Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: m***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, организации национальной обороны,
выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное
регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего
капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами,
качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В
современных условиях любое государство осуществляет регулирование
национальной экономики, с различной степенью государственного
вмешательства в экономику.

Содержание

Введение:
1. Различные теории государственного регулирования экономики.
Меркантилисты
Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
Границы вмешательства государства в экономику
2.1. Перераспределение доходов
2.2. Конкуренция
2.3. Инфляция и цикличность
2.4. Развитие фундаментальных научных исследований
2.5. Реализация национальных интересов
3. Функции государственного регулирования
4. Объекты государственного регулирования экономики
5. Методы государственного регулирования рыночной экономики 5.1. Административные методы
5.2. Экономические методы
6. Государственное регулирование экономики в Беларуси
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование в рыночной экономике.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

    Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидирование регламента по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что в неоклассической  модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

2. Границы вмешательства государства в экономику 

В первую очередь, это правильная организация  денежного обращения.

Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

Последствия внешних эффектов также могут  быть устранены только посредством  государства. В процессах рыночного  производства и потребления могут  возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.

Если  рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы: 

2.1Перераспределение доходов 

Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причем размеры  этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.

Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг. 
 
 

2.2 Конкуренция 

Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и в конечном счете финансовый крах и банкротство.

Однако, механизм рынка не реализует до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет работать. При этом, обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места. 

2.3  Инфляция и цикличность 

Инфляция  является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая решается путем  проведения антиинфляционной политики.

Суть  государственной антициклической политики, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и бурном подъеме в экономике страны могут возникнуть опасные явления - исчезновение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов. 

2.4  Развитие фундаментальных  научных исследований 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.5 Реализация национальных  интересов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 

3.Функции государственного регулирования 

           Рыночный механизм свободной  конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все  же не безграничны. Существуют  области, где механизм свободной  конкуренции не срабатывает и  требуется вмешательство государства. Во-первых. Это правильная организация денежного обращения.

           Во-вторых, предоставление государством  общественных товаров. Механизм  свободного рынка позволяет удовлетворять  потребности, которые выражаются  в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без  вмешательства государства в экономику.

           В-третьих, устранение государством  последствий внешних эффектов. В  процессах рыночного производства  и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие  денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов. Что делает необходимым вмешательство государства в экономику.

           Функции, выполняемые государством  по организации денежного обращения,  предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, составляют максимальные  границы его вмешательства в  экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок. 

           Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

           Перераспределение доходов. Рынок  признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной  конкуренции на рынках факторов  производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять а рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны. Но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

           Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека недостойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства. Активно включившегося в перераспределение доходов.

           Занятость. Механизм рынка не  реализует автоматически право  на труд для тех, кто может  и хочет работать. Заметим, что  обеспечение указанного права  не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости. Материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевшие найти их.

           Монополизм и инфляция – тяжелые «хронические болезни» рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством и антиинфляционной и антимонопольной профилактики.

           Развитие фундаментальных научных  исследований и связанных с  ними  крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

           Государство проводит региональную  политику, решая проблемы, возникающие  при воздействии на рыночную  экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

           Реализация национальных интересов  в мировой экономике предполагает  проведение государством соответствующей  внешнеторговой политики, контроль  над международной миграцией  капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

           Таковы в общих чертах верхние  максимально допустимые пределы  государственного вмешательства  в рыночную экономику. Эти рамки  достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

           Если же государство пытается  делать больше, чем ему отмерено  рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики