Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».

Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.

Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.

В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;

- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;

- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5

1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5

1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11

1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20

2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24

2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24

2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27

2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29

3. Практикум……………………...………………………………….………..35

Заключение……………………………………………………………………36

Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигаций находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

     Долговой  способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:

     I+G+Ex=S+T+Im (1), где I – инвестиции, G - государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

     Перегруппируем: (G-T)=(S-I)+(Im-Ex) (2)

     Из  этого равенства следует, что  при росте дефицита государственного бюджета либо увеличивается сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового  баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

     Механизм  внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой  делает ценные бумаги данной страны более  доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е.е обуславливает дефицит торгового баланса.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

     Достоинства подобного метода:

     - возможность получения крупных  сумм;

     - неинфляционный характер.

     Недостатки:

     - необходимость возвращения долга  и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу);

     - невозможность построения финансовой  пирамиды для выплаты внешнего  долга;

     - необходимость отвлечения средств  из экономики страны для выплаты  внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике.

     При дефиците платежного баланса возможность  истощения золотовалютных резервов страны.

     Итак,  все три способа финансирования государственного бюджета имеют  свои достоинства и недостатки.

     Однако,  совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явлениях как дефицит и профецит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

     Возникновение дефицита или профецита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

     Рассмотрим  особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при  увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.

     Бюджет  называется сбалансированным, если государственные  закупки и налоги увеличиваются  на одну и ту же величину (∆G=∆T).

      Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:

      ∆YG=   ∆G (3), где MPC – предельная склонность к потреблению.

     Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:

     ∆Y/∆G=1/(1-MPC) (4).

     Мультипликатор  ∆Y/∆G показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.

      Изменение автономных налогов приводит к изменению  дохода:

      ∆Yr=       ∆T (5)

     При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:

     ∆Y/∆T=-MPC/(1-MPC) (6)

     Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

     Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е.

     ∆Y=∆YG+∆Yr   (7)

      Следовательно

      ∆Y=    ∆G+  ∆T   (8)

      А поскольку  бюджет сбалансированный, т.е. ∆G/∆T, после замены получим:

      ∆Y=  ∆G+  ∆G=∆G 1   (9)

     т.е. мультипликатор сбалансированного  бюджета равен 1.

     Его экономический смысл: прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

     При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного  бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет  единичный мультипликативный эффект:

     ∆Y/∆G-∆Y/∆T=(1/1-MPC)-(MPC/1-MPC)=1   (10)

     Равновесный объем производства увеличится ровно  на величину прироста государственных  расходов.

     Когда идет речь о мультипликаторе сбалансированного  бюджета, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Должно сохранятся равенство

     ∆T=∆G   (11),

     где ∆T – все изменения доходов бюджета;

     ∆G – все изменения его расходов.

     Таким образом, если государственные закупки  и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно  на величину роста (сокращения) государственных  закупок и налогов. 

     1.3 Концепция бюджетной политики 

     Концепция ежегодного сбалансированного бюджета  состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния  экономики каждый год расходы  бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса. Следовательно, объема производства. То эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «подогрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

     Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного  бюджета ведет к усилению циклических  колебаний экономики, и исключат возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

     Концепция государственного бюджета, сбалансированного  на циклической основе, заключается  в том. Что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированным циклом и в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивается в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы. Сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

     Существенный  недостаток этой концепции состоит  в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности  и глубине (как правило, спады  более продолжительны и глубоки, а бумы относительно долги), поэтому  суммы профицита бюджета, который  можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

     Наибольшее  распространение получила концепция  «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-годов.

     Согласно  воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки, трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддерживания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трнсфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».

     В результате использования в большинстве  развитых стран в 1950-1960 годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х годов превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин инфляционных процессов.

 

      Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ 

     2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный  федерализм 

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования