Автор: m***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, организации национальной обороны,
выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное
регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего
капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами,
качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В
современных условиях любое государство осуществляет регулирование
национальной экономики, с различной степенью государственного
вмешательства в экономику.
Введение:
1. Различные теории государственного регулирования экономики.
Меркантилисты
Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
Границы вмешательства государства в экономику
2.1. Перераспределение доходов
2.2. Конкуренция
2.3. Инфляция и цикличность
2.4. Развитие фундаментальных научных исследований
2.5. Реализация национальных интересов
3. Функции государственного регулирования
4. Объекты государственного регулирования экономики
5. Методы государственного регулирования рыночной экономики 5.1. Административные методы
5.2. Экономические методы
6. Государственное регулирование экономики в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
В отличии от командной
Об использовании
На новой основе реализуются и государственные программы. Государственные заказы для выполнения программ выдаются на конкурсной основе с последующим заключением контракта.
К административным методам
5.2
Экономические методы
К ним относится бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.
Для экономического
Еще одним направлением
Налоговое регулирование
Важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложении предприятий. Речь идет о введении скидок и льгот для отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели.
Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов , оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.
Бюджетная политика в западных странах хорошо работала во время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия(40-60 годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако, выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное в ходе подъема :нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился . Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80 –е годы, когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.
Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь- на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы посредством кредитной эмиссии.
Из увеличения же денежной массы следует, что деньги становятся менее редким благом, и цена их использования, т. е. процентная ставка снижается . Поэтому экономисты обычно речь ведут о кредитно- денежной политике как о едином целом.
В этой политике важнейшее
значение имеет процентная
Тем не менее у
Если же, напротив, в стране усиливается инфляция, норма обязательных резервов увеличивается. А чем выше норма обязательных резервов , тем меньший размер кредитной эмиссии. Это будет сдерживать рост массы в обращении, а значит, и способствовать снижению уровня инфляции.
Есть и другие способы
Таким образом, с помощью
В последние десятилетия
Для балансирования рынка товаров и услуг национальной промышленности от иностранной конкуренции используются количественные квоты на импорт и экспорт, таможенные пошлины, экспортные субсидии, косвенные налоги и т. д.
Экономические и
В то же время экономические и административные методы противоположны. Экономические методы не сужают свободу выбора субъектов, которые сохраняют за собой право на свободное принятие рыночного решения. Когда, допустим, государство использует для регулирования экономики ставку процента по своим долговым обязательствам, владелец денежного дохода видит в этом признак того, что к доступным ему вариантам выгодного размещения сбережений (банковский вклад, покупка ценных бумаг частных корпораций, приобретение недвижимости и т.д.) прибавился еще один. И тут все зависит от умения государства привлечь обладателя сбережений на свою сторону, чтобы достичь целей регулирования.
Напротив, административные приемы
существенно ограничивают
Вместе с тем административные
меры, подавляя индивидуальную
Во-первых, жесткий государственный контроль монопольных рынков.
Во-вторых, регулирование внешних
эффектов и их последствий
для окружающей среды. В этой
сфере экономические
В-третьих, разработка
В-четвертых, определение и
В-пятых, защита национальных интересов в системе мирового хозяйства, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.
В странах с развитой рыночной
экономикой административные
Хотя мировая хозяйственная
практика знает немало
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики