Государственное управление на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

original Государственное регулирование экономики на макроуровне.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

Контроль цен, как утверждает наука и показывает опыт, не является средством преодоления инфляции. Необходимо дополнительно предусмотреть меры по устранению глубинных причин роста цен.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное регулирование  экономики в условиях рыночного  хозяйства представляет собой систему  типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Объективная возможность  государственного регулирования  появляется с достижением определенного  уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных  условиях государственное регулирование  является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные  задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение  прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка  экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования  определяются характером и остротой экономических и социальных проблем  в той или иной стране в конкретный период.

Все функции государства  можно условно объединить в две  группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы.

Вторая группа функций  государства связана с усилением  и развитием самой экономической  системы.

Государственное регулирование  в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

В рамках макроэкономических процессов  объектами регулирования могут выступать: экономический цижл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство.

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

Государство использует административно-распорядительные и экономические методы макрорегулирования.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Административно-распорядительные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения.

Экономические методы регулирования  воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные — опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Основой государственного регулирования экономического развития и темпов экономического роста в  Республике Беларусь являются формы и методы их опережающего отображения: прогнозы, долгосрочные концепции, генеральные схемы, проекты развития и т.д. При этом государственное регулирование экономического развития и экономического роста осуществляется в рамках общей концепции стратегического развития республики.

Те макроэкономические проблемы, что имеет республика Беларусь, могут быть устранены посредством  реформ. Этому способствуют следующие  факторы:

  • Беларусь не имеет значительного внешнего долга (хотя в последнее время он растёт и растёт за счёт кредитов МВФ, кредитов Китая и др.;
  • большая часть предприятий всё ещё принадлежит государству. Это даёт возможность приватизировать государственные предприятия и избежать губительного пути хаотической приватизации, по которому пошли многие страны с переходной экономикой;
  • географическое положение между ЕС и РФ даёт Беларуси шанс стать связующим звеном между двумя крупными экономическими блоками.

Следует также отметить высокий уровень квалификации рабочей  силы в Беларуси. Все эти факторы  дают шанс на успех, если будут предприняты  смелые реформы, притом что в обществе будет создано политическое и социально необходимое согласие на реализацию подобных реформ [5, с. 53]. 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование  экономики: Учебник / Н.Б. Антонова. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 775 с.
  2. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. – М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000. – 302 с.
  3. Бартенев С.А. История экономических учений: Учебник / С.А. Бартенев. – М.: Юрист, 2001. – 455 с.
  4. Башлаков Г.В. Оптимизация государственного регулирования переходной экономики в условиях инфляции. – Мн.: ИООО “Право и экономика”, 2003. – 115 с.
  5. Белорусская экономика на перепутье / К. Гайдук, Т. Линтовская, С. Парчевская, Я. Приве, Г-Й Херр, Р. Цику. – М.: Международная Организация Труда, 2004. – 265 с.
  6. Владимиров С.А. О некоторой обобщенной макроэкономической модели // Экономика и управление. – 2010. – №1. – с. 11 – 21.
  7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т. Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.
  8. Государственное регулирование экономики: курс лекций / Н.Б. Антонова,  А.Г. Завьялков, Г.А. Кандуаурова и др. Под общ. ред.  Н.Б. Антоновой. – Мн.: ООО “Мисанта”, 1997. – 360 с.
  9. Давыденко Л.Н. История экономических учений. Практикум: учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, В.И. Жук. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2008. – 192 с.
  10. Макроэкономическое регулирование в белорусской институциональной модели / А.И. Лученок, М.В. Маркусенко, О.Л. Шулейко и др. Под науч. ред. П.Г. Никитенко; Ин-т экономики НАН Беларуси. –  Мн.: Право и экономика, 2008. –  220 с.
  11. Мороз А.И. Оценка эффективности управления в современных условиях развития экономики // Экономика и управление. – 2010. – №1. – с. 65 – 70.
  12. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика, 2005. – 156 с.
  13. Проблемы социального развития Республики Беларусь в условиях перехода к рыночной экономике. Сборник научных трудов под ред. А.М. Стронгиной, Т.И. Какшинской. – Мн.: НИЭИ Минэкономики Республики Беларусь, 1998. – 269 с.
  14. Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (опыт России и Беларуси) / Под ред. М.А. Портного. – М.: МОНФ, 2000. – 364 с.
  15. Солдатенко М. Антимонопольная политика и конкуренция в Республике Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.library.by/portalus/modules/beleconomics/readme.php?subaction=showfull&id=1096017681&archive=0310&start_from=&ucat=5& . – Дата доступа: 08.05.2010.
  16. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 752 с.
  17. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 816 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное управление на макроуровне