Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: P************@gmail.com, 25 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является тема «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования».

Предметом исследования служат особенности бюджетной политики Российской Федерации.

Целью данной работы является исследование устройства бюджета Российской Федерации, а так же особенности бюджетной политики.

В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- структуру государственного бюджета и выявить его основные макроэкономические функции;

- сальдо бюджета, его виды, дефицит бюджета, способы его финансирования, мультипликатор сбалансированного бюджета;

- бюджетную систему России, межбюджетный федерализм;

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (1991-2000 гг.), проблемы и способы балансирования.

- анализ динамики сальдо бюджета Российской Федерации (2000 -2010), проблемы и способы балансирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….3

1.Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования……………….……………………………..…………………..5

1.1.Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции………………………………………………...5

1.2. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета ……..…11

1.3. Концепции бюджетной политики..……………………………….20

2.Особенности бюджетной политики РФ…...………….…………….....…..24

2.1.Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм…......24

2.2.Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………………….27

2.3.Анализ динамики и сальдо бюджета РФ (2000-2010 г.г.). Проблемы и способы балансирования………………………………………29

3. Практикум……………………...………………………………….………..35

Заключение……………………………………………………………………36

Список нормативных актов и литературы…………………………….....….38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

      Регулирующая  функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она  позволяет лишь отслеживать и корректировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводительный процесс.

      Современное понимание регулирующий функции  бюджета заключается в том, что  он объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. И в этих экономических процессах государство не выполняет роль стороннего наблюдателя, а само является активно действующим субъектом.

      Функция бюджетного обеспечения государственных  услуг (фискальная функция) предполагает обеспечение государства финансовыми  ресурсами для выполнения им своих  прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

      Государственные услуги – это услуги, оказываемые  юридическим или физическим лицам  органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями и иными юридическими или физическими лицами безвозмездно или по устанавливаемым органами государственной власти (органами местного самоуправления) ценам (тарифам) 2.

      Функция бюджетного обеспечения не ограничивается только предоставлением государственных  услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы, в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому эта функция связана с регулирующей бюджета и имеет свои специфические формы реализации. Так как фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу.

      В бюджетном обеспечении реализуется  роль государства как хозяйствующего субъекта, продающего общественный товар (публичную услугу).

Для того, чтобы повышать эффективность государственных услуг, недостаточно только наращивать их объемы; в равной степени необходимы создание условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности.

      Решение задачи экономического роста предопределяется эффективностью управления всей бюджетной  системой, которое в свою очередь  охватывает как бюджетные отношении  между органами власти различных  уровней, так и структурные, технические  и институциональные аспекты бюджетной системы и бюджетного процесса. Эти две стороны управления бюджетом практически невозможно разделить.

1.2 Сальдо  бюджета, его виды. Дефицит бюджета  и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного  бюджета. 

      Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

- когда  доходы бюджета превышают расходы  (T>G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

- когда  доходы равны расходам (G=T), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

- когда  доходы бюджета меньше , чем расходы  (T<G), сальдо бюджета отрицательное, т.е. имеет место дефицит государственного бюджета.

      На  разных фазах экономического цикла  состояние государственного бюджета  разное. При спаде доходы бюджета  сокращаются (так как сокращается  деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит  бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если он наблюдался) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

      Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым «негативным экономическим категориям» типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

      По  природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.

      Циклический дефицит – результат наступления  фазы спада производства, который  обусловливает сокращение поступления  доходов в бюджет в связи с  сужением сферы налогообложения  и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

      Структурный дефицит – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленное на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

      К причинам бюджетного дефицита можно  отнести:

- спад  общественного производства;

- рост  предельных издержек общественного  производства;

- массовый  выпуск «пустых» денег;

- излишне,  неоправданно раздутые социальные программы;

- возросшие  затраты на финансирование ВПК;

- оборот  «теневого» капитала в огромных  масштабах.

        Дефицит государственного бюджета  может быть профинансирован тремя  способами:

- за  счет эмиссии денег;

- за  счет займа у населения своей страны (внутренний долг);

- за  счет займа у других стран  или международных финансовых  организаций (внешний долг).

      Первый  способ называется эмиссионным или  денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

      Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в  том, что государство (Центральный  банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами.

      Достоинства эмиссионного способа финансирования:

- рост  денежной массы является фактором  увеличения совокупного спроса  и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обуславливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии. Эта мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объем), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

      Недостатки:

- главный  недостаток эмиссионного способа  финансирования дефицита государственного  бюджета состоит в том, что  в долгосрочном периоде увеличение  денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ  финансирования.

- Этот  метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к ещё большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

      Финансирование  дефицита государственного бюджета  за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство  выпускает ценные бумаги (государственные  облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования государственных расходов над доходами.

      Достоинства этого способа финансирования:

- Он  не ведет к инфляции, так как  денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

- Это  достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных  бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах  с удовольствием покупает государственные  ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

      Недостатки:

     По  долгам надо платить. Очевидно, что  население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

     Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде  не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значимы, что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование). Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловит высокую инфляцию.

     Как показали Саржент и Уоллес, чтобы  избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа  финансирования, а использовать его  в сочетании с долговым.

     Существенным  недостатком долгового способа  финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличений расходов бюджета государственных закупок и трансфертов и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффект вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования