Государственное регулирование распределения доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Задачами данной курсовой работы являются:

1) Определить источники и структуру доходов населения России.

2) Раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации

доходов населения России.

3) Охарактеризовать основные направления государственного регулирования распределения доходов.

Обозначение основных проблем поможет понять всю сложность ситуации, сложившейся с доходами населения в России.

Содержание

Введение……………………………...…………………………….……………...3
Методологические аспекты изучения процессов дифференциации доходов населения
Виды доходов……………………………………………………………...5
Показатели дохода………………………………………………………...7
Государственное регулирование распределения доходов
2.1 Причины дифференциации………………………………………….…..11

2.2 Динамика доходов и их дифференциация……………………………...13

2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов………………………18

2.4 Государственное регулирование заработной платы…………………...21

Основные направления государственного регулирования распределения доходов………………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………..……..30

Список использованных источников…………………………………………..32

Работа содержит 1 файл

Гос.регулирование распределения доходов.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Что касается соотношения располагаемых  ресурсов наименее и наиболее  обеспеченных домохозяйств, то хотя расслоение на селе выражено несколько меньше, чем в городе (10 против 13), размеры доходов таковы, что согласно параметрам, принятым в мировом обществе, данную ситуацию можно оценить как предельно критическую. Если доля домохозяйств, которые не достигают душевого ПМ, в среднем по стране составляет 6 %, то среди сельских домохозяйств таких 56,5 %. За чертой глубокой бедности (которую принято определять при  уровне дохода менее половины ПМ) в среднем по стране находятся порядка 2,4 % всех домохозяйств, в сельской местности – 24,9 % [13.с.19].

    Низкообеспеченным семьям (где доход  выше ПМ) на социальную помощь  рассчитывать не приходится, но  определенные субсидии на погашение  ЕСН нужны. По мере повышения  доходов домохозяйств, обеспечивающих им переход в группы с бюджетами более высокого достатка, сумма государственного субсидирования будет соответственного снижаться.

    В отношении групп среднеобеспеченных  и более высокого достатка  целесообразно оставить только  функцию стимулирования труда.

    Затраты на наемного работника  объективно обоснованы необходимостью  обеспечить нормальное воспроизводство  рабочей силы. В нашей стране  размеры заработной платы и  пенсии значительной части работников  и их семей не достигают  даже уровня, гарантирующего простое воспроизводство рабочей силы.

    Низкий уровень заработной платы  в отраслях бюджетной сферы  и ряде секторов экономики,  где трудится около 40% общего  количества занятых (примерно  треть всех российских семей)  позволяет обеспечить содержание только одного ребенка. В то же время даже для простого воспроизводства, необходимого для нормального функционирования народного хозяйства, в семье должно быть по крайней мере двое детей. Кроме того, у подавляющего большинства граждан при нынешнем уровне доходов шансов на самостоятельное улучшение своих жилищных условий нет.

    В таблице 2 приведены данные по соотношению 10 % самых богатых к 10 % самых бедных (децильный коэффициент). 

    Таблица 2. - Соотношение 10 % самых богатых к 10 % самых бедных 

Год 1992 1995 1998 2001 2004 2007 2008 2009
Отношение 8,0 13,5 13,8 13,9 15,2 16,8 16,8 16,7
 

    Хотя номинальные и реальные доходы населения растут, до 50 % общего объема этих денежных доходов ныне концентрируются у 20 % населения страны: коэффициент Джини за 2009 год – 0,404.

    По данным Росстата, коэффициент  Джини в России в течение  10 последних лет практически не  меняется, колеблясь вокруг значения 0,4. Неравенство в России существенно  выше, чем в Европе, но ниже, чем  в Китае и США (около 0,45), и тем более ниже, чем в Бразилии (почти 0,6). Если рассматривать неравенство между гражданами всего мира, то этот показатель составляет, по разным оценкам, от 0,60 до 0,65. А в СССР коэффициент Джини составлял, по разным подсчетам, от 0,25 до 0,29. 
 
 

2.3 Заработная плата как важнейшая часть доходов 

    Согласно договора о найме  человек обязан  в  течение  оговоренного  времени  работать на предприятии (учреждении), а предприниматель в обмен на его труд выплачивает  ему определенную сумму денег. В результате совершается сделка по купле-продаже определенного товара - труда. Таким образом, заработная плата воспринимается как цена труда-товара.

    В производстве человек создает новую  стоимость, равную  стоимости его рабочей силы, за необходимое рабочее время. Поэтому его рабочий день делится на оплаченное (необходимое) и неоплаченное (прибавочное) время. Если бы бизнесмен стал оплачивать весь труд работников, он потерял бы источник своего обогащения.

    Частично оплаченный  труд  воспринимается всеми как полностью оплаченный, а заработная плата на поверхности экономической жизни  выглядит как цена труда, не существующего в действительности товара.

    Таким образом, заработную плату нельзя  сводить  к вещественной связи  типа "товар (труд) - деньги (заработная плата)".

    Сущность дохода  работника  выражается  законом  заработной  платы. Этот закон отражает объективную экономическую зависимость – заработная плата определяется стоимостью, или ценой рабочей силы. Ее размер зависит от величины  стоимости, или цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы  повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот.

    Количество зарабатываемых человеком  денег  зависит  от  величины стоимости его рабочей силы. Такая стоимость имеет верхний и низший уровни. Низшим пределом часто принято считать так называемый "прожиточный минимум", который определяет  границу бедности и идет на поддержание жизнедеятельности работников с низкой квалификацией. Верхняя граница стоимости рабочей силы учитывает дополнительные затраты на удовлетворение социально-культурных потребностей.

    В силу  этих  обстоятельств закон заработной платы является эластичным экономическим законом, так как уровень дохода  работника может изменяться. Размеры заработка  работников зависят также от уровня их квалификации. Размер дохода работника во многом зависит от степени развитости экономических  и  социальных условий, имеющихся в той или иной стране. Национальные различия в величине заработной платы работников  зависят от научно-технического уровня производительных сил и эффективности общественного труда, степени развитости рабочей  силы, достигнутого  общественно-нормального качества  жизни и иных факторов.

    Действительная величина заработной платы как  цены  рабочей  силы зависит и от конъюнктуры на рынке труда, то есть от отношения между спросом и предложением рабочей силы, остроты конкурентной борьбы между ее  продавцами и покупателями, а также в среде самих продавцов и между покупателями.

    В период спада производства и  массовой  безработицы  предложение рабочей силы  всех категорий работников превышает спрос на нее, что ведет к понижению заработной платы.

    Конкуренция на  рынке труда ведет к приближению уровня заработной платы к равновесной цене. Это означает, что конкуренция выступает  уравнительницей заработной платы. В национальном масштабе устанавливается примерно одинаковая оплата труда работникам определенной  профессии  с равным уровнем образования и квалификации. То есть рынок труда со свойственной ему конкуренцией утверждает принцип - равная оплата за равный труд [18.c.132].

    Однако многие экономисты ставят под сомнение эластичность закона заработной платы к понижению ставки самой заработной платы. Это явление известно под названием эффекта “храповика”. Он наблюдается в случаях с нестабильной экономической ситуацией и частым изменением уровня реального дохода или реальной заработной платы. Причём не только в сторону понижения, но и повышения. Например, после планового повышения уровня минимальной заработной платы в пределах одного предприятия связанного с увеличением инфляции наступает стабилизация экономики, временное или постоянное контролирование уровня инфляции и повышение покупательной способности национальной валюты, что в свою очередь вызовет необходимость снижения как номинальной, так и реальной заработной платы. Однако понижение заработной платы не устроит работников данного предприятия, что в свою очередь вызовет изменение в предложении рабочей силы. Следовательно заработная плата не подвержена только лишь изменениям в спросе и предложении рабочей силы, но и подвержена влиянию макроэкономических процессов.

    Начиная с 1992 года бедность проявила себя во всей красе, тем более что «условия» складывались соответствующие – обвальное падение производства, жесточайшая инфляция. Так, в 1993 г. по сравнению с 1989 г. количественный прирост «бедняков» составил 50,9 млн. человек.

    Специфическая черта российской бедности – ее «трудоспособное лицо». Другими словами, удельный вес работающих бедных беспрецедентно высок.

    Низкая зарплата – хотя и  очень важный, но не единственный  фактор формирования бедности  среди работающих. Другой обусловлен тем, что новые рабочие места, созданные в течение последних пяти лет, отмеченных экономическим оживлением, в значительной своей части  являются «периферийными» с точки зрения качества, уровня оплаты, социальной защиты. То есть рынок труда генерирует рабочие места, которые приносят работнику низкую «отдачу», недостаточную для удовлетворения потребностей его самого и семьи. Таким образом, наличие работы отнюдь не является средством преодоления бедности. [21.с.6] 
 
 
 
 

2.4 Государственное регулирование заработной платы 

    Однако нельзя не учитывать необходимость государственного вмешательства и государственного  регулирования заработной платы. Действия государства по организации оплаты труда соответственно существующим рыночным условиям можно условно разбить на направления:

Первое  направление можно было бы обозначить как активное блокирующее вмешательство государства в процесс дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы. Это вполне достижимо при консолидации усилий органов исполнительной и законодательной власти в центре и на местах на разработке, принятии и строгом обеспечении исполнения пакета правовых актов, включающего первоочередную задачу индексации средней заработной платы. Содержательная сторона данного пакета документов представляется следующей. Во-первых, правительство за месяц до начала очередного квартала определяет ожидаемый размер инфляции. Исходя из фактических данных о средней заработной плате за три последних месяца, работодатель устанавливает размер компенсационных сумм на фактическую численность персонала, и выплачивает их работникам в форме, учитывающей как необходимость компенсации, так и задачи совершенствования организации заработной платы. Если фактические темпы инфляции оказались выше или ниже определенных правительственными инстанциями, соответствующая сумма компенсации в следующем квартале уменьшается (увеличивается) на переплаченную (недоплаченную) величину.

    Во-вторых, — принятие нормативных актов об обязательной выплате начисленной работникам заработной платы на основе мобилизации всех активов предприятия, включая обязанность работодателя получить на эти цели кредит банка. Действие этого акта, предусматривающего обязательную выплату работникам очередной заработной платы (при постепенной выплате накопившейся ранее задолженности), надлежит распространить на работодателей как бюджетной, так и внебюджетной сфер экономики.

    В условиях же развитой рыночной экономики (или хотя бы попыток её строительства) минимальная заработная плата, прежде всего, несёт на себе задачу воспроизводства рабочей силы. А в настоящее время об этом не идёт даже речь. Минимальная ставка имеет скорее формальный, чем реальный характер [19.c.73].

    В рыночной модели тарифные ставки и должностные оклады представляют собой формы проявления цены рабочей силы. Именно за тарифную ставку (оклад) работник и выполняет свои трудовые обязанности; доля тарифной заработной платы в заработке достигает 95— 100%. Переход в организации заработной платы на рыночные принципы, требует того, чтобы тарифные ставки полностью обеспечивали воспроизводство рабочей силы, а для этого их нужно сначала довести  хотя бы до прежнего уровня. Реконструкция потенциала тарифной системы мыслима лишь в масштабах экономики в целом, а значит, может быть обеспечена только на основе централизованных решений, совместно принятых работодателями и работниками (через своих представителей). Тут требуется целенаправленное и опирающееся на механизм социального партнерства регулирование изменения размеров выплат по квалификационным группам в увязке с динамикой минимальной заработной платы. При этом правительством могли бы быть разработаны рекомендательные уровни тарифных ставок при одновременном установлении допустимого «коридора» отклонений от них в большую или меньшую сторону.

    Другой назревший шаг в восстановлении покупательной способности тарифной части оплаты труда — переход к регулированию её доли в составе заработка работника во внебюджетном секторе экономики. Данное требование к организации заработной платы может достаточно эффективно реализовываться в различного рода территориальных соглашениях.

    Особо значимо восстановление покупательной способности тарифной оплаты для работников бюджетного сектора экономики (за исключением категории государственных служащих, то есть работников государственных органов власти, у которых проблема восстановления покупательной способности заработной платы остро не стоит). Специфика организации оплаты труда работников предприятий и учреждений этого сектора экономики такова, что заработок здесь в основном стоит из тарифной оплаты, которая:

Информация о работе Государственное регулирование распределения доходов