Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ 5
2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 8
2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 8
2.2. Виды бюджетного дефицита 12
2.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
2.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2.5 Анализ бюджетного дефицита Самарской области 19
2.5.1 Структура бюджета Самарской области за 2008-2009 года и анализ 19
2.5.2 Итоги экономического развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее. 23
2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области 25
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 29
3.1. Сущность государственного долга 29
3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 31
3.3. Способы сокращения государственной задолженности 34
3.4 Государственный долг РФ в 2010 году и долговая политика на 2011-2012 годы. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 50
Приложение 2. 52

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Облигационные займы призваны решать следующие  задачи в их контексте:

  • аккумулирования средств, поступающих от размещения облигаций займов и деятельности, связанной с реализацией областных программ и инвестиционных проектов;
  • финансирования областных программ, инвестиционных проектов и покрытия дефицита областного бюджета в соответствии с решениями администрации области;
  • исполнения обязательств по облигационным займам в соответствии с решениями администрации;
  • финансирования расходов, связанных с выпуском, обращением, погашением облигаций, осуществлением налоговых платежей, а также возмещения организационных расходов по займам;
  • создания необходимых дополнительных резервов для обеспечения проведения облигационных займов и финансирования инвестиционных проектов.
  • размещение временно свободных средств в финансовых активах;
  • создание резервов в соответствии с решениями администрации.

Одной из актуальных проблем является улучшение  благоустройства городов области. Этому должно способствовать также  рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии  действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из областного бюджета незаработанные средства.

Как один из источников предотвращения всплесков  расходов на здравоохранение необходимо предусмотреть профилактические мероприятия, к примеру, вакцинация против гриппа, что должно привести к уменьшению числа больных, следовательно, снижению расходов на оплату медикаментов, увеличению числа работающих в зимний период. Необходимо добиваться проведения санитарно – профилактических мероприятий на предприятиях с большими скоплениями граждан.

Исходя  из структуры поступлений в доходную часть бюджета, принимая во внимание значительную часть при его формировании налоговых поступлений, администрации  области необходимо эффективнее заниматься обеспечением благоприятного климата для предпринимательства, созданием экономических и правовых условий для развития малого бизнеса, предоставлением малым предприятиям финансово-имущественной и организационно-методической поддержки. Приведенные примеры мероприятий позволят рассчитывать на увеличение статей налоговых поступлений областного бюджета.

Также можно рассматривать для управления бюджетным дефицитом размещение облигационного займа. Такое решение было принято на заседании облправительства. Правительство выпустит ценных бумаг на 3 млрд. рублей. Эта сумма не противоречит законодательству, не поставит под угрозу экономическую безопасность бюджета и высчитывается из предполагаемых доходов бюджета на 2009 год. Верхний предел объема выкупа государственных ценных бумаг Самарской области до их погашения на рынке ценных бумаг на 2009 год составляет 3 млрд. 245 млн. рублей. Выкуп ценных бумаг министерство управления финансами может провести и до наступления даты их погашения. Это дает министерству дополнительные возможности при управлении государственным долгом Самарской области в условиях колебания цен на рынке ценных бумаг. 
 
 
 

                                          3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

     3.1. Сущность  государственного  долга

 

            Государственный долг-это сумма задолженности страны своим или иностранным юридическим и физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за  вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату. [16, с.23] В развитых странах государственный долг  определяют  также как общий объем непогашенных государственных  облигаций. Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется хронической  дефицитностью государственных  финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность,  накопившаяся  у  правительства,  в  результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых  бюджетных  дефицитов.

            В  соответствии  с  традиционной  точкой  зрения  государственные   займы  -  фактор  уменьшения  национальных  сбережений  и  сдерживания  накопления  капитала.  Этой  точки  зрения  придерживается  большинство  экономистов.  Однако  существует  другая  точка  зрения,  называемая  равенством  Рикардо,  которой  придерживается  небольшая,  но  очень  влиятельная  группа  экономистов.  В соответствии  с рикардианской точкой  зрения,  государственный долг  не  влияет  на  сбережения  и накопление  капитала.

           Как  снижение  налогов  и   бюджетный  дефицит  повлияют  на  состояние  экономики   с  традиционной  точки  зрения?

          Снижение  налогов,  финансируемое   правительством  за  счёт  займов,  будет  оказывать  воздействие   на  экономику  по  многим  направлениям.  Снижение  налогов   сразу  же  вызовет  рост  потребительских  расходов.  Рост  потребительских  расходов  влияет  на  состояние  экономики  как  в  краткосрочном,  так  и  долгосрочном  периоде.

           На  протяжении  краткосрочного  периода  увеличение  потребительских   расходов  приводит  к  росту   спроса  на  товары  и  услуги  и,  таким  образом,  к  росту  объёма  производства  и  занятости.  Однако  ставка  процента  будет  также  расти  из-за  обострения  конкуренции  между  инвесторами  в  связи  со  снижением  объёма  сбережений.  Повышение  ставки  процента  будет  сдерживать  инвестиции  и  стимулировать  приток  иностранного  капитала.  Курс  национальной  валюты  по  отношению  к  иностранным  валютам  будет  расти,  что  приведёт  к  снижению  конкурентоспособности  национальных  фирм  на  мировом  рынке. [18, с.33]

               В долгосрочном  плане сокращение  национальных  сбережений,  вызванное снижением налогов,  приведёт  к уменьшению  размеров  накопленного  капитала  и росту внешней задолженности.  Поэтому объём национального продукта  снизится,  а доля  в нём внешнего  долга возрастёт.

             Трудно  оценить  конечные  результаты  воздействия  снижения  налогов  на  экономическое   благосостояние  страны.  Жизнь   современного  поколения  улучшится   благодаря  росту  дохода  и  занятости,  хотя  весьма  вероятно.  Что  одновременно  повысится  и  темп  инфляции.  Тяжёлое  бремя  последствий  такого  бюджетного  дефицита  ляжет  в  основном  на  плечи  будущих  поколений:  они  будут  рождены  в  стране  с  меньшими  размерами  накопленного  капитала  и  большим  внешним  долгом.

          Рикардианский  анализ  влияния   бюджетной  политики  на  государственный   долг  основывается  на  логике  поведения  потребителя,  учитывающего  интересы  будущего. Какую  же  реакцию  может  вызвать   снижение  налогов  у  думающих  о  будущем  потребителей? Заботящийся  о  будущем  потребитель  понимает,  что  наличие  в  настоящее  время  государственного  долга  означает  повышение  налогов  в  будущем.  При  снижении  налогов,  финансируемом  за  счёт  роста  государственного  долга,  сами  налоги  не  уменьшаются:  они  просто  перераспределяются  во  времени.  Не  увеличивается  и  постоянный  доход  потребителя,  а  следовательно,  и  потребление.

            Общий  принцип  заключается   в  том, что  сумма  государственного  долга  равна  сумме  будущих  налогов,  и  если  потребитель  в  достаточной  мере  учитывает  будущие  события,  то  будущие  налоги  для  него  эквивалентны  текущим.  Следовательно,  финансирование  государственных  расходов  за  счёт  долга  равносильно  их  финансированию  за  счёт  налогов.  Эта  точка  зрения,  известная  как  рикардианское  равенство,  названа  так  в  честь  выдающегося  экономиста  XIX  века  Давида  Рикардо,  поскольку он  первым  обратил внимание  на  этот  теоретический  аргумент.

            Вывод  из  равенства  Рикардо   заключается  в  том,  что   финансируемое  за  счёт  долга   снижение  налогов  не  изменяет  потребления.  Домашние  хозяйства   сберегают  прирост  располагаемого  дохода  для  оплаты  предстоящего  в  будущем  повышения  налоговых  обязательств,  обусловленного  снижением  текущих  налогов.  Этот  прирост  личных  сбережений  равен  по  величине  снижению  государственных  сбережений.  Национальные  сбережения  -  сумма  личных  и  государственных  сбережений  -  остаются  неизменными.  Поэтому  снижение  налогов  не  приводит  к  тем  последствиям,  на  которые  указывает  традиционный  анализ.

           Однако  из  логики  анализа   равенства  Рикардо  не  следует,  что  любые  изменения   в  бюджетно-налоговой  политике  бесполезны.  Они  могут  существенно  повлиять  на  расходы  потребителя,  если  приводят  к  изменению  текущего  или  будущего  объёма  государственных  расходов.  Предположим,  например,  что  правительство  снижает  налоги  сегодня  потому,  что  оно  планирует  уменьшить  государственные  закупки  в  будущем.  Если  потребитель  считает,  что  это  снижение  налогов  не  вызовет  роста налогов  в  будущем,  он  будет  считать  себя  более  обеспеченным  и  увеличит  расходы  на  потребление.  Однако  именно  снижение  государственных  расходов,  а  не  уменьшение  налогов  стимулирует  потребление:  объявление  о  будущем  снижении  государственных  расходов  привело  бы  к  росту  текущего  потребления  даже  при  неизменном уровне  существующих  налогов,  поскольку это предполагает,  что через некоторое время налоги  уменьшатся. 

         

   3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия

 

          Различают внутренний  и  внешний   государственный долг. 

Внутренний  –это долг государства населению, субъектам  хозяйствования  своей  страны. Внешний—это  задолженность физическим, юридическим  лицам, правительствам других  стран. [16, с. 23]

           Внутренний долг  порождается  бюджетными  дефицитами, так  называемым  долговым  финансированием. Государственные  займы  выпускаются на  различные  сроки. И  поэтому государственный  долг бывает краткосрочным (до 1 года),  среднесрочным (до 5 лет)  и  долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее  обременительными  являются  краткосрочные долги, так как дата  их  погашения наступает очень быстро,  но   проценты по таким займам очень высокие. Большинство экономистов утверждают, что рост  внутреннего долга не  может привести к банкротству нации, так как это  долг  самим  себе. Кроме того,  государство  всегда  имеет  возможность  профинансировать  его  путем  повышения налоговых  ставок, выпуска  денег, рефинансирования.

           Вместе  с тем нельзя  недооценивать  негативные  последствия внутреннего   долга, потому что при определенных  условиях он  может  стать  серьезной  проблемой  для  экономики  страны. Рассмотрим некоторые  из  самых  ярких проблем.

          Рост  внутреннего долга  опасен  для  страны с низким  уровнем   доходов,  но   следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования  государственных ценных  бумаг является  альтернативой инвестированию  свободных денежных  средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми  темпами выпуска государственных ценных  бумаг может  привести к  сокращению  основного  капитала.

         Другая  опасность связана   с  тем,  что  государство,  продавая  ценные  бумаги, конкурирует   на  рынке  ссудного  капитала  с  частным  сектором.  В   результате конкуренции ставка  ссудного  процента  повышается, что  ведет к  совращению частных  инвестиций в  экономику  страны, чистого экспорта  и  частично  потребительских  расходов.

         Негативным  последствием роста   внутреннего  долга  является  увеличение суммы процентных  выплат по нему. Если  в  экономике  наблюдается стагнация или  спад  производства, то  процентные  выплаты  могут оказаться неподъемными  для  страны. Поэтому необходимо  постоянно отслеживать  динамику  соотношения между  внутренним долгом  и  объемом   национального производства. Если  долг  растет  медленнее, чем объем  валового внутреннего  продукта, то  это  означает уменьшение  его  доли в  национальном продукте. Если  же  темпы роста  внутреннего долга обгоняют  темпы  роста валового  внутреннего  продукта, то  доля  государственного долга в последнем будет   увеличиваться. Чтобы при этом  его последствия не  стали слишком тяжелыми  для экономики, правительство должно  предпринять определенные  меря  по  управлению  государственным долгом.

Информация о работе Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга