Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ 5
2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 8
2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 8
2.2. Виды бюджетного дефицита 12
2.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
2.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2.5 Анализ бюджетного дефицита Самарской области 19
2.5.1 Структура бюджета Самарской области за 2008-2009 года и анализ 19
2.5.2 Итоги экономического развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее. 23
2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области 25
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 29
3.1. Сущность государственного долга 29
3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 31
3.3. Способы сокращения государственной задолженности 34
3.4 Государственный долг РФ в 2010 году и долговая политика на 2011-2012 годы. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 50
Приложение 2. 52
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
в
результате прямого заимствования
средств у иностранных
государств, частных компаний
и путем продажи
Последствия внешнего долга
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень.
Опасность
большого государственного долга связана
не с тем, что правительство может обанкротиться.
Подобное невозможно, поскольку, как правило,
правительство не погашает долг, а рефинансирует,
т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская
новые государственные займы и делая новые
долги для погашения старых. Кроме того,
правительство для финансирования своих
расходов может повысить налоги или выпустить
в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия
большого государственного долга, заключаются
в следующем:
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительная для экономики страны. Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Это ограничивает возможности инфляции.
Введение специальных налогов или повышение налоговых ставок позволит в краткосрочном периоде увеличить доходы бюджета, а значит, уменьшить государственный долг. В долгосрочном временном интервале это может привести к сокращению производства, сужению базы налогообложения и, следовательно, к уменьшению налоговых поступлений в казну.
В некоторых случаях
Существуют также статьи, секвестирование
которых невозможно (выплата
процентов по государственному
долгу и др.). Например, в США все федеральные
расходы делятся на две части—прямые
(обязательные) и дискреционные. К прямым
относят те расходы, которые регламентируются
постоянно действующим законодательством
(пособие по безработице, программы
медицинского обслуживания и т.д.).
К дискреционным—расходы, которые
зависят от конкретного состояния
дел в экономике и ежегодно рассматриваются
и утверждаются конгрессом США.
По данным статьям Конгрессом устанавливается
ежегодно лимит расходов. Если
фактические расходы начинали превышать
лимиты, то в действие вступал
механизм секвестирования, что
позволяло уменьшить бюджетный
дефицит и государственный долг. [17, с. 61]
Можно привести следующие пункты о государственном долге РФ на 2010 год:
• Объем государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 40,2 %, к концу 2012 года увеличится более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП.
• Объем государственного внутреннего долга увеличился в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года увеличится в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП.
• Объем государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в рублевом эквиваленте увеличился в 1,6 раза, к концу 2012 года увеличится в 2,8 раза, в долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
• С
ростом объемов государственного долга
увеличиваются расходы
• Возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности бюджета, характеризующее отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета.
• Объем консолидированного внешнего долга Российской Федерации (перед нерезидентами) в 2009 году превышает объем международных резервов Российской Федерации.
Основные
направления долговой политики
на 2010 - 2012 годы в виде самостоятельного
документа Минфином России не
разрабатывались, поскольку
Основные направления долговой политики на 2010 - 2012 годы представлены в составе Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (далее - основные направления бюджетной политики), согласно которому политика в области государственного долга Российской Федерации на 2010 — 2012 годы будет направлена:
-на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
-на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
-на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
Динамика государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2008-2012 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в Приложении 2.
Анализ показывает, что объем государственного долга в 2010 году составил 5 499,2 млрд. рублей, что на 1 575,8 млрд. рублей, или в 1,4 раза, больше показателя, утвержденного на 2009 год. Предусматривается некоторое снижение темпов роста объемов государственного долга (с 40,2 % в 2010 году до 17,8 % в 2012 году), а его объем в 2012 году по сравнению с 2009 годом увеличится в 2,1 раза.
В целях
определения безопасных уровней
объемов и структуры |
В течение 2007 - 2012 годов отмечается устойчивый рост показателя, характеризующего отношение государственного долга к ВВП (с 7,3% в 2007 году до 15,0% в 2012 году). Это, в свою очередь, является причиной роста величины расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета с 2,4 % в 2007 году до 5,8 % в 2012 году, или на 3,4 процентного пункта. Кроме того, в связи с ростом государственного долга и увеличением общего объема расходов федерального бюджета на погашение и обслуживание долговых обязательств в 2011-2012 годах наблюдается превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности бюджета, характеризующего отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета. В 2007 - 2012 годах отмечается его рост с 5,8 % в 2007 году до 14,6 % в 2012 году.
В настоящее
время ведущие международные
рейтинговые агентства
Расходы
федерального бюджета на
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году вырастет до 3,1 % по сравнению с 2 % в 2008 году. При этом индекс долговой устойчивости федерального бюджета (не более 6 %) не превышается.
Основными
направлениями бюджетной |
Наличие значительного внешнего долга у организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения в 2008 году около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Рост консолидированного внешнего долга повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны, отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, сдерживает развитие экономики, поскольку отвлекаются финансовые средства на погашение и обслуживание внешней задолженности.
По мнению
Счетной палаты, для соблюдения безопасного
уровня консолидированного внешнего долга
Российской Федерации целесообразно
определить функции органов исполнительной
власти и денежно-кредитного регулирования
(Минфин России, Минэкономразвития России,
Росстат, Банк России) по сбору и анализу
данных по консолидированному внешнему
долгу, в особенности внешнему долгу организаций
с преобладающим участием государства
в уставном капитале, и по принятию в случае
необходимости соответствующих мер по
устранению негативных тенденций, совершенствовать
систему внутреннего кредитования корпоративного
сектора.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: