Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ 5
2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 8
2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 8
2.2. Виды бюджетного дефицита 12
2.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
2.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2.5 Анализ бюджетного дефицита Самарской области 19
2.5.1 Структура бюджета Самарской области за 2008-2009 года и анализ 19
2.5.2 Итоги экономического развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее. 23
2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области 25
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 29
3.1. Сущность государственного долга 29
3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 31
3.3. Способы сокращения государственной задолженности 34
3.4 Государственный долг РФ в 2010 году и долговая политика на 2011-2012 годы. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 50
Приложение 2. 52
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПОВОЛЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
«Экономика и внешнеэкономическая
деятельность»
Курсовая работа
по экономической теории
на тему: Государственный бюджет и его дефицит.
Экономические
последствия государственного
долга.
Выполнил:
Студент группы Э-203
Филинова К.Д.
Проверил:
Мещерякова
Е.В.
Тольятти 2010
Ведущую, определяющую роль в
формировании и развитии
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Однако, данная системы зачастую сталкивается
с проблемами, выраженными в форме
бюджетной задолженности или бюджетного
дефицита. Его возникновение обусловливается
многими причинами, среди которых можно
выделить следующие: спад общественного
производства, завышенные расходы на реализации
принятых социальных программ, возросшие
затраты на оборону, рост теневого сектора
экономики, рост предельных издержек общественного
производства, массовый выпуск “пустых”
денег.
Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.
Данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.
При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации
Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
К числу основных особенностей относятся следующие:
1. Государственный бюджет
2. С помощью бюджета происходит
перераспределение
3. Пропорции бюджетного
4. Область бюджетного
Функции государственного бюджета
Сущность государственного бюджета
как экономической категории
реализуется через
государства, как фактически складываются
пропорции в распределении бюджетных
средств, эффективно ли они используются.
Особенности
государственного бюджета как экономической
категории накладывают
отпечаток и на выполняемые им функции.
Содержание функций, сфера и объект их
действия характеризуются определительной
спецификой. Так, содержание распределительной
функции бюджета определяется процессами
перераспределения финансовых ресурсов
между разными подразделениями общественного
производства. Ни одно из других звеньев
финансов не осуществляет такого многовидового
(межотраслевое, межтерриториальное и
т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский,
краевой, городской и т.д.) перераспределения
средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции
определяется тем, что в отношения с бюджетом
вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного
перераспределения является чистый доход;
однако это не исключает возможности перераспределения
через бюджет и части стоимости необходимого
продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том,
что бюджет объективно - через формирование
и использование фонда денежных средств
государства - отображает экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики. Благодаря этому свойству бюджет
может "сигнализировать" о том, как
поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, соответствует ли размер
централизуемых ресурсов
государства объему его потребностей
и т.д. Основу контрольной функции составляет
движение бюджетных ресурсов, отражаемое
в соответствующих показателях бюджетных
поступлений и расходных назначений.
Важнейшая функция бюджета — увеличение
объема совокупного спроса посредством
государственных закупок товаров и услуг,
в том числе и на военные цели.
Основные показатели
государственного бюджета
К основным
показателям государственного бюджета
относятся:
Состояние общегосударственных
В условиях функционирования
рыночных отношений трудно обеспечить
бюджетное равновесие. Страны
развитого рынка признали
объективность бюджетного дефицита
и приняли принципиально
новую политику—политику
Признание объективности
Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами. [2, с. 269]
Такие дополнительные доходы образуются главным образом в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов. Это требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.
Отсутствие положительного бюджетного
сальдо не следует связывать
исключительно с
Однако чаще всего дефицит
отражает кризисные явления
в экономике, ухудшение
показателей финансово-
В исключительных случаях превышение расходов над доходами становиться результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.
Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:
Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой—причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.