса» и соответствующем сжатии денежной массы.

     - 2 подэтап – середина 1992 г. И  первая половина 1993 г. В результате  проведения в середине 1992 г. взаимозачета образовавшихся на предыдущем этапе неплатежей, мощной кредитной эмиссии, макроэкономическая политика приобрела сверхэкспансионитский характер.

     - 3 подэтап охватывал вторую половину 1993 г. и первую половину 1994 г., происходил переход к умеренной макроэкономической политике.

     - 4 подэтап – вторая половина 1994 г. – первая половина 1995 г. отличается  противоречивостью и непоследовательностью.  В целом происходило смягчение  макроэкономической политики, начатое  ранее: кредиты ЦБ Минфину выросли, на валютном рынке произошел обвал рубля, выросла инфляция. Сложившаяся динамика валютного курса усилила экспортные возможности сырьевых отраслей, что способствовало некоторой стабилизации производства.

     - 5 подэтап, начавшийся с осени  1995 г., характеризовался поворотом к ужесточению макроэкономической политики, по ограничению государственных расходов. Которая приняла по многим параметрам черты ограничительного или даже жесткого типа. Фактически прекратилось кредитование ЦБ Минфина, дефицит бюджета стал покрываться в основном за счет неинфляционных источников (внутренние и внешние займы). Появились основания для вывода о позитивных сдвигах в области решения финансовых проблем. Произошло существенное сокращение дефицита бюджета.

     - 6 подэтап – к середине 1997 г. обнаружились черты нового подэтапа: более четко появились тенденции к стабильному низкому уровню инфляции; начался переход к ужесточению налоговой дисциплины, особым мерам по стабилизации денежного обращения (денежная реформа), наметился рост производства. Дефицит бюджета был вновь сокращен. Вместе с тем нарастал государственный внутренний долг, пирамида ГКО приняла угрожающие размеры, происходило стремительное нарастание внешнего долга, в том числе скрытого. Кризис 1998 г. обнаружил несостоятельность прежней экономической политики.

     - 7 подэтап – период стабилизации (сентябрь 1998 г. – первая половина 1999 г.) связан с попытками изменить  курс экономической политики  за счет повышенной роли государственного  регулирования, осуществления промышленной политики. Для преодоления кризиса Правительством РФ был предпринят ряд экстренных мер по изменению границ «валютного коридора», реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам, введению временного моратория на выплат российским заемщикам денежных средств по иностранным займам и др. 

     2.3 Анализ динамики сальдо бюджета  РФ (2000-2010). Проблемы и способы  балансирования 

     Анализ  бюджета РФ показывает, что начиная  с 2000 по 2008 г.г., бюджет составлялся и  исполнялся с профицитом.

     Таблица 2.

     Сальдо  бюджета РФ в 2000-2010 г.г. (миллиардов руб.)

Сальдо  бюджета РФ в 2000-2010 г.г. (миллиардов руб.)
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
2207,4 2266,5 111,9 1180,2 7761,9 1670,2 2258,8 2004,9 2014,2 -2448,6
 

     В России, в отличии от других стран, экономический рост наполовину был связан со значительным повышением цен на нефть, газ, другие виды сырья и материалов. В 1998-1999 г.г., например, цена на нефть была в размере 10-12 долларов за баррель, а в 2000 г. она повысилась вдвое, до 25 долларов за баррель. Это вызвало небывалый прирост ВВП в размере 10%, что во многом было следствием роста экспорта в 2000 г. на 41%, из которых рост на 28% связан с увеличением экспортных цен.

     Затем в 2001-2002 г.г. цена на нефть колебалась между 20 и 23 долларами. Отсутствие роста цен на нефть и стабилизация в связи с этим размеров экспорта в 2000-2002 г.г. привели к сокращению темпов роста ВВП в 2001 и 2002 г.г. вдвое. Затем, с 2003 г., начался ежегодный значительный рост цен на нефть – они росли по 10 и более долларов за баррель в год и увеличились, таким образом, примерно с 22 долларов в 2002 г. до 69 долларов в 2007 г. Соответственно, росли цены на природный газ и другие виды сырья и материалов. В 2007 г. по сравнению с 2000 г.цены на уголь выросли в 2,3 раза, на медь – почти в 4 раза, на алюминий – в 1,7 раза, на никель – в 4,3 раза и т.д. Напомним, что все это, начиная с нефти и природного газа, - главные товары экспорта России: доля нефти и нефтепродуктов здесь около 40%, газа – 20%, метала – 15%, угля – 3%. 4

     Приоритеты  бюджетной политики в 2000-2003 г.г. не претерпели существенных изменений. Позиция системного подхода к формированию финансовой стратегии с учетом российской действительности по-прежнему не нашла отражения в  разработке бюджетной политики.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования