Государственное регулирование распределения доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:

1) Определить источники и структуру доходов населения России.

2) Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации

доходов населения России.

3) Охарактеризовать основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с доходами населения в России.

Содержание

Введение……………………………...…………………………….……………...3
Методологические аспекты изучения процессов дифференциации доходов населения
Виды доходов……………………………………………………………...5
Показатели дохода………………………………………………………...7
Государственное регулирование распределения доходов
2.1 Причины дифференциации………………………………………….…..11

2.2 Динамика доходов и их дифференциация……………………………...13

2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов………………………18

2.4 Государственное регулирование заработной платы…………………...21

Основные направления государственного регулирования распределения доходов………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..……..30

Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Гос.регулирование распределения доходов.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

а) изначально намного ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора;

б) обесценивается инфляцией ей гораздо значительнее, чем это происходи во внебюджетном секторе.

    Второе из рассматриваемых направлений — содействие государства выполнению заработной платой своей стимулирующей функции. Последняя состоит:

а)  в обеспечении необходимой работодателю трудовой отдачи от наемного работника;

б) в создании определенного стереотипа поведения работников в процессе реализации ими в производственной деятельности своих физических и духовных способностей.

    Иными словами, заработная плата в ее стимулирующей функции экономически вынуждает работника к эффективности труда, достаточной для того, чтобы не только покрыть расходы работодателя на оплату наемного труда, но и принести ему определенную прибыль — базу его налоговых выплат на общегосударственные нужды и источник расширения его производства.

    В этой связи важно принять во внимание следующие обстоятельства. В рыночной экономике различаются два уровня взаимодействия работников и работодателей:

     - на рынке труда, где, как уже отмечалось, выявляется цена рабочей силы  

     (определяются ставки заработной платы) и заключается коллективный

     договор (соглашение);

     - внутри предприятия по поводу использования рабочей силы в процессе   

     производства.

    Здесь, исходя из ее цены и из необходимых для работодателя, соответственно востребуемых от работника, результатов труда последнего устанавливается взаимосвязь между этими результатами и заработком. Итог взаимодействия в данном аспекте — установление для работников тех или иных систем оплаты, фиксирующих для конкретных рабочих мест, групп, профессий (должностей) и видов деятельности четкие зависимости между оплатой труда и его результатами.

    Третье направление состоит в усилении госрегулирования макроэкономических процессов, прежде всего соотносительной динамики денежной заработной платы и цен. Анализируя данную линию, важно принять во внимание, что в большинстве стран с развитой рыночной экономикой при росте цен имеют место расширение объемов производства и увеличение реальных доходов населения (реальной заработной платы, реальных пособий, пенсий и т.п.). Денежные доходы, денежная (номинальная) заработная плата, номинальные пенсии, пособия и другие социальные выплаты растут в этой связи быстрее, нежели цены.

    Далее, согласно примерам в законодательстве ряда государств, даже при малейшем (в пределах десятых долей процента) изменении цен включается механизм индексации заработной платы и других форм доходов населения. Авторы соответствующих актов, очевидно, исходят из того, что в противном случае снижение покупательского спроса неизбежно приведет к нереализации части произведенных товаров и неполучению производителями ожидаемой прибыли. Да и сами товаропроизводители индексируют денежную заработную плату и денежные доходы вовсе не в силу своей озабоченности снижением реальных доходов основной массы населения. Они идут на это, дабы не пострадали в конечном счете их собственные интересы, понимая, что индексация денежных доходов является экономической необходимостью, средством преодоления негативного влияния инфляции на экономику в целом, на доходы и работников, и работодателей [9].

    При разработке нндексационного механизма важно вычленить следующие аспекты проблемы: как часто стоит проводить индексации и что должно быть их базой. Индексация — не следствие инфляции, а инструмент её остановки, и чем оперативнее он задействуется, тем легче против нее бороться. При небольшой инфляции частные работодатели легче находят средства на ее нейтрализацию, они либо снижают затраты, либо уменьшают долю своей прибыли. В любом случае их действия сразу сказываются на экономических процессах — в плане роста эффективности работы предприятий или перераспределения дохода. Коль скоро же порог инфляции высок, частным предпринимателям затруднительно принять ответствующие меры; в результате компенсация если и происходит, то далеко не полная, а отсюда и сужение покупательского спроса населения и падение объемов производимой продукции. Низкие индексационные пороги облегчают ситуацию и в бюджетном секторе. При прочих равных условиях рост цен ведет к росту отчислений в бюджет — по линии НДС и налоге на прибыль — тех, у кого выросли цены, то есть большинства предприятий. Если проведена индексация заработной платы, отчисления увеличиваются и по линии подоходного налога, а же во внебюджетные фонды. Это и создаёт условия для осуществления индексации в бюджетном секторе экономики. При высоких индексационных порогах затруднения, возникающие во внебюджетном секторе, сокращают поступления в бюджет и во внебюджетные фонды. Если же для покрытия инфляции в бюджетном секторе приходится прибегать к эмиссии, то чем она менее масштабна, тем экономике, разумеется, легче к ней приспособиться [12].

    Социальные слои с низкими доходами нуждаются в индексации в большей мере, чем страны с доходами средними и высокими, а людям высшей доходной группы, покупательский спрос которых от уровня цен практически не зависит. компенсация их роста, естественно, вообще не нужна. 
 

    3. Основные направления  государственного  регулирования распределения доходов 

    Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности. В противном случае рост численности бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни общества. Сокращение численности бедняков — одна из основных задач социальной политики государства в странах рыночной экономики.

    Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни; при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия. Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

    Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

    Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

    Одна часть средств таких программ формируется через государственный бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за счет прибыли на самих предприятиях и фондах [13].

    Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными установками, сложившимися в обществе.

    Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем направлениям.

    Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей.

    Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации зависит от количества детей и уровня доходов родителей.

    Особенность третьего направления определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей в школьном возрасте.

    Выплаты по линии программ помощи призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в этой области должна быть особенно активной.

С началом  экономических реформ в России резко  активизировались процессы перераспределения  доходов и имущественного расслоения населения. Сама по себе трансформация относительно равномерного распределения доходов, сложившегося в период социализма, в более дифференцированное была неизбежной и даже необходимой при переходе к рынку. Неравенство в распределении доходов между различными группами населения - одна из объективных черт рыночной экономики. Но процессы поляризации доходов развивались слишком стремительно и происходили в условиях кризиса экономики, на фоне снижения общего объема доходов общества, то есть за счет быстрого сокращения доходов одних групп населения в пользу других. Один из основных показателей степени неравенства в распределении доходов, коэффициент Джини, увеличился за первые три года реформ почти в 2 раза по сравнению с показателями, фиксируемыми в социалистической России, и превысил отметку 0,4, что по международным стандартам означает высокую степень дифференциации доходов в обществе. Подобные изменения показателей социальной дифференциации происходили в США, развитых странах Европы за несколько десятилетий [16]. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации.

    Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных  в 2007 году составило 16,8 %, в 2009 году – 16,7 %.  Доход менее 1,5 тыс. рублей в 2006 г. получали 1,8 % населения; от 1,5 до 2,5 тыс. – 5,8 %; от 2,5 до 3,5 тыс. – 8,5 %; от 3,5 до 4,5 тыс. – 9,4 %; от 4,5 до 6 тыс. – 13,5 %; от 6 до 8 тыс. – 14,9 %; от 8 до 12 тыс. – 19,7 %. Получается, что доходы 73,6 % россиян просто нищенские. При этом зарплата в 12 тыс. руб. – в 2,5 раза ниже, чем установленный, например, в США минимальный уровень оплаты труда. Для сравнения: минимальная годовая зарплата в России 13,2 тыс. рублей, в США – 11 тыс. долларов (в 22 раза больше).

Информация о работе Государственное регулирование распределения доходов