Государственное управление на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

original Государственное регулирование экономики на макроуровне.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.

Важное место в системе  государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает  нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов.

Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация – обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат, к примеру, требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека [1, с. 55-58].

Для отличия производимых сходных товаров и услуг различных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги. Право на товарные знаки охраняется законом.

Разновидностью мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, устанавливаемых государственными и международными органами, является квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по странам или группам стран.

В системе мер государственного регулирования макроэкономики можно выделить четыре относительно самостоятельные, но в то же время тесно увязанные между собой направления:

  • планирование, программирование и прогнозирование;
  • финансово-кредитное регулирование;
  • антимонопольное регулирование;
  • дерегулирование экономики [1, с. 61].

2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

Центральным звеном в финансово-кредитной  системе является бюджет. Он представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В нем объединяются все основные финансовые институты – различные виды доходов и расходов. По сути, бюджет – это  годовой финансовый план формирования и использования денежных средств государства или соответствующих административно-территориальных единиц. Он разрабатывается в форме баланса и состоит из двух частей: доходы и расходы. Определение объема бюджета, его доходной и расходной частей осуществляется на основе бюджетного планирования исходя из прогнозных показателей социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц.

Организацию бюджетной  системы и принципы ее построения определяет бюджетное устройство. Бюджетное устройство в Республике Беларусь предопределено ее административно-территориальным делением. Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты как самостоятельные части. Республиканский бюджет является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления. Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. Республиканский бюджет и бюджеты областей и города Минска в совокупности образуют консолидированный бюджет республики.

Бюджет выполняет три основные функции: фискальную – создание финансовой базы функционирования государства; экономическую – реализация экономической политики государства, стимулирование развития экономики; социальную – перераспределение доходов, решение проблем социального развития. Государство через бюджет может регулировать рыночную экономику. С этой целью в процессе формирования и использования доходов и расходов применяются различные методы, из них наиболее важные: налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ; прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий; выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для поддержки предпринимательства, предупреждения диспропорций в развитии экономики. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, обязательных платежей и иных поступлений, определяемых законодательством Республики Беларусь. В бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства. Доходы республиканского бюджета подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления. К налоговым доходам относятся: прямые налоги на доходы и прибыль; налоги, взимаемые с фонда заработной платы; внутренние налоги на товары и услуги; доходы от внешней торговли и внешнеэкономических; прочие налоги, сборы и пошлины. К неналоговым доходам относятся: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности; административные сборы и платежи; поступления по штрафам и санкциям; прочие текущие неналоговые доходы; доходы от реализации основных фондов; доходы от продажи земли; капитальные трансферты за исключением безвозмездных поступлений. К безвозмездным поступлениям относятся поступления, получаемые государственными органами со стороны иностранных государств, от физических и юридических лиц, других государственных органов, международных организаций и правительств иностранных государств [5, с. 107-112].

Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития республики и соответствующей административно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законодательством Республики Беларуси и решениями местных Советов депутатов. Важнейшими регуляторами бюджетного регулирования являются: уровень централизации средств в бюджете; соотношение между республиканским и местными бюджетами; дефицит бюджета; соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами; структура государственного бюджета по источникам поступления и направлениям использования. Если задолженность государства накапливается, она превращается в государственный долг. Во всех странах с рыночной экономикой существуют бюджетные дефициты и государственный долг. Но если государственный долг превышает ВВП более, чем в 2,5 раза, появляется угроза стабильности экономики, устойчивости денежного обращения. Государственный долг может быть внутренним и внешним, краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 до 5 лет), долгосрочным (свыше 5 лет). Внутренний государственный долг - это долг государства своему населению. Внешний государственный долг - это задолженность государства иностранным государствам, организациям и отдельным лицам [16, стр. 695].

2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования – поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три направления  кредитно-денежного регулирования:

    • контроль над банковской системой;
    • регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии;
    • регулирование государственного долга [1, с. 222].

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства. Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Государственный долг регулируется через покупку или продажу  государственных обязательств, изменение  цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных инвесторов.

В большинстве стран  мира для кредитно-денежного регулирования используются общие и селективные инструменты. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: операции на открытом рынке, учетная ставка процента, нормы обязательных резервов. Селективные используются для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д. Как правило, центральный банк изменяет доступность некоторых видов кредита посредством контроля, регулирования риска и ликвидности банковских операций.

Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой [8, с. 27-28].

2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Антимонопольное регулирование – это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному соперничеству и направленная на создание и поддержание честной конкуренции [17, стр. 456].

Антимонопольное регулирование  обеспечивает соблюдение установленных “правил игры” на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира:

    • обеспечение и сохранение конкуренции;
    • контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами;
    • контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.);
    • защита интересов потребителя;
    • защита и поддержание малого и среднего бизнеса [8, с. 116-117].

Меры антимонопольного регулирования в зависимости  от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады.

Основные направления  антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение Установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции.

Антимонопольное регулирование  в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США – на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран.

Основное содержание антимонопольного законодательства РБ, направленное на основные виды противозаконной монополистической деятельности, можно сформулировать в следующем виде: действия хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение конкуренции (либо законных интересов других хозяйственных субъектов), соглашения хозяйствующих субъектов, которые ограничивают конкуренцию, акты и соглашения органов управления, ведущие к ограничению конкуренции. В соответствии с Законом Республики Беларусь “О противодействии монополистической деятельности” контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, может быть осуществлен посредством разукрупнения хозяйствующих субъектов, занимающих лидирующие позиции. Предусматриваются меры и к недопущению создания, слияния и объединения хозяйствующих субъектов, а также меры по содействию развития товарных рынков и конкуренции [15].

Информация о работе Государственное управление на макроуровне