Государственное управление на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

original Государственное регулирование экономики на макроуровне.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой “закон рынка”, согласно которому предложение само создает спрос. Но принцип был верен только для бартерной торговли. Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического направления, отстаивали традиционные ценности капиталистической экономики, также отдавая предпочтение экономической свободе, частной инициативе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему [9, с. 43-44].

Революционный переворот  в экономической теории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.

В качестве основополагающего  принципа Д. Кейнс выдвигал также принцип “эффективного спроса”, т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности [3, стр. 208]. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами  ведущих западных стран в своей  социально-экономической политике после второй мировой войны. Они  дали неплохие результаты, особенно в  социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики  социально ориентированная экономика. Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места (стагфляция).

Все это вызвало появление  новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги – это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной [9, с. 76-82].

Все три школы были основаны на необходимости возрождения рыночного саморегулирования и стимулирования частного предпринимательства.

В конца 70-х - начала 80-х годов  появилась школа П. Самуэльсона, школа “великого неоклассического синтеза”, получившая название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства [9, с. 113-114].

 

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

 

Все экономические функции государства можно условно объединить в две группы.

Первая группа включает функции, обеспечивающие и поддерживающие функционирование рыночной системы. Это создание и поддержание правовой базы. Государство определяет и поддерживает, обеспечивает соблюдение определенных правил “рыночной игры”.

Вторая группа функций  государства связана с усилением  и развитием самой экономической  системы. Она включает меры, стабилизирующие  экономические процессы и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость, влияющие на инфляционные процессы и  т.д. Такая функция государства, как защита экономического правопорядка и экономической безопасности служит опорой любой хозяйственной системы, а для рыночной экономики, которая основана на взаимовыгодных сделках равноправных партнеров, при свободе выбора является важнейшей. Законодательные и правоохранительные действия государства призваны преодолевать диктаторские формы хозяйствования, а грубые и силовые, наносящие ущерб, пресекать. Государство может и должно не допускать нарушения норм и правил поведения на рынке.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области  экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Целевая функция включает множество целей, соединенных в единую систему, имеющую определенную иерархическую структуру. В связи с тем, что регулирующий потенциал государства ограничен, цели в иерархической структуре размещаются по степени их важности и по времени реализации. Формирование целевой функции – сложный процесс, он связан с определением стратегических направлений социально-экономического развития, принятием соответствующих решений и выработкой механизма их реализации [1, с. 43-45].

Формирование “дерева целей” социально-экономического развития страны связано, с одной стороны, со всем обществом, с другой – с государственной властью. При формировании “дерева целей” выделяют генеральную и конкретные цели государственного регулирования экономики.

Генеральной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация его к изменяющимся условиям. Достижение генеральной цели требует реализации множества конкретных целей, которые в совокупности с генеральной образуют дерево целей.

Стратегической долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании [8, с. 50].

2.2. СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

Государственное регулирование  в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования – народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов – это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый  крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура народного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство [8, с. 56-58].

Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь затяжного перехода к рынку в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности;   процессы разгосударствления; демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды;   формирование и развитие системы предпринимательства;  развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения;  окружающую среду; внешнеэкономические связи [10, с. 21-22].

 

2.3. ФОРМЫ  И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ

 

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

По форме участия государства  в регулировании экономики и методам его влияния на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной  власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д. Административно-распорядительные методы государственного ре-гулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях их роль возрастает.

Экономические методы регулирования  воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.; косвенные – опосредованно, например, через налоги, кредитование.

Структура используемых методов  зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые и административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту  государственного регулирования экономики принадлежит амортизации и ускоренной амортизации. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Информация о работе Государственное управление на макроуровне