Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РФ на современном этапе экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО СУЩНОСТЬ 5
2.БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ 8
2.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения 8
2.2. Виды бюджетного дефицита 12
2.3.Концепции регулирования бюджетного дефицита 14
2.4. Финансирование бюджетного дефицита 16
2.5 Анализ бюджетного дефицита Самарской области 19
2.5.1 Структура бюджета Самарской области за 2008-2009 года и анализ 19
2.5.2 Итоги экономического развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее. 23
2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области 25
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 29
3.1. Сущность государственного долга 29
3.2. Виды государственного долга, причины возникновения и последствия 31
3.3. Способы сокращения государственной задолженности 34
3.4 Государственный долг РФ в 2010 году и долговая политика на 2011-2012 годы. 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложение 1 50
Приложение 2. 52

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

В отношении  отдельных сфер предоставления государственных  услуг реализуются пилотные проекты, направленные на повышение качества предоставления услуг, например, в сфере здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 19.05.2007 № 296 «Об утверждении Правил финансирования в 2008 году расходов на реализацию в  субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения» Самарская область являлась одним из 19 регионов Российской Федерации, вошедших в перечень субъектов, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.

Во исполнение норм федерального законодательства принято  постановление Правительства Самарской  области от 25.07.2007 № 109 «О реализации в Самарской области пилотного  проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения» и подписано Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Правительством Самарской области и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования об условиях реализации указанного пилотного проекта.

Реализация  пилотного проекта, направленного  на повышение качества услуг в  сфере здравоохранения в Самарской  области, позволила повысить качество предоставления медицинских услуг  населению (в частности, сократилось число жалоб от пациентов с 154 в течение года до реализации пилотного проекта до 53 за период его реализации, по данным социологического опроса процент удовлетворенных медицинской помощью граждан увеличился с 48 до 73% от числа опрошенных и т.д.), увеличить заработную плату медицинских работников, расходы на питание и приобретение медикаментов.

     Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 30.12.2006 № 848 «О мерах государственной  поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные  проекты модернизации образования» определено осуществить на конкурсной основе поддержку субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.

Самарская область вошла в список регионов – победителей конкурсного отбора с объемом субсидий из федерального бюджета на внедрение комплексных проектов модернизации образования в 2007 году в сумме 196213,2 тыс. рублей, в 2008 году – 221216,2 тыс. рублей.

Реализация  комплексного проекта модернизации образования предусматривает софинансирование за счет средств областного бюджета комплексного проекта в соответствии с конкурсной заявкой.

Во исполнение указанных норм постановлением Губернатора  Самарской области от 28.04.2007 № 77 утвержден комплексный проект модернизации образования в Самарской области на 2007–2009 годы, основной целью реализации которого является повышение качества образования в Самарской области. Для достижения указанной цели планируется реализация следующих мероприятий:

  • введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей;
  • нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений Самарской области;
  • развитие региональной системы оценки качества образования;
  • развитие сети общеобразовательных учреждений региона в целях обеспечения условий для получения качественного образования независимо от места жительства;
  • расширение общественного участия в управлении образованием;
  • организационное обеспечение реализации комплексного проекта.

Областным бюджетом на 2008 год были предусмотрены  средства, направляемые на внедрение  комплексного проекта модернизации образования в Самарской области, в сумме 883973 тыс. рублей.

Финансирование  указанных направлений расходов осуществлялось в рамках общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных министерству образования и науки Самарской области на соответствующий финансовый год.

Законом Самарской области «Об областном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» средства на реализацию указанных направлений предусмотрены министерству образования и науки Самарской области в полном объеме согласно реестру расходных обязательств министерства образования и науки Самарской области.

Таким образом, оценка потребности в предоставляемых государственных услугах физическим и юридическим лицам производится эпизодически, только по отдельным направлениям оказания государственных услуг и, как правило, не носит сравнительный характер, процедуры оценки потребностей не согласованы на областном уровне для главных распорядителей средств областного бюджета, курирующих оказание государственных услуг.

2.5.2  Итоги экономического  развития Самарской области за 2010 год и ожидаемые прогнозы на будущее.

 

   Депутаты  приняли к сведению информацию, изложенную в докладе заместителя министра экономического развития, инвестиций и торговли Любови Ивановой «Об итогах социально-экономического развития Самарской области за январь – июль 2010 года и ожидаемых итогах развития за 2010 год». По словам замминистра, положительные тенденции по итогам 1 полугодия преобладают почти во всех секторах региональной экономики, а динамика макроэкономических показателей области превышает среднероссийскую. В частности, индекс промышленного производства за январь-июль 2010 года составил 111,9% при среднероссийских 109,6%. Существенное снижение объемов производства отмечено лишь в сельском хозяйстве – индекс сельхозпроизводства составил 85,8% по отношению к 2009 году. Среди муниципалитетов области лидерами по росту индекса промышленного производства стали Тольятти и Кинель. Благодаря мерам господдержки АвтоВАЗа, объемы промпроизводства в Тольятти выросли на 25,3%, а в Кинеле, предприятия которого тесно связаны с АвтоВАЗом, на 98,6% по отношению к 2009 году. Уровень инфляции на потребительском рынке региона к концу 2010 года оценивается в 6,5%.

На основе анализа социально-экономической  ситуации, сложившейся в январе-июле 2010 года и ожидаемых результатов  за 2010 год, предложений органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления Самарской области, а также намерений крупных организаций области по своему развитию, областным минэкономразвития был разработан «Прогноз социально-экономического развития Самарской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Прогноз разработан в двух вариантах: консервативном и умеренно-оптимистичном. Депутаты одобрили доклад Любови Ивановой, в котором было отмечено, что при разработке проекта областного бюджета на 2011 -2012 и 2013 годы областное правительство ориентировалось на второй, умеренно-оптимистичный вариант прогноза экономического развития, согласно которому, валовый региональный продукт превысит докризисный уровень 2008 года в 2013 году на 11,5%.

В прогнозном периоде будет расти вклад  инфраструктурного комплекса, строительства, операций с недвижимым имуществом, социально значимых отраслей, таких как образование, здравоохранение, коммунальное хозяйство на фоне сокращения доли добывающей и обрабатывающей промышленностей, сельского хозяйства, торговли, государственного управления и стабильных позиций по производству и распределению электроэнергии газа и воды. В результате в 2013 году отраслевая структура экономики по второму варианту прогноза сложится следующим образом: промышленность – 34,2%, транспорт и связь – 15,2%, операции с недвижимым имуществом – 14,3%, отрасли социальной сферы – 12,8%, торговля – 12,5%, строительство – 5%, сельское хозяйство – 4,2%, прочие – 1,8%.

Основным  вопросом повестки дня заседания  комитета по бюджету стал вопрос «О проекте закона Самарской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», с докладом по которому выступил заместитель председателя Правительства Самарской области - министр управления финансами Павел Иванов.

Наибольший  удельный вес в общем объеме расходов составляют расходы по разделу «Межбюджетные трансферты», к которым относятся дотации, субсидии и субвенции муниципальным образованиям, а также страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Рост по данному разделу к уровню 2010 года составил 7,2 %. Это связано со значительным увеличением субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» с 25,6 млн. рублей (уровень 2010 года) до 1 млрд. рублей в целях привлечения большего объема софинансирования из федерального бюджета. Значительный удельный вес в общем объеме расходов областного бюджета составляют расходы на социальную политику (20,7 %) и здравоохранение, физическую культуру и спорт (10 %). Кроме того, за счет средств областного бюджета предусмотрены субсидии на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, на 2011 год в сумме 189,6 млн. рублей, что на 27% выше уровня 2010 года.

С учетом запланированных объемов доходов  и расходов областного бюджета в 2011 году дефицит областного бюджета  составит - 5 481 млн. рублей, или 7,3 % от общего объема доходов областного бюджета  без учета безвозмездных поступлений. Основными источниками финансирования дефицита в 2011 году запланированы государственные заимствования, средства от возврата ранее выданных бюджетных кредитов, остатки средств на едином счете областного бюджета. Обсудив законопроект, комитет принял решение рекомендовать Самарской Губернской Думе принять Закон об областном бюджете в первом чтении.

В заключение, депутаты приняли решение рекомендовать  принять в первом чтении закон  «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Законопроект устанавливает прогнозируемую сумму расходов Фонда на 2011 год в сумме 10,4 млрд. рублей, на 2012 год – 10,9 млрд. рублей, на 2013 год – 11,8 млрд. рублей.

2.5.3 Методы покрытия бюджетного дефицита Самарской области

 

Источником  покрытия бюджетного дефицита Самарской  области, являются поступления от продажи  земельных участков находящихся  в собственности субъекта РФ предприятиям, хозяйственным организациям и физическим лицам.

Также, судя по практике за 2008 год, источниками покрытия бюджетного дефицита могут быть:

  • изменения остатков бюджетных средств в структуре бюджета города;
  • бюджетные ссуды;
  • бюджетные кредиты.

Существуют  еще и следующие методы и источники, которые приведут к покрытию бюджетного дефицита, помимо запланированных в бюджете городской администрацией:

  • муниципальный облигационный заем – эмиссия муниципальных ценных бумаг;
  • рациональное использование средств бюджета:
  • сокращение потерь в области жилищно-коммунального хозяйства;
  • профилактические мероприятия в области здравоохранения;
  • создание благоприятных условий для предпринимательства;
  • оказание платных услуг муниципальными предприятиями.

Изменения, связанные с проводимой в стране налоговой реформой, ведут к сокращению доходной базы бюджета области. Безусловно, от органов местного самоуправления потребуется максимум усилий, чтобы обеспечить исполнение бюджета. В связи с этим, без привлечения заемных средств невозможно обеспечить в полном объеме финансирование расходов, необходимых для стабильной работы бюджетных учреждений и предприятий областного хозяйства. [13, с.178]

Использовать  деньги надо не по мере поступления  в бюджет, а когда это выгодно.

Область к зиме целесообразно готовить летом. Во-первых, сглаживается традиционный осенний всплеск инфляции. Во-вторых, работа обходится гораздо дешевле  без учета зимних коэффициентов.

Кроме того, не проведение работ может  вылиться в нежелательные для  экономики области проявления. К  примеру, внезапная авария собьет хозяйство  с нормального ритма, а отсутствие отопления увеличит число болеющих, что приведет к уменьшению числа  работающих граждан, к незапланированным расходам по содержанию лечебных учреждений, увеличению расходов на дотационные оплаты медикаментов.

Однако  летом наблюдается затухание  деловой активности. Налогов, следовательно, поступает меньше. Выход - занять деньги, когда они действительно нужны областному хозяйству.

Для привлечения  дополнительных средств в бюджет области есть возможность использовать менее затратный, по сравнению с  банковскими кредитами, рыночный инструмент - муниципальный облигационный заем. В данном случае, муниципальный облигационный заем выступает как форма привлечения средств для покрытия дефицита областного бюджета через эмиссию муниципальных ценных бумаг - от имени администрации города. Существующая практика показывает, что этот рыночный инструмент является менее затратным и более долгосрочным, а также дает возможность привлечь значительно большой объем средств, по сравнению с такой традиционной формой заемных средств, как банковский кредит. Поскольку средства предоставляются широким кругом инвесторов, которые, в отличие от банков, обычно не ограничены внутренними нормами распределения капиталов по различным видам вложений и нормативами максимального размера риска на одного заемщика банка.

Для обеспечения  дополнительных гарантий инвесторам - покупателям облигационных займов, а также создания дополнительной надежности системы облигационных займов рекомендовать три степени гарантии.

Первая - гарантия бюджета. В кассовом плане  каждого месяца в составе защищенных статей предусмотреть расходы на погашение.

Вторая  гарантия - кредитная линия, открытая в банке. Если бюджет не в силах  отдать долг, его погашает банк, а  у области остается задолженность  перед банком.

Третья  гарантия - образовать специальный  залоговый фонд обеспечения областных  облигационных займов из состава имущества, находящегося в собственности области, а также имущества, оформляемого в залог при реализации инвестиционных проектов.

Информация о работе Государственный бюджет и его дефицит. Экономические последствия государственного долга