Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ 5
2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 8
2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 8
2.2. Виды бюджетного дефицита 12
2.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
2.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2.5 Анализ бюджетного дефицита Самарской области 19
2.5.1 Структура бюджета Самарской области за 2008-2009 года и анализ 19
2.5.2 Итоги экономического развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее. 23
2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области 25
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 29
3.1. Сущность государственного долга 29
3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 31
3.3. Способы сокращения государственной задолженности 34
3.4 Государственный долг РФ в 2010 году и долговая политика на 2011-2012 годы. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 50
Приложение 2. 52

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» 
 

Кафедра «Экономика и внешнеэкономическая деятельность» 
 

Курсовая  работа

по экономической теории

на тему: Государственный бюджет и его дефицит.

Экономические последствия государственного долга. 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент группы Э-203

Филинова  К.Д.

Проверил:

Мещерякова  Е.В. 

Тольятти 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Ведущую, определяющую роль в  формировании и развитии экономической  структуры любого современного  общества играет государственное  регулирование, осуществляемое в  рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. 

       Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

   Однако, данная системы зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.                                                                                                                                                                                                             

    Целью данной работы является раскрытие понятия  бюджетного дефицита  и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими   финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

    Данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока.

   При написании курсовой работы была использована научная экономическая литература различных авторов, сообщения средств массовой информации

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ

 

Государственный бюджет — это роспись (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Совокупность  бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда  страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично - и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

К числу  основных особенностей относятся следующие:

 
1. Государственный бюджет является  особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

 
2. С помощью бюджета происходит  перераспределение национального дохода, реже - национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

 
3. Пропорции бюджетного перераспределения  стоимости в большей мере, чем  у других звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

 
4. Область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе  государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.
 

Функции государственного бюджета

 
Сущность государственного бюджета  как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную  функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение  
государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Особенности государственного бюджета как экономической  категории накладывают  
отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой. Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет. 
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства. 
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов  
государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 
Важнейшая функция бюджета — увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели. 
 
Основные показатели государственного бюджета

К основным показателям государственного бюджета  относятся: 

  1. Доходы
  2. Официальные трансферты
  3. Расходы
  4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование)
  5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).

 

2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

         2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

         Состояние общегосударственных   финансов  является одним  из  важнейших  экономических   показателей  любой  страны. Как  только  государство  стало  планировать  свои  доходы и  расходы,  появилась  проблема  их  сбалансирования. Бюджетный  дефицит—превышение расходов  над  доходами государственного  бюджетного фонда—характерен   сегодня  для  большинства  развитых  стран.

          В  условиях  функционирования   рыночных  отношений трудно  обеспечить  бюджетное  равновесие. Страны  развитого  рынка признали  объективность  бюджетного  дефицита  и  приняли  принципиально   новую политику—политику  бюджетного  дефицита.

         Признание объективности  бюджетного  дефицита  в  условиях  рыночной  экономики  требует  рассмотрения  ее как объективной  экономической   категории  и  изучения  законов   ее  развития.

          Являясь  финансовой  категорией,  бюджетный  дефицит выступает  производным  от  государственного бюджета  и  выражает  его  состояние,  при  котором  доходы  не  покрывают  всех  расходов  в  силу  роста  предельных  общественных  издержек  производства,  что  приводит  к  отрицательному  сальдо бюджета.  С  этих  позиций  дадим  его  определение.  Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [2, с. 269]

          Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных   ценных  бумаг, осуществления   внутренних  и  внешних  займов. Это  требует  от  правительства   разработки  мероприятий  по  сокращению  бюджетного  дефицита,  поиска  эффективных  источников  покрытия.

          Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать   исключительно с  чрезвычайными   обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в структуре общественного производства.

         Однако  чаще  всего  дефицит   отражает  кризисные  явления   в  экономике,  ухудшение   показателей  финансово-хозяйственной   деятельности  субъектов  хозяйствования,  нарушение  экономических   связей,  неэффективность  налоговой  системы и т.д.  в  этом  случае  требуется  принятие  срочных  мер  со  стороны  правительства по  стабилизации  экономики,  реформированию  кредитно-финансовой  системы,  корректировке  бюджетной  политики.

         В  исключительных  случаях  превышение  расходов  над  доходами  становиться  результатом  чрезвычайных  обстоятельств (войн, стихийных  бедствий и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники финансирования чрезвычайных  расходов.

          Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета   является  следствием:

    • Чрезмерных  государственных  расходов;
    • Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
    • Циклических  спадов  в  экономике. .[ 2, с. 261]

        Вряд  ли  можно  однозначно  назвать основную  причину  бюджетного дефицита.    Для разных  стран и в разные  периоды развития  каждая  из  них могла быть  основной,  но  чаще  всего они воздействовали  одновременно.  Но  всякий  рост  государственных расходов,  не  подкрепленный увеличением доходов,  нарушает  бюджетное  равновесие,  создает  отрицательное  бюджетное  сальдо,  с  одной  стороны,   но   с  другой—причиной  бюджетного дефицита  могут  явиться  недостаточные  доходы  государства.  Принимая  во  внимание, что  основным  источником дохода  бюджета  являются  налоги,   следует  признать  тот  факт,  что  состояние  доходной  базы бюджета  определяется  состоянием  субъектов  хозяйствования  в  частности  и экономики  в  целом.

Информация о работе Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга