Автор: m***********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:41, курсовая работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной
экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами
поддержания порядка, законности, организации национальной обороны,
выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное
регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего
капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами,
качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В
современных условиях любое государство осуществляет регулирование
национальной экономики, с различной степенью государственного
вмешательства в экономику.
Введение:
1. Различные теории государственного регулирования экономики.
Меркантилисты
Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
Границы вмешательства государства в экономику
2.1. Перераспределение доходов
2.2. Конкуренция
2.3. Инфляция и цикличность
2.4. Развитие фундаментальных научных исследований
2.5. Реализация национальных интересов
3. Функции государственного регулирования
4. Объекты государственного регулирования экономики
5. Методы государственного регулирования рыночной экономики 5.1. Административные методы
5.2. Экономические методы
6. Государственное регулирование экономики в Беларуси
Заключение
Список использованных источников
Основными направлениями
Обеспечение нормальных
Выполнение функций,
Разработка, принятие и организация
выполнения хозяйственного
4.Объекты
государственного регулирования
экономики
Фактически, объекты государственного регулирования экономики - это все те сферы, отрасли, а также ситуации и явления социально-экономической жизни государства, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как скорейшее решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты государственного регулирования экономики это:
• экономический цикл;
• секторальная, отраслевая и локальная структура хозяйства;
• условия накопления капитала;
• занятость и безработица;
• денежное обращение;
• платежный баланс;
• цены и их колебания;
• условия конкуренции;
• социальные отношения, социальное обеспечение;
• подготовка и переподготовка кадров;
• окружающая
среда и регулирование
• внешнеэкономические и политические связи.
Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.
Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.
Особое внимание государственное регулирование экономики уделяет обращению денег. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для экономики.
Пожалуй, одним из важнейших объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Объекты
государственного регулирования экономики
различают в зависимости от уровня решаемых
ими задач и методов решений. Это следующие
иерархические уровни: уровень фирмы;
региона; отрасли; сектора экономики (промышленность,
сельское хозяйство, услуги); хозяйства
в целом; глобальный (социальные отношения,
экология); наднациональный (экономико-политические
отношение с зарубежными странами, различные
интеграционные процессы). При этом невозможно
сказать, какой из этих уровней является
доминирующим, а какой - вторичным, поскольку
они все действуют в рамках одной системы.
5. Методы государственного регулирования рыночной экономики
Государство выполняет свои
Во-первых, исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п. Отсюда не следует, что в условиях рыночной экономики государство снимает с себя всякую ответственность, допустим за уровни и динамику цен. Напротив, государство внимательно следит за ценами и, опираясь главным образом на экономические методы управления, старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
Во-вторых, влиять на рынок как
самонастраивающуюся систему
В-третьих, экономические
5.1 Административные методы
Такие
методы характерны прежде всего для
централизованно управляемой
Административные методы
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Финансовая поддержка из
Другими словами, если на товар устанавливается дотация, то это означает, что одна часть реальной цены оплачивается потребителем, а другая часть – государством. Таким образом, цена потребителя снижается.
Дотации из бюджета могут выдаваться из средств вышестоящих бюджетов нижестоящими для их окончательного сбалансирования.
В последнее время дотации
вытесняются новым видом
Субвенции подразделяются на текущие и инвестиционные. Право на получение текущих субвенций имеют территории России, у которых доли бюджетных расходов, необходимых для финансирования общегосударственных социальных расходов, превышают среднюю по России. Территории, бюджеты которых недостаточны для финансирования закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений, обладают правом на инвестиционные субвенции.
Субсидия – особая форма связи – финансовой и экономической - между отдельными звеньями бюджетной системы и служит в основном для поддержания сбалансированности бюджета. В отличии от субвенций субсидии не подлежат возврату в случае их не использования или использования не по назначению. Это дает возможность получателям субсидий осуществлять маневрирование полученными финансовыми ресурсами.
Административные методы
Административные методы
Во многих странах государство использует правовые и государственные рычаги с тем, чтобы заставить бизнес инвестировать капитал в восстановление природной среды, развитие проблем районов , ограничение роста перегруженных крупногородских систем. Иными словами, государство берет на себя ответственность за обеспечение неотъемлемого права человека на жизнь в условиях окружающей среды , которое постоянно нарушалось как системой свободной конкуренции, так и рыночной экономикой в целом.
Правовые и административные
рычаги используются
Отметим, что работающие на
рынок государственные
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики