Государственное управление на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.

Содержание

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

original Государственное регулирование экономики на макроуровне.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

    2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

 ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ

 

Одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Цены регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие.

Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. В условиях рынка цену определяют спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов – внутренние и внешние. Внутренние, т.е. факторы микроэкономического уровня зависят от деятельности предприятия, фирмы.

Внешние, макроэкономические факторы не зависят от деятельности предприятия, они учитывают изменение  общеэкономических пропорций, условий  в стране и за ее пределами. На цены непосредственно влияют масштабы их государственного регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Наличие и уровень конкуренции между производителями или потребителями, характер спроса также отражаются на ценах. Преодоление высокой степени монополизма в отечественном производстве и создание конкурентной среды – одно из основных условий формирования рынка и стабилизации цен в республике. На уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика. По способу установления и степени регулирования органами государственной власти выделяют регулируемые и свободные (договорные) цены. Регулирование цен может осуществляться в различных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен, предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам, регламентации отдельных элементов цены (прибыль, надбавки, наценки) [10, с. 74-76]. Ценовая политика Республики Беларусь направлена на сдерживание темпов инфляции путем регулирования в кредитно-денежной и валютной сферах, снижения уровня затрат на производство продукции и услуг. Формирование и регулирование цен основано на использовании традиционных, преимущественно экономических инструментов кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной и таможенной политики. Учитывая неразвитость в стране рыночных отношений, отставание институциональных и структурных преобразований, недостаточно сформированную конкурентную среду, монетарные методы ценового регулирования дополняются активным воздействием государства на инфляцию издержек, связанных с производственными затратами [4, с. 86].

 

 

2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

Государственное регулирование  трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его воспроизводящий цикл – формирование, распределение и использование. Государственное регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения.

Система государственного  регулирования складывается под  влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда. Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д. И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

Государственное регулирование  трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы. В составе способов регулирования гос. рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения [10, с. 84-86].

Сближение спроса и предложения  на рабочую силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом государственного регулирования рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер [7, с. 148],

В условиях формирования рыночных отношений приоритетной задачей становятся выработка и осуществление нового содержания государственного регулирования занятости – одной из основных жизненно важных потребностей. Важнейшими принципами государственного регулирования занятости являются:

    • равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
    • обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
    • обеспечение трудовой мобильности;
    • государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
    • единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
    • сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
    • межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости [1, с.628].

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Рыночная экономика может  эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные "сигналы" — цены — для принятия решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т. е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ.

На сегодняшний день макроэкономические перспективы Беларуси неблагоприятны. Темпы экономического роста неустойчивы, а уровень инфляции по-прежнему очень высок. Традиционные жёсткие меры монетарной и фискальной политики, направленные на ограничение роста предложения денег, вызвали лишь незначительное снижение инфляции.

Отказ от контроля высокой  инфляции имеет три важных последствия. Во-первых, в условиях высокой инфляции доходы и богатство значительно  перераспределяются, что создает предпосылки для снижения экономической эффективности. Во-вторых, в условиях высокой инфляции цены не выполняют своей сигнализирующей роли, т. к. субъектам экономики становится трудно интерпретировать ценовые изменения как изменения относительных цен. В-третьих, в течение периода высокой инфляции предприятия и домашние хозяйства концентрируют экономическую активность скорее на краткосрочных (часто спекулятивных) мерах по защите своих доходов и активов, чем на долгосрочных решениях по поводу, например, сбережений и инвестиций, которые так необходимы для достижения устойчивого экономического роста [12, с. 87].

Одной из главных макроэкономических проблем является неофициальная  долларизация белорусской экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой (долларами), которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но прежде всего, используются как средство сбережения.  Белорусские предприятия и население предпочитают хранить значительную часть своих активов в долларах, а это свидетельство недоверия к Национальному Банку, национальной валюте. Отсюда и инфляция: долларизированные страны не могут создать стабильную национальную финансовую систему (к примеру, страны Африки), Центральный Банк теряет свои функции [5, с. 21-22].

Переходный период в  реформируемой экономике не обходится без “шоковой терапии”, если ей в наследство достались деформированная структура относительных цен или высокая макроэкономическая несбалансированность. Если превалируют оба этих условия, тогда “шоковая терапия” является крайне необходимой, хотя и недостаточной для стабилизации экономики. Опыт стран Центральной и Восточной Европы, в своей основной массе выбравших путь “шоковой терапии”, показал успех и перспективность такого подхода; тогда как страны, выбравшие путь постепенных реформ, показывают значительно меньшие экономические успехи. Отказ от быстрого и решительногореформирования в Республике Беларусь способствует консервации следующих негативных особенностей переходного периода (применительно к основным фазам общественного воспроизводства):

  • “правовой нигилизм”, т. е. стремление решать хозяйственные конфликты не путем обращения в судебные инстанции, а через поиск “вышестоящих” покровителей; неполнота законодательства, регулирующего рыночные отношения, и неразвитость судебной системы подкрепляют данную тенденцию;
  • отсутствие представления у основной массы населения о целях и путях реформирования экономики;
  • низкий уровень управляемости внутри государственных структур.

Исходя  из вышеперечисленных особенностей можно выделить следующие факторы, влияющие на издержки, цены и инфляцию:

  • высокое ресурсопотребление и, как следствие, высокая материалоемкость и энергоемкость продукции;
  • высокая себестоимость как результат отсталой технологии и 70% износа основных производственных фондов предприятий;
  • затратные схемы ценообразования предприятий-монополистов;
  • низкая инвестиционная активность, не способствующая инновационной деятельности предприятий;
  • низкий платежеспособный спрос, который вынуждает предприятия снижать объемы производства, сохраняя производство лишь дешевой и некачественной продукции [14, с. 18-20].

Государство пытается решать эти проблемы с помощью административного регулирования экономических процессов, что, в свою очередь, накладывает непосредственный отпечаток на инфляцию, ценообразование и государственную ценовую политику.

В кризисные периоды  контроль над ценами усиливается. Правительство  нередко использует жесткую меру регулирования — “замораживание” цен и заработной платы. Необходимым условием успешного осуществления указанного мероприятия является консолидация населения, профсоюзов, политических и общественных групп и движений вокруг идеи о “замораживании” цен и заработной платы, т. е. создание условий экономической солидарности. Иначе вводимые меры не будут иметь экономического эффекта.

В краткосрочном плане  “замораживание” цен и заработной платы способствует определенной стабилизации экономики — замедлению инфляции, увеличению занятости и росту ВВП. Однако в долгосрочном периоде это ведет к усилению негативных тенденций в развитии экономики: росту дотаций из бюджета, снижению доходной части за счет снижения общего уровня прибыльности предприятий, росту кредитных вложений в экономику и др.

В Республике Беларусь на начальных  этапах реформирования экономики была проведена широкая либерализация цен, которая привела к резкому и неуправляемому росту цен и падению объемов промышленного производства.

В 1996—1999 гг., к примеру, проводился жесткий контроль цен преимущественно административными методами в пользу социальной стабильности и поддержки неэффективных производителей. При этом возникли следующие проблемы: ухудшение финансовых показателей работы многих предприятий, падение инвестиционной активности, усугубление “перекрестного субсидирования”, возникновение дефицита потребительских товаров [5, с. 23]. Данные меры, тем не менее, не останавливают инфляцию.

Информация о работе Государственное управление на макроуровне