Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа
Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».
Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;
- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;
- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.
- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.
Введение……………………………………………………………………..….3
1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5
1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5
1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11
1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20
2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24
2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24
2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27
2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29
3. Практикум……………………...………………………………….………..35
Заключение……………………………………………………………………36
Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигаций находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий:
I+G+Ex=S+T+Im (1), где I – инвестиции, G - государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.
Перегруппируем: (G-T)=(S-I)+(Im-Ex) (2)
Из
этого равенства следует, что
при росте дефицита государственного
бюджета либо увеличивается сбережения,
либо сокращаться инвестиции, либо
увеличиваться дефицит
Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е.е обуславливает дефицит торгового баланса.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
- возможность получения крупных сумм;
- неинфляционный характер.
Недостатки:
-
необходимость возвращения
-
невозможность построения
-
необходимость отвлечения
При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Итак, все три способа финансирования государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явлениях как дефицит и профецит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.
Возникновение дефицита или профецита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.
Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.
Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G=∆T).
Выведем мультипликатор сбалансированного бюджета алгебраически. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:
∆YG= ∆G (3), где MPC – предельная склонность к потреблению.
Совокупный мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:
∆Y/∆G=1/(1-MPC) (4).
Мультипликатор ∆Y/∆G показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора.
Изменение автономных налогов приводит к изменению дохода:
∆Yr= ∆T (5)
При снижении налогов располагаемый доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:
∆Y/∆T=-MPC/(1-MPC) (6)
Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.
Общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов, т.е.
∆Y=∆YG+∆Yr (7)
Следовательно
∆Y= ∆G+ ∆T (8)
А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. ∆G/∆T, после замены получим:
∆Y= ∆G+ ∆G=∆G 1 (9)
т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.
При
неизменном данном уровне инвестиций
мультипликатор сбалансированного
бюджета будет равен единице.
Финансируемое за счет налогов увеличение
государственных расходов имеет
единичный мультипликативный
∆Y/∆G-∆Y/∆T=(1/1-MPC)-(
Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.
Когда
идет речь о мультипликаторе
∆T=∆G (11),
где ∆T – все изменения доходов бюджета;
∆G – все изменения его расходов.
Таким
образом, если государственные закупки
и автономные налоги увеличиваются
(сокращаются) на одну и ту же величину,
то это ведет к росту (сокращению)
совокупного дохода, причем ровно
на величину роста (сокращения) государственных
закупок и налогов.
1.3
Концепция бюджетной политики
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса. Следовательно, объема производства. То эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «подогрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.
Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики, и исключат возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.
Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том. Что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированным циклом и в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивается в период бума (высокого уровня деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы. Сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.
Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно долги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.
Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-годов.
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки, трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддерживания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трнсфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».
В результате использования в большинстве развитых стран в 1950-1960 годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х годов превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин инфляционных процессов.
Глава 2. Особенности бюджетной политики
РФ
2.1
Бюджетная система России. Межбюджетный
федерализм
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования